USD 92.366

0

EUR 99.5299

0

Brent 86.79

-0.2

Природный газ 1.756

0

...

Ямальский газ в перекрестье труб

После того, как стало ясно, что «Газпром» пришел на Ямал всерьез и надолго, в умах российских и мировых экспертов газ с Бованенковского, Харасавейского и ряда других месторождений стал считаться как добытый и проданный. Но добыча и транспортировка ямальского газа производится «старой гвардией» - месторождениями и трубопроводами, которые были построены еще в начале освоения газовым монополистом гигантских месторождений ЯНАО. По каким трубам сейчас побежит ямальский газ?

Ямальский газ в перекрестье труб

A между прочим, принимая во внимание те расстояния, которые мысленно представляются любому человеку, разбирающемуся в географии, «Газпрому» необходимо уделять вопросам транспортировки газа внимания ничуть не меньше, а может, даже и больше, чем его добыче.

Дело ведь не только в том, что необходимо «подтянуть» газ к потребителю, необходимо строить новые трубопроводы для все новых объемов добываемого «голубого топлива», а также поддерживать в рабочем состоянии уже существующие. Отметим, что по прогнозам освоение новых месторождений Ямала потребует не две-три новые ветки газопроводов, а, как минимум 4 - 5! Этот пласт деятельности компании именно на Ямале приобретает для «Газпрома» очевидную важность - это ключ к влиянию на энергетическом рынке Европы и один из шагов к полной газификации российских регионов.

Сегодня газ с ямальских месторождений является основным топливом в трубах «Газпрома», которые поставляют его зарубежным потребителям. Отметим, что не только Европе - Китаю также будут нужны дополнительные объемы газа уже в ближайшее время.

То есть, мы получаем, что у «Газпрома», помимо простой экономической выгоды от продажи ямальского газа, есть еще и эффект «трубы», когда газовая магистраль, как в свое время и железные дороги, до неузнаваемости преображает ту местность, через которую она пролегает. Прибавьте к этому вполне объяснимую газификацию и электрификацию региона, так как именно «голубое топливо» используется в электрогенерации.

Но это все общности, а в частности необходимо понять, как и куда будут поставляться громадные объемы газа, которые небольшие газодобывающие страны перекачивают со всех своих месторождений. Путей здесь несколько: есть свои предложения и у самой газовой монополии, и у руководства округа. Попытаемся узнать, куда приведут трубы ямальский газ.

,Cамый известный газопровод, который идет из Ямала, самим своим названием говорит о своей принадлежности к газовой кладовой России - это газопровод «Ямал-Европа». Проект перешел в распоряжение к Алексею МИЛЛЕРУ еще от Рема ВЯХИРЕВА и замышлялся как стратегический, призванный создать гибкую схему транспортировки российского газа в Европу и облегчить завоевание Россией новых газовых рынков. Протяженность экспортного маршрута должна была составить 4,1 тысячи км (от месторождений Ямала через Ухту и Торжок, по территории Белоруссии и Польши в Германию), а мощность к 2010 году планируется довести до 65,7 млрд куб. м газа в год.

К 1999 году первоочередные участки газопровода - на территории Польши, Германии и Белоруссии - были введены в эксплуатацию (с временным заполнением газа с действующих месторождений Западной Сибири). 1 октября 2001 г. по газопроводной системе «Ямал-Европа» в Голландию поступил первый российский газ.

Если окунуться в историю, то можно выяснить, что Рем Вяхирев отложил освоение Ямала в пользу месторождений Восточной Сибири, и это привело к переносу как сроков заполнения газопровода, так и к переносу конечной точки газопровода. Ей временно стала Тверская область, город Торжок. Мечта соединить Ямал с Германией была временно отложена до лучших времен. Сегодня предполагается, что протяженность газопровода с полуострова Ямал до восточной границы Германии составит более 4,107 тыс. км, на трассе будет построено 29 компрессорных станций. После ввода в строй всех компрессорных станций общая пропускная способность газопровода достигнет 68 млрд куб. м газа в год. Общая стоимость проекта - около $36 млрд.

Правда, сегодня газопровод находится в режиме постоянного строительства - по сведениям «Газпрома», на конец 2006 года в рамках проекта была введена в эксплуатацию линейная часть газопровода протяженностью 2 тыс. км и 4 из 13 запланированных компрессорных станций. Эксперты говорят, что главной проблемой для газопровода является получение запланированных объемов газа - сегодня, пока месторождения-гиганты Бованенковское и Харасавейское находятся в стадии разработки, основной ресурсной базой для трубы «Ямал-Европа» являются Уренгойское и Ямбургское месторождения, добыча газа на которых постепенно снижается.

Главной проблемой, в сегодняшних условиях видится наличие в качестве транзитера Белоруссии, ведь проблемы с транзитом газа по этой территории всем известны. Заметим, что другой сложностью для этой трубы являются и трубы-конкуренты, возводимые самим "Газпромом". Эти соперники будт посерьезнее всех - сама компания не скрывает, что "Южный" и "Северный" потоки для нее гораздо важнее.

