Пора прощаться. Glencore продает долю участия в РуссНефти после 20 лет сотрудничества
Glencore выбрала хороший момент для выхода из сложного актива с учетом высоких цен на нефть
Источник: РуссНефть
Об этом говорится в опубликованной 15 февраля 2022 г. отчетности Glencore.
Завершение продажи зависит от получения разрешений регулирующих органов и, как ожидается, произойдет в 1м полугодии 2022 г.
Причины продажи доли участия в РуссНефти, покупателя и сумму сделки Glencore не раскрывает.
Glencore принадлежит 23,46% уставного капитала РуссНефти (31,28% обыкновенных акций) через дочернюю структуру Rambero Holding AG.
Однако этот актив оказался очень беспокойным.
Бенефициаром РуссНефти является семья Гуцериевых, и именно Glencore активно помогала М. Гуцериеву в начале 2000х гг. создавать РуссНефть, предоставляя кредиты под залог акций добывающих компаний.
В 2007 г. М. Гуцериев покинул Россию из-за начавшихся в отношении него уголовных дел, продав РуссНефть подконтрольному О. Дерипаске холдингу Базовый элемент.
Вернувшись в 2010 г., М. Гуцериев вернул 49% РуссНефти, а в 2013 г. консолидировал РуссНефть, у которой накопились огромные долги, на пике достигавшие 7 млрд долл. США.
В июне 2015 г. структуры М. Гуцериева и Glencore в равных долях списали 3 млрд долл. США долга РуссНефти путем конвертации в акции.
Долг РуссНефти тогда сократился с 5,3 млрд долл. США до 2,3 млрд млрд долл. США, Glencore получила 46% РуссНефти, а доля участия М. Гуцериева снизилась до 54%.
В октябре 2016 г. в рамках подготовки к IPO РуссНефть провела допэмиссию акций, в результате чего доля участия Glencore в уставном капитале РуссНефти сократилась до нынешних 23,46%.
2021 г. оказался для РуссНефти очень сложным.
В июне-августе 2021 г. М. Гуцериев последовательно попал под санкции ЕС, Швейцарии и Великобритании за поддержку президента Белоруссии А. Лукашенко.
В связи с этим М. Гуцериев вышел из состава совета директоров РуссНефти, в котором являлся председателем.
В августе 2021 г. М. Гуцериев перевел свою долю участия в РуссНефти (37,15% обыкновенных акций) на Vemonar Holdings Limited своего брата С.-С. Гуцериева.
По сообщению Reuters, санкции создали трудности для РуссНефти в экспортных продажах нефти, Glencore несколько месяцев пропускала закупки.
Среди других проблем - значительный долг РуссНефти перед российскими госбанками, а также банкротства других финансовых учреждений, основанных М. Гуцериевым.
Glencore выбрала хороший момент для выхода из рискованного актива с учетом высоких цен на нефть.
Также свою роль могла сыграть смена руководства Glencore.
В июле 2021 г. Glencore возглавил Г. Нэгл, команда которого перестраивают компанию после десятилетий руководства А. Глазенберга, у которого были более тесные отношения с Россией.
В связи с этим деятельность Glencore в России сокращается, хотя партнерство с Роснефтью, в которой у Glencore 0,57%, развивается нормально.
Срок действия 5-летнего контракта Glencore с Роснефтью истек в 2021 г., однако трейдер по-прежнему осуществляет закупки у Роснефти как победитель регулярных тендеров на поставку нефти и нефтепродуктов.
Но расширять сотрудничество компании не спешит - ранее Роснефть предлагала Glencore, наряду с др. трейдерами, войти в свой флагманский проект Восток Ойл.
Trafigura в декабре 2020 г. приобрела 10% Восток Ойл за 7 млрд евро, консорциум Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. (75% - Vitol, 25% - MME) в сентябре 2021 г. купил 5% за 3,5 млрд евро, но Glencore воздержалась.
Добавим, что 2021 г. для Glencore, как и для ряда др. компаний нефтегазовой отрасли, в т.ч. Роснефти, оказался удачным.
В 2021 г. компания получила чистую прибыль, приходящуюся на акционеров, в размере 4,974 млрд долл. США против убытка в 1,903 млрд долл. США годом ранее.
Выручка компании увеличилась на 43%, до 203,751 млрд долл. США.
Скорректированный показатель EBITDA подскочил почти в 2 раза до 21,323 млрд долл. США.
Чистый долг сократился на 62% и составил 6,042 млрд долл. США.