3 декабря 2015 г В. Путин выступил в Георгиевском зале Кремля с ежегодным посланием к Федеральному Собранию.
На оглашении послания главы государства присутствовали более 1000 приглашенных.
О терроризме
В. Путин начал послание со слов благодарности российским военнослужащим, которые борются с международным терроризмом.
Сегодня здесь, в Георгиевском зале, историческом зале русской воинской славы, присутствуют боевые летчики, представители Вооруженных Сил - участники антитеррористической операции в Сирии.
Присоединиться к нам нашли в себе силы Г. Пешкова и И. Позынич, которые потеряли мужей в войне с террором.
Низкий поклон вам и родителям наших героев.
Прошу почтить память павших солдат, которые отдали жизнь, выполняя свой долг, память всех российских граждан, погибших от рук террористов.
Уважаемые коллеги!
Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором.
Это борьба за свободу, правду и справедливость.
За жизнь людей и будущее всей цивилизации.
Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма.
Россия столкнулась с ней в середине 90х гг, и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические атаки.
Мы помним захваты заложников в гг Буденновске, Беслане, Москве, безжалостные взрывы жилых домов, крушение поезда «Невский экспресс», теракты в столичном метро и в аэропорту Домодедово.
Эти трагедии унесли тысячи жизней.
Это горе, которое навсегда с нами, со страной, с родными и близкими безвинно погибших людей.
Потребовалось почти 10 лет, чтобы переломить хребет бандитам.
Мы практически выдавили террористов из России, но до сих пор ведем непримиримую борьбу с остатками бандподполья.
Но это зло до сих пор дает о себе знать.
2 года назад совершены теракты в г Волгограде.
Совсем недавно был взорван российский гражданский самолет над Синаем.
Невозможно победить международный терроризм силами только 1й страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку.
Угроза терроризма нарастает.
Еще не решена проблема Афганистана.
Ситуация в этой стране тревожная и не вселяет оптимизма, а недавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока и Северной Африки - Ирак, Ливия, Сирия - превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру.
И мы же знаем, почему это произошло.
Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила.
Особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии.
Среди них немало выходцев из России, из стран СНГ.
Они получают деньги, оружие, накапливают силы.
И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей.
И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах.
Вот почему было принято решение о военной операции на основании официального обращения законной, легитимной сирийской власти.
И в Сирии наши ВКС сражаются прежде всего за Россию, отстаивают безопасность именно наших граждан.
Армия и флот России убедительно показали свою боеготовность, свои возросшие возможности.
Современное русское оружие действует эффективно, а бесценная практика его применения в боевых условиях обобщается и будет использована для дальнейшего совершенствования нашей военной техники и вооружений.
Спасибо инженерам, рабочим - всем, кто трудится на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В борьбе с терроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность и свое лидерство.
Эти решительные действия поддержаны российским обществом.
И в такой абсолютно определенной позиции наших граждан - глубокое понимание тотальной угрозы терроризма, проявление истинных патриотических чувств и высоких нравственных качеств, убежденность в том, что национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать.
Уроки прошлого в полный рост встали перед мировым сообществом.
Исторические параллели очевидны.
В 20 веке нежелание своевременно объединить усилия в борьбе с нацизмом было оплачено десятками миллионов жизней, самой кровавой мировой войной.
Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разрушительной, варварской идеологией и не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей.
Нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой ООН.
Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов, подтвердить свою солидарность - и не декларациями, а конкретными действиями.
Это значит - никакого убежища бандитам.
Никаких двойных стандартов.
Никаких контактов с любыми террористическими организациями.
Никаких попыток использовать их в своих целях.
Никакого преступного, кровавого бизнеса с террористами.
О Турции
Мы знаем, например, кто в Турции набивает свой карман и дает заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти.
Именно на эти деньги бандиты вербуют наемников, закупают оружие, организуют бесчеловечные теракты, направленные против наших граждан, против граждан Франции, Ливана, Мали, других государств.
Мы помним и то, что именно в Турции укрывались и получали моральную, материальную поддержку боевики, которые орудовали на Северном Кавказе в 90-х и в 2000-х г.
И сейчас еще их там замечаем.
