Переговоры Международного промышленного банка и Сургутнефтегаза по продаже последнему многострадальной нефтекомпании Аки-Отыр зашли в тупик на отметке 50 млн долл США. Компания В. Богданова не намерена платить за Аки-Отыр больше.
МПБ, который начинал продажу со 100 млн. долл США, - в задумчивости. Торг застопорился.
ОАО Аки-Отыр разрабатывает 3 нефтяные месторождения Шапшинской группы в Ханты-Мансийском АО. Балансовые запасы нефти оцениваются в 258,5 млн тонн, извлекаемые в 72,5 млн тонн. Предполагается, что промышленную добычу нефти Аки-Отыр начнет в конце 2003 г и к 2009 г доведет добычу до 750-800 тысяч т /год. В течение 20 лет инвестор может получить 110 млн долл США дохода, государство 212,8 млн долл США.
Владельцем этой компании является Международный промышленный банк, который с конца 2002 г не может продать Аки-Отыр. Считается, что решение о продаже нефтяных активов в МПБ было принято после его неудачной борьбы за Славнефть (сначала банку Сергея Пугачева не удалось поставить в российско-белорусской компании свое руководство, затем же Славнефть была продана альянсу ТНК и Сибнефти), а также после развала альянса МПБ с Русснефтью М. Гуцериева.
Интерес к Аки-Отыр за прошедший год проявляли не только российские, но и зарубежные нефтяные компании.
Среди потенциальных покупателей назывались Сибнефть (которая якобы даже рассматривала пакет документации Аки-Отыра), Роснефть, Альфа-Групп, ИК Ренессанс Капитал, американская Marathon, Китайская национальная нефтегазовая компания (CNPC) и Сургутнефтегаз.
В самих компаниях не раскрывали информацию о том, интересует ли их Аки-Отыр.
Известно было лишь то, что Международный промышленный банк назвал оценочную стоимость компании в 100 млн долл США, что сильно смущало претендентов на покупку.
В конце мая 2003 г появилась информация о том, что компанию Аки-Отыр все-таки решил купить Сургутнефтегаз, однако сделка до сих пор не завершена. В МПБ и Сургутнефтегазе по-прежнему хранят молчание.
Руководитель пресс-службы Сургутнефтегаза Р. Ходченко заявила , что ее компания никогда не комментирует ход переговоров до тех пор, пока не будет достигнут конкретный результат. Правда, она не исключила вероятности того, что консультации компании и банка продолжаются. Начальник управления по связям с общественностью МПБ С. Самошин также не смог прокомментировать ситуацию, сославшись на отсутствие результатов переговоров по продаже Аки-Отыра. Однако он отметил, что Сургутнефтегаз всегда рассматривался как один из вероятных покупателей Аки-Отыра.
Стороны зашли в тупик из-за цены Аки-Отыра. Сначала МПБ рассматривала вариант снижения стоимости до 70 млн долл США, однако Сургутнефтегаз не хотел платить больше предложенных им 40 млн долл США. Далее предложение СНГ выросло до 50 млн долл США и на этом остановилось. В пресс-службах Сургутнефтегаза и МПБ цифрами не оперируют. Сергей Самошин лишь отметил, что продавцу цена всегда кажется маленькой, а покупателю большой, и переговоры по Аки-Отыру идут уже давно и тяжело.
По наблюдениям экспертов, торг за нефтяную компанию между Сургутнефтегазом и МПБ продолжится. Хотя бы потому, что для Аки-Отыра в настоящее время нет покупателей. А гендиректор Сургутнефтегаза Владимир Богданов уже объявил о намерении компании в 2004 году повысить добычу нефти до 60 млн тонн, что на 13% больше по сравнению с 53 млн тонн, запланированными на этот год. Добиваться таких результатов СНГ намерен за счет пуска в эксплуатацию своих месторождений, а также приобретения новых активов, к которым, по словам Богданова, его компания присматривается