Об этом 27 июня 2025 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на источники, пожелавшие остаться анонимными.
Последний претендент
По данным издания:- Катар отказался от участия в заблокированных в Германии предприятиях Роснефти,
- QIA был последней стороной, заинтересованной в нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ),
- их будущее оказалось под вопросом.
Ситуация с активами Роснефти в Германии усиливает давление на новое правительство ФРГ, которое должно принять решение по этому бизнесу, находящемуся под временным доверительным управлением, которое несколько раз продлевалось.
На правительственную коалицию, составленную членами Христианско-демократического союза Германии (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), давят левые, требующие большей определенности в отношении будущего активов Роснефти в Германии, в первую очередь, НПЗ PCK Raffinerie в г. Шведт.
Министр экономики и энергетики ФРГ К. Райхе 25 июня 2025 г. в ходе слушаний в в Экономическом комитете Бундестага заявила законодателям, что найти надежное правовое будущее НПЗ PCK не так-то просто, новому правительству нужно время.
Пока же федеральное правительство просто продлило гарантию занятости для сотрудников НПЗ PCK, которая должна была истечь 30 июня, до конца 2025 г.
В отношении будущего НПЗ К. Райхе заявила, что нужно продумать правовую форму, которая будет безопасна для поставок нефти в случае введения действие дополнительных пакетов санкций против России, а также провести декарбонизацию.
Немецкие активы Роснефти
Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing GmbH, немецкие дочки Роснефти, 16 сентября 2022 г. были переданы властями Германии в 6-месячное доверительное управление Федеральному сетевому агентству Германии (BNetzA).Минэкономики ФРГ посчитало, что эксплуатация объектов Роснефти в Германии находится под угрозой, поскольку другие компании намеревались прекратить сотрудничество с ней из-за санкций.
В результате BNetzA получил контроль над долями участия Роснефти в 3 НПЗ в Германии:
- PCK Raffinerie (Шведт) - доля участия Роснефти 54,17%,
- MiRO (Карлсруэ) - 24%,
- Bayernoil (Вогбург) - 28,57%.
Роснефть назвала этот шаг экспроприацией, поскольку для него не было юридических оснований - выполнялись все обязательства вне зависимости от влияния политической обстановки.
Однако власти Германии посчитали, что внешнее управление будет безопаснее, хотя по факту это привело к тому, что активы зависли.
Срок внешнего управления уже 6 раз продлевался и на данный момент он действует до 10 сентября 2025 г.
Предполагалось, что последняя отсрочка позволит завершить сделку по продаже Роснефтью своих немецких активов.
Наиболее перспективными покупателями считались:
- казахстанский КазМунайГаз, что выглядело рационально с учетом того, что на НПЗ PCK в настоящее время поставляется нефть из Казахстана. В ноябре 2024 г. президент РФ В. Путин допустил возможность продажи доли участия Роснефти в PCK казахстанской стороне, но власти Казахстана заявили, что КазМунайГаз не рассматривает вариант приобретения доли участия в НПЗ РСК;
- катарский QIA владеющий 18,93% в Роснефти, что позволило бы избежать акционерного конфликта. Однако, как писал Bloomberg, Катар оказался в сомнениях из-за экономической среды в Германии (в 2024 г. промпроизводство в Германии упало на 4,5%) и неоднозначного инвестиционного климата после досрочных парламентских выборов в стране. Сейчас же издание в качестве причины называет то, что Катар так и не получил одобрения от Белого дома, которого добивался для сохранения хороших отношений с США.