Между тем турецкий народ - добрый, трудолюбивый и талантливый.
В Турции у нас много давних и надежных друзей.
И подчеркну: они должны знать, что мы не ставим знака равенства между ними и частью сегодняшней правящей верхушки, которая несет прямую ответственность за гибель наших военнослужащих в Сирии.
Мы не забудем этого пособничества террористам.
Всегда считали и будем считать предательство самым последним и постыдным делом.
Пусть знают это те в Турции, кто стрелял в спину нашим летчикам, кто лицемерно пытается оправдать себя, свои действия и прикрыть преступления террористов.
Я вообще, уважаемые коллеги, не понимаю, зачем они это сделали.
Любые вопросы, любые проблемы, любые противоречия, которых мы даже и не видели, можно было решить совершенно другим способом.
Более того, мы были готовы сотрудничать с Турцией по самым чувствительным для нее вопросам и готовы были пойти так далеко, как их союзники не желали делать.
Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали.
И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив ее разума и рассудка.
Но от нас не дождутся нервной, истерической, опасной для нас самих и для всего мира реакции.
Реакции, рассчитанной на какие‑то внешние эффекты или даже на сиюминутное внутриполитическое потребление.
В основе наших действий прежде всего будет ответственность перед своей страной, перед своим народом.
Мы не собираемся и не будем бряцать оружием.
Но если кто‑то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими‑то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются.
Мы еще не раз напомним о том, что они сделали.
И они еще не раз пожалеют о содеянном.
Мы знаем при этом, что надо делать.
Сейчас для отпора террористической угрозе мобилизованы наши ВКС, спецслужбы, правоохранительные органы.
Мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие.
Это историческая основа нашего общества и российской государственности.
О Чиновниках
В 2016 г состоятся выборы в Государственную Думу.
Предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, проходить в рамках закона, с уважением к избирателям.
При этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твердую легитимность.
Уважаемые коллеги!
Полагаю, что необходимое внимание в программах кандидатов в депутаты будет уделено и вопросам противодействия коррупции.
Они, эти вопросы, действительно волнуют общество.
Коррупция - препятствие для развития России.
Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных.
Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц.
Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов.
Буквально на днях участники проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» рассказывали мне о выявленных ими фактах злоупотреблений, об откровенных нарушениях.
Прошу Генпрокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию.
Прошу ГосДуму поддержать предложения Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.
Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса.
В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать.
А с учетом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, - я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать, - можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти-семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений.
Об экономике
В 2014 г мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами.
Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки.
Знаю, что многим сейчас непросто.
Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей.
Ситуация действительно сложная, но - говорил уже об этом, хочу повторить - не критичная.
Уже сегодня мы видим позитивные тенденции.
Промышленное производство и курс национальной валюты в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции, по сравнению с 2014 г мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала.
Мы должны быть готовы к тому, что и период низких цен на сырье, да и, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, и затянуться надолго.
Ничего не меняя, мы просто-напросто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где‑то на нулевой отметке.
Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров.
Россия не имеет права быть уязвимой.
Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть.
Конечно, власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнеров.
Какие направления должны стать для нас ключевыми?
1 Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах.
Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей.
Важно, что у нас есть успешные предприятия в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе.
Задача - чтобы число таких компаний росло быстро и во всех отраслях.
На достижение этой цели должны быть направлены наши программы импортозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров.
2 Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска.
Это, в 1ю очередь, строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение.
Для них правительство должно предложить специальные программы поддержки.
Финансовые ресурсы для этого предусмотрены.
3 Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда ее получают те, кто в ней действительно нуждается.
В частности, надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.
Мы многое сделали в демографии, образовании, здравоохранении.
Основные ориентиры в этих сферах обозначены в майских указах 2012 г.
Конечно, жизнь вносит свои коррективы, и существенные коррективы, но сейчас при текущих сложностях ответственность за благополучие людей только повышается, и прошу относиться к этим указам самым серьезным образом.
4 Нужно добиться сбалансированности бюджета.
Это, конечно, не самоцель, а важнейшее условие макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны.
Напомню, по итогам исполнения федерального бюджета 2016 г его дефицит не должен превышать 3%, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых.
