Соответствующее уведомление в адрес Rolls-Royce направило Управление национальной безопасности Норвегии (Nasjonal sikkerhetsmyndighet, NSM).
Rolls-Royce и Трансмашхолдинг в начале февраля 2021 г. договорились о продаже российской компании завода дизельных и газопоршневых среднеоборотных двигателей Bergen Engines в г. Берген за 150 млн евро.
Bergen Engines будет управляться как отдельный бизнес TMH International со штаб-квартирой в Швейцарии.
TMH International уже работает в Аргентине, Кубе, Египте, Германии, Венгрии, Израиле и Южной Африке.
В рамках продажи активов на 2 млрд фунтов стерлингов в рамках рекапитализации британский Rolls-Royce, испытывающий серьезные финансовые затруднения, печально объявлял о вынужденной из- за последствий пандемии запланированной продаже на 4 февраля 2021 г.
Продажа убыточного Bergen Engines должна была помочь производителю двигателей для самолетов и кораблей пережить последствия Covid-19.
Однако власти Норвегии могут увидеть в сделке угрозу национальной безопасности и заблокировать ее.
В Норвегии - предвыборная лихорадка, и ее участники активно используют, как они говорят:《сделку с друзьями В. Путина》, чтобы набрать предвыборные очки.
Как известно, владельцами TMH International являются А. Бокарев, И. Махмудов, Д. Комиссаров, К. Липа.
Пока же сделка приостановлена для того, чтобы Минюст Норвегии и др. заинтересованные стороны могли собрать достаточно данных для оценки потенциальной сделки.
Правительство Норвегии сообщило, что глава Минюста Моника Меланд с тревогой о нацбезопасности страны обратилась к председателю парламента страны с предложением рассказать депутатам стортинга о планах продажи Bergen Engines и позиции правительства.
Одновременно с этим выступить перед стортингом может и министр обороны Норвегии Ф. Бакке-Йенсен.
Представитель Rolls-Royse Р. Рэй сообщил, что компания своевременно предупредила власти Норвегии о готовящейся сделке с Трансмашхолдингом.
Компания нацелена на сотрудничество с властями Норвегии и уже приостановила процесс продажи Bergen Engines.
Завод Bergen Engines
Продукция:- дизельные и газопоршневые среднеоборотные двигатели мощностью 1,4 - 11,8 МВт;
- модульные электростанции;
- судовые двигатели;
- услуги по проектированию и обслуживанию электростанций.
- металлообрабатывающие и сборочные производственные цеха;
- цех высокоточного литья,
- ремонтная мастерская
- конструкторское бюро.
Выручка в 2019 г. - 305,2 млн долл США.
Преимущества поглощения Bergen Engines для Трансмашхолдинга
- возможность использования газовых двигателей мегаваттного класса, предназначенных для установки в автономных энергетических системах (к примеру, в модульных ГПЭС), обеспечивающих энергоснабжение небольших населенных пунктов или крупных предприятий;
- синергия норвежского и российского дизелестроительного опыта ускорит реализацию стратегии развития технологий с нулевым балансом выбросов углерода;
- возможность использования технологий норвежского завода в программе дизелестроения создаваемого с ОСК научно-технического центра морских пропульсивных систем (НТЦ МПС);
- возможность адаптирования газопоршневых двигателей для железнодорожных газотурбовозов.
Неудачный опыт сотрудничества с Норвегией
Мы по-прежнему хотим продать Bergen Engines компании TMH, которая станет сильным стратегическим партнером для бизнеса при условии положительного исхода правительственных расследований, - рассылает электронные сообщения Rolls-Royce.Но кто же им поверит!
Глава Минобороны Эйрик Кристофферсен в эфире норвежского ТВ объяснил все понятным языком:
- если компания, которая занимается поставками для Вооруженных сил Норвегии, продается игроку, с которым мы не можем сотрудничать в сфере безопасности, тогда мы должны искать новых поставщиков;
- это так просто.
Так, Норвегия не захотела допускать Газпром к работе на своем шельфе, запретив OMV включить в сделку по обмену активами норвежские шельфовые проекты.
Все казалось мажорным в декабре 2016 г, когда компании также заключили базовое соглашение, по которому Газпром передал бы OMV 24,98% в участках недр 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), получив взамен 38,5% в норвежской OMV Norge S.A.
Как и сейчас, власти Норвегии остановили сделку.
В октябре 2018 г. Газпром и OMV, печально заменив обмен активами на продажу этих российских активов, подписали соглашение.
Доля участия Газпрома в проекте снизится до 50,01%, а Wintershall Dea - сохранится на уровне 25,01%.
Но и в данном виде сделка пока не завершена.
Автор: А. Чижевский