USD ЦБ — 63,87 +0
EUR ЦБ — 72,49 −0,37
Brent — 68,29 −0,19%
четверг 21 марта 21:26

Аналитика // Госрегулирование

Выступление П.Завального в ГД РФ на правительственныом часе с участием главы Минэнерго РФ А. Новака

15 июня 2015 г., 14:01Neftegaz.RU616

10 июня 2015 г в Государственной Думе прошел правительственный час с участием министра энергетики РФ А. Новака. От фракции «Единая Россия» выступил Председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный.

Развитие межтопливной конкуренции - главный инструмент решения существующих проблем ТЭК.

Назрела необходимость пересмотра государственного подхода к ценообразованию на газ.

Сегодня главной проблемой российского ТЭК и экономики в целом, снижающей ее конкурентоспособность, является высокая энергоемкость ВВП, в 2 раза более высокая, чем в Китае и до 4 раз выше, чем в развитых странах, связанная с низкой эффективностью производства и потребления энергии.

Общий объем потребления энергии в России превышает 1 млрд тонн условного топлива (т.у.т) / год, при этом сам ТЭК потребляет 1/3 этого объема.

Потенциал энергосбережения в России оценивается в 20-30%

В энергобалансе нашей страны 52% занимает газ, его доля в тепловой электрогенерации достигает 73% с тенденцией к росту.

Доля угля в балансе - менее 20%.

При этом. если доказанных запасов газа в Росии хватит на 60 лет, угля - на 800.

Структура запасов явно не соответствует структуре потребления энергоресурсов.

Причина этого - крайне низкие цены на газ, существующие 10-летия.

В итоге: газ является самым востребованным и самым неэффективно используемым ресурсом.

Россия ежегодно пережигает впустую столько же газа, сколько экспортирует.

При этом угольная отрасль страдает от падения спроса и нуждается в постоянных многомиллиардных дотациях, которые существенно не улучшают ее положения.

Притом, что сама отрасль функционирует по рыночным правилам, но конкуренции с самым дешевым газом в мире ей не вынести.

Необходимо выравнивание топливно-энергетического баланса страны, и главный механизм здесь - планомерное развитие межтопливной конкуренции, прежде всего, газа с углем.

А это невозможно без пересмотра государственного подхода к ценообразованию на газ.

Решение этого вопроса должно стать одним из основных в разрабатываемой сегодня по поручению Президента РФ концепции развития внутреннего рынка газа.

Сегодня внутренний рынок пребывает в стагнации, при том, что себестоимость добычи газа растет, а единая газотранспортная система (ГТС) стареет и требует все больших средств для ее поддержания и развития.

С учетом сложной ситуации на внешних рынках это может негативно сказаться на будущем отрасли.

Газовая индустрия, равно как и нефтяная, является одним из основных доноров российского бюджета, и от ее устойчивого развития зависит и энергетическая, и экономическая, и социальная безопасность страны.

Структура запасов в нефтяной отрасли ухудшается.

При этом достигнутые значения КИН не радуют.

Перспективы связаны с освоением трудноизвлекаемых запасов и новых сложных месторождений, в том числе, шельфовых.

Ситуация усугубляется санкциями, осложняющими доступ как к финансовым ресурсам, так и к технологиям.

На передний план выходит импортозамещение, развитие отечественных технологий и нефтесервиса, а также создание специальных налоговых режимов, таких как НФР и НДД. На это надо решаться.

На конкурентоспособность российской экономики негативно влияет и ситуация с доступностью и стоимостью электроэнергии.

Подключить объект к электрическим сетям зачастую стоит едва ли не дороже, чем его построить.

До последней девальвации рубля цена э/энергии в России была сопоставима с европейской и превышала американскую, при том, что первичные энергоресурсы у нас в разы дешевле!

Сетевая составляющая в тарифе превышает 50%. А для некоторых категорий потребителей, например, сельского хозяйства - 70% и выше.

Реформа электроэнергетики, к сожалению, не только не решила, но даже усугубила эти проблемы.

Главным инструментом решения существующих проблем и развития ТЭК в целом должно стать стимулирование конкуренции во всех его сегментах при жестком государственном регулировании монопольных видов деятельности.

Особое значение имеет энергосбережение и повышение энергоэффективности, в том числе, в самом ТЭК.

Это заложено в документах стратегического планирования и, надеюсь, будет реализовано. Фракция «Единая Россия», Комитет по энергетике работают в тесном конструктивном сотрудничестве с министерством энергетики и я уверен, что мы сможем решить проблемы, о которых я говорил выше, совместными усилиями путем совершенствования законодательства.

Тем более, что видение этих проблем у нас во многом совпадает, в чем я еще раз убедился сегодня.