Обращаю на это ваше внимание, уважаемые коллеги, депутаты Госдумы и члены Федерального Собрания, в целом Совета Федерации.
Я только что сказал, что финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой.
Бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать с четкой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе.
Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства.
Считаю, что их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета.
Доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы.
Предлагаю сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
Здесь есть разные варианты, мы их многократно уже в последнее время обсуждали.
Жду от правительства конкретных предложений.
При этом вновь хочу подчеркнуть: в предстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться не должны.
5 Нам нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране.
В 2015 г мы в целом завершили реализацию планов, намеченных в рамках национальной предпринимательской инициативы.
Динамика хорошая, но останавливаться, конечно, нельзя.
Правительство совместно с Агентством стратегических инициатив, ведущими деловыми объединениями должно продолжить системную работу по улучшению условий ведения бизнеса, постоянно отслеживать правоприменение на местах.
Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом.
Именно вот этим - свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства - мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать.
Вот почему мы предоставили столь широкие полномочия недавно созданной Федеральной корпорации развития малого и среднего бизнеса.
Прошу министерства и ведомства, губернаторов, руководителей всех регионов РФ, государственные компании и банки оказывать ей все необходимое содействие.
Опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств.
Все поручения на этот счет давно и не единожды даны.
Уж сколько мы говорим на этот счет, все сокращаем и сокращаем эти полномочия.
Где‑то сокращаем, они где‑то опять вырастают.
Целая армия контролеров по‑прежнему мешает работать добросовестному бизнесу.
Это не значит, что контролировать не нужно.
Конечно, надо контролировать.
Но я прошу правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2016 г конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.
За 2014 г следственными органами возбуждено почти 200 тыс уголовных дел по так называемым экономическим составам.
До суда дошли 46 тыс из 200 тыс, еще 15 тыс дел развалилось в суде.
Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15% дел.
При этом абсолютное большинство, около 80%, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес.
То есть их попрессовали, обобрали и отпустили.
И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата.
Это прямое разрушение делового климата.
Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание.
Об амнистии капиталов
В 2014 г было объявлено об амнистии капиталов, возвращающихся в Россию.
Между тем бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно.
Я слежу и за дискуссиями, которые идут сейчас в обществе по этому поводу.
Говорят, то, что мы сделали и те решения, которые приняли, немножко получше, чем аналогичные решения прошлых лет, но этого точно недостаточно и сегодня.
Прошу правительство провести консультации, дополнительные консультации с деловым сообществом, с Верховным Судом, с правоохранительными органами и в короткие сроки внести соответствующие коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить еще на 6 месяцев.
О поддержке бизнеса
Государство предоставит все необходимое содействие тем, кто готов идти вперед и быть лидером.
Такую систему мы выстраиваем в диалоге с бизнесом исходя из его запросов и задач, стоящих перед нашей страной.
Финансовую поддержку проектам импортозамещения уже оказывает Фонд развития промышленности.
Его программы востребованы предпринимателями.
Предлагаю в 2016 г провести докапитализацию Фонда еще на 20 млрд рублей.
Также мы гарантируем стабильные налоговые и другие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения.
Это предусмотрено таким механизмом, как специальный инвестиционный контракт.
Предлагаю в рамках таких контрактов предоставить право регионам снижать до нуля ставку налога на прибыль.
Некоторые руководители прямо просят об этом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты на создание новых производств.
Но, конечно, мы знаем и об озабоченностях региональных руководителей.
И поэтому субъекты Федерации должны иметь стимулы укреплять свою экономическую базу.
Поэтому рост доходов региона от реализации таких проектов не должен повлечь за собой сокращение федеральных субсидий.
Мы готовы гарантировать и спрос по этим программам и по этим проектам.
Предлагаю дать право правительству закупать на внеконкурсной основе до 30% продукции, созданной в рамках специнвестпроектов и специнвестконтрактов.
Но все остальное должно пойти на свободный, в том числе и на зарубежный, рынок, чтобы компании не теряли мотивацию, следили за качеством, стремились снижать издержки.
Мы говорим, что мы будем гарантировать собственный рынок.
Условия у нас немножко другие, чем в тех странах, которые действовали таким, более жестким, образом.
Но исходить нужно из того, что продукция, которая будет производиться, должна быть самого высокого международного уровня.
Вновь подчеркну, будем поддерживать именно конкурентные отечественные производства.
Ни у кого не должно быть иллюзий, что, прикрываясь импортозамещением, можно подсунуть государству и гражданам суррогаты или залежалый, да еще втридорога товар.
России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевывать мировые рынки.
Для содействия тем, кто готов к такой работе, создан Российский экспортный центр.
Кроме того, предлагаю сделать рост объемов несырьевого экспорта одним из ключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, да и правительства в целом.
Считаю также правильным реализовать инициативу делового сообщества и создать агентство по технологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и лицензий инжиниринговых услуг.
Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики.
И конечно, нужно ломать стереотипы, верить в собственные возможности.
Если идти вперед, то и результат будет обязательно.
Пример тому - наше сельское хозяйство.
Еще 10 лет назад практически 50% продуктов питания мы завозили из‑за рубежа, критически зависели от импорта, теперь Россия - среди экспортеров.
В 2014 г российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 млрд долл США.
Это на 25% больше, чем выручка от продажи вооружений, или около 1/3 доходов от экспорта газа.
И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период.
Большое спасибо селянам.
Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 г полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием.
Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов.
Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет.
Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы на поддержке прежде всего тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность.
Именно на таких принципах должна строиться программа развития АПК, я имею в виду и крупные, и средние, и мелкие предприятия - все должны быть эффективными.
Прошу Минсельхоз обратить на это особое внимание.
Нужно ввести в оборот млн гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат.
Слушайте, мы уже сколько лет об этом говорим?
А воз и ныне там.
Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю.
Прошу Правительство к 1 июня 2016 г подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов, а депутатов Государственной Думы и всех членов Федерального Собрания прошу внести поправки в законодательство в течение следующего года и в осеннюю сессию следующего года принять соответствующие законы.
Нам необходимы и свои технологии производства, хранения, переработки сельхозпродукции, собственные посевной и племенной фонд.
Прошу подключиться к решению этой задачи ведущие исследовательские институты, Российскую академию наук, а также бизнес, который уже успешно внедряет передовые разработки.
В послании 2014 г было объявлено о запуске национальной технологической инициативы, ее горизонт 15-20 лет, однако практическая работа идет уже сейчас.
Она показала, что у нас много сильных команд, способных предложить и реализовать новаторские идеи.
И по таким направлениям, как нейротехнологии, беспилотные технологии в авиации, да вообще на транспорте, системы хранения и распределения энергии у России есть все шансы среди первых прорваться на глобальные рынки, причем уже в ближайшее время, в ближайшие годы.
На решение приоритетных задач, прежде всего связанных с технологической модернизацией, надо нацелить институты развития.
Их у нас более 20.
Скажем прямо, многие из них, к сожалению, превратились в настоящую помойку для «плохих» долгов.
Нужно провести их расчистку, безусловно, оптимизировать структуру и механизмы этой работы.
Знаю, что и Правительство, и Центральный банк сейчас активно этим занимаются.
Для обновления экономики нам следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних сбережений.
Я прошу ЦБ и правительство представить предложения по развитию рынка корпоративных облигаций, о чем мы тоже уже неоднократно говорили.
Необходимо упростить процедуру их выпуска и приобретения.
А чтобы инвесторам, гражданам было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора, предлагаю освободить от налогообложения купонный доход на эти облигации, в том числе от налога на доходы физических лиц.
В промышленности и в сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищном строительстве сейчас реализуются или готовятся к запуску десятки крупных проектов.
Они должны иметь положительный эффект не только для отдельных отраслей, но и давать стимул комплексному развитию целых территорий.
Прежде всего это, конечно, частные проекты.
Чтобы они быстрее и эффективнее осуществлялись, необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки.
Часто эти вопросы выходят за рамки одного ведомства, поэтому предлагаю создать механизм сопровождения наиболее значимых проектов.
Этим мог бы заняться специальный проектный офис.
Прошу председателя правительства, Д. Медведева, представить предложения по работе такой структуры.
Кстати, 1 из проектов может стать создание крупных частных российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через Интернет во все страны мира. У нас есть что поставлять.
О сотрудничестве с иностранными партнерами
Мы заинтересованы в широком деловом сотрудничестве с зарубежными партнерами, приветствуем инвесторов, которые нацелены на долгосрочную работу на российском рынке, даже несмотря на текущие, не всегда простые обстоятельства.
Чтобы открыть дополнительные возможности для наращивания экономических связей с Россией, наша страна участвует в интеграционных процессах.
Мы уже вышли на качественно новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы.
Достигнута принципиальная договоренность о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шелкового пути».
Создана зона свободной торговли с Вьетнамом.
В 2016 г в Сочи проведем саммит Россия-АСЕАН и, уверен, сможем выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества.
Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства.
Вместе наши государства составляют почти 1/3 мировой экономики по паритету покупательной способности.
Такое партнерство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов.
Естественно, что это партнерство должно строиться на принципах равноправия и учета взаимных интересов.
Для России такое партнерство создаст принципиально новые возможности для наращивания поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион продовольствия, энергоресурсов, инжиниринговых, образовательных, медицинских и туристических услуг, позволит нам играть лидирующую роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию крупные глобальные торговые потоки.
Мы продолжим модернизацию транспортной инфраструктуры.
Будем развивать мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке, укреплять систему межрегиональных авиаперевозок, в том числе в северных и арктических территориях.
На 1м из предстоящих заседаний Государственного совета детально рассмотрим состояние внутренних водных, речных путей.
Связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь.
Чтобы повысить его конкурентоспособность, намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, о чем нас просят предприниматели, работающие в этом стратегически важном для нас регионе России.
О Дальнем Востоке
Социально-экономический подъем этого региона - важнейший национальный приоритет.
Инвесторы уже проявляют серьезный практический интерес к новым механизмам работы, которые мы предложили, включая территории опережающего развития.
Поручаю Правительству ускорить принятие решения по выравниванию энерготарифов для тех дальневосточных регионов, в которых они существенно выше среднероссийских, а депутатов прошу оперативно рассмотреть закон о бесплатном предоставлении гражданам земли на Дальнем Востоке.
За последние годы значительные ресурсы были вложены в обустройство гг Хабаровска и Владивостока, и люди видят эти изменения.
Еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и г Комсомольск-на-Амуре.
Это город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, которая выпускает востребованную гражданскую продукцию и успешно работает на оборонную промышленность.
Но городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии.
Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования - все это не соответствует потенциалу Комсомольска-на-Амуре, в том числе поэтому сюда сложно привлекать молодых перспективных специалистов, в которых остро нуждаются предприятия региона.
Считаю, что в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре.
О демографии
Вот уже 3 года подряд в России отмечается естественный прирост населения.
Да, он небольшой пока, но он есть.
По всем прогнозам, мы уже должны были бы сползти в новую демографическую яму, через поколение прозвучало бы эхо 90-х, о чем нам говорили и что предрекали специалисты‑демографы, в том числе на уровне ООН.
Но этого не происходит.
И прежде всего потому, что половина новорожденных сегодня - это 2е, 3и и последующие дети.
Семьи хотят растить детей, верят в их будущее, верят в свою страну, рассчитывают на поддержку государства.
В 2016 г истекает срок действия программы материнского капитала.
Она уже охватила более 6,5 млн российских семей, в том числе и в Крыму, и в г Севастополе.
Но мы понимаем, что всех этих наших усилий пока недостаточно, чтобы залечить демографическую рану прошлого, которую получила Россия.
Считаю необходимым продлить программу материнского капитала еще как минимум на 2 года.
Одна из важнейших мер демографической политики - развитие дошкольного образования.
За последние 3 года было дополнительно открыто порядка 800 тыс мест в детских садах.
Но пока конкретные семьи все еще продолжают сталкиваться, многие во всяком случае, с проблемами устройства ребенка в детский сад.
И пока это есть, мы не можем считать вопрос закрытым.
Я прошу и Правительство, и руководителей регионов обратить на это особое внимание.
О здравоохранении
Главный результат всей нашей политики в этой сфере - рост продолжительности жизни.
За 10 лет она увеличилась более чем на 5 лет и в 2015 г, по предварительным оценкам, превысит 71 год.
Но проблем, которые нам предстоит решить, конечно, еще очень много.
С 2016 г российское здравоохранение полностью переходит на страховые принципы.
Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе ОМС, отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи.
Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС.
Прошу правительство обеспечить здесь самый строгий контроль.
Мы существенно нарастили объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
Напомню, что в 2005 г в России делали 60 тыс высокотехнологичных операций (60 тыс!), а в 2014 г - 715 тыс.
Для финансирования таких операций я предлагаю создать в системе обязательного медицинского страхования специальную федеральную часть.
Мы много думали на эту тему - или дополнительные деньги в общую систему давать.
Система ОМС территориальная, и прежде всего она поддерживает территориальные учреждения здравоохранения.
Руководители крупных федеральных клиник, где делают как раз большинство высокотехнологичных операций, конечно, очень обеспокоены недофинансированием.
Поэтому для финансирования таких центров и проведения таких операций предлагаю создать в системе обязательного медицинского страхования специальную федеральную часть.
Необходимые поправки в законодательство прошу принять уже в весеннюю сессию.
Люди жалуются, что им порой непонятно, почему закрываются или объединяются, например, больницы, школы, культурные и социальные центры, учреждения.
Мы все время говорим о необходимости реструктуризации сети, в некоторых случаях переразмеренной.
Но нам нужно действовать очень аккуратно здесь и понимать, что для того, чтобы выйти на определенные показатели, совсем не самым лучшим способом решения этой проблемы является закрытие ФАПов на селе.
И потом людям за 100 км нужно ехать, чтобы получить медицинскую помощь.
Это вообще ни в какие ворота не лезет!
Прошу вас самым внимательным образом к этому отнестись.
И поручаю Правительству до 1 марта 2016 г подготовить и утвердить методику оптимального размещения учреждений социальной сферы.
Она должна быть обязательной для применения в регионах.
О помощи пожилым людям
В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям.
Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе.
По итогам гражданского форума «Сообщество», который прошел в ноябре 2015 г, предлагаю ряд конкретных решений.
1 - будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и селах.
2 - для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, будет установлен правовой статус «некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций.
3 - считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов.
Мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующее законодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов и муниципалитетов учитывать это в своей работе.
Об образовании
1 сентября 2015 г, как вы знаете, прошла встреча с ребятами, которые собрались в Сочи в центре поддержки одаренных детей «Сириус».
У нас действительно очень интересные, целеустремленные дети и молодежь.
С каждым годом у нас увеличивается число школьников, в течение ближайших 10 лет их будет на 3,5 млн больше.
В школах требуются дополнительные места.
По моему поручению правительство совместно с регионами подготовило конкретный план действий на этот счет.
Принято решение уже в следующем году за счет федеральных средств направить на ремонт, реконструкцию и строительство новых школ до 50 млрд рублей.
Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий.
Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования.
И конечно, нужно взять все самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально, конечно, новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов.
Отмечу такой позитивный факт, как рост интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям, к профессиям будущего.
За последние 2 года конкурс в инженерные вузы увеличился почти в 2 раза.
В 2019 г в Казани состоится мировой чемпионат по профессиональному мастерству.
Россия 1я в мире начала проводить такие соревнования для ребят 10-17 лет.
О дальнейшем развитии страны
Перед нами не раз вставал принципиальный, судьбоносный выбор пути дальнейшего развития.
И очередной такой рубеж мы прошли в 2014 г, когда состоялось воссоединение Крыма и г Севастополя с Россией.
Россия в полный голос заявила о себе как сильное самостоятельное государство с тысячелетней историей и великими традициями, как нация, которая консолидирована общими ценностями и общими целями.
Так же уверенно мы действуем и сейчас, когда Россия ведет открытую, хочу это подчеркнуть, именно открытую, прямую борьбу с международным терроризмом.
Мы принимаем решения и претворяем их в жизнь, зная, что справиться с задачами, которые перед нами стоят, способны только мы сами, но только вместе.
Мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России.
Мы будем идти вперед вместе и вместе обязательно добьемся успеха.
Спасибо.