Белоруссия же довольно уверенно смотрит на будущее трубопровода - Александр ЛУКАШЕНКО считает, что газа с месторождений Ямала, которые сейчас разрабатывает газовый монополист России, хватит не только на сам газопровод, но и на его вторую нитку. Ранее и «Газпром», и правительство России выступало против этого, но теперь премьер-министр России Виктор ЗУБКОВ не исключает такой возможности. По его словам, «в связи с тем, что в 2006 году «Газпром» приобрел 50% «Белтрансгаза», целесообразно еще раз вернуться к вопросу строительства и заполняемости второй нитки».

Чем проект актуален для самого Ямала и для «Газпрома»? Во-первых, это действительно проект, который, в случае решения проблемы с транзитными странами, может экспортировать те объемы газа, которые «Газпром» обещает Европе. С другой стороны, на Ямал могут прийти инвесторы, которые осознают возможность наполнения этого трубопровода после введения в строй Бованенковского месторождения.

,Как мы уже отметили выше, проблем со строительством "прямой трубы" хватает, да и объемы газа, которые добываются и будут добываться на Ямале «Газпромом», говорят о том, что необходимо строительство новых веток.

Для того чтобы обосновать инвестиции в строительство новых газопроводов, «Газпром» обратился в «ВНИПИгаздобыча» еще в 2005 году, попросив разработать маршрут поставок газа. Разработчики предложили ОАО «Газпром» два основных направления строительства газопровода для транспортировки газа с полуострова. Основной задачей стал выбор направления транспорта газа на головном участке Бованенково - Воркута. Были рассмотрены различные варианты морского трубопровода по Байдарацкой губе. Также изучались различные варианты транспортировки газа в обход Байдарацкой губы. В итоге наилучшими вариантами были названы два - переход по морскому дну Байдарацкой губы по линии «Байдарацкая-Ярымская» (288 км) или строительство нитки газопровода по территории полуострова вдоль трассы старой железной дороги (527 км).

На территории полуострова на разных этапах его освоения предполагается построить всего 4 нитки местных газопроводов. При разработке сеноманских залежей Бованенково (в расчете на 115 млрд куб. м газа в год) - два газопровода. Ввод неокомских залежей Бованенковского месторождения (140 млрд куб. м.) и подключение к сети Харасавэйского месторождения позволит завершить третью нитку. В перспективе, с вводом месторождений полуострова и выходом на уровень добычи в 250 млрд газа в год, на Ямале будет построена четвертая нитка газопровода.

Был свой вариант и у властей округа, ведь они тоже были заинтересованы в строительстве газопроводов для создания соответствующей инфраструктуры. «Предпочтительным нам кажется, - говорил губернатор Ямала Юрий НЕЕЛОВ в 2004 году, - вариант вывода газа с полуострова Ямал в направлении поселка Ямбург, с последующим распределением его через действующую систему газопроводов Надым-Пур-Тазовского региона. А основной поток будет транспортироваться по новому коридору Бованенково - Ухта - Торжок с переходом через Байдарацкую губу в центральные и северо-западные районы страны». По мнению губернатора ЯНАО, вывод части потока на Ямбург позволил бы не только создать технологическую перемычку между месторождениями полуострова и Надым-Пур-Тазовского региона, но и минимизировать капитальные затраты на наиболее сложной начальной стадии освоения Бованенковского месторождения.

Отметим, что во всех предложенных проектах именно Бованенковское месторождение является центральным для строительства новых газопроводов. Также общит их и то, что газопроводы как бы «перебрасываются» через Байдарацкую губу. Приняв во внимание все эти варианты, руководители «Газпрома» рассказали, куда и как будет транспортироваться ямальский газ.

По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Ананенкова новая система газопроводов, при строительстве которой будут применяться передовые технические и технологические решения, должна стать ключевым звеном ЕСГ.

«Во всяком случае, сегодня трубная промышленность Российской Федерации готова выпускать трубу большого диаметра - 1420 мм на давление 120 атмосфер с внутренним гладкостным покрытием. В настоящее время эта продукция готовится к сертификации и межведомственным испытаниям, готовится нормативная база, потому что в газовой промышленности магистральные трубопроводы с такими параметрами еще не применялись. Поэтому мы разрабатываем соответствующие нормативные документы, которые будут регламентировать всю эту работу», - отметил Александр Ананенков.

Как нам стало известно, этот вопрос обсуждался на встрече Александра Ананенкова с председателем совета директоров ЗАО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) Анатолием СЕДЫХ и президентом компании Владимиром МАРКИНЫМ. Главный инженер проектов института «ВНИПИгаздобыча» Светлана ДЗЮБА сообщила о возможной стоимости данного проекта: «Точную сумму стоимости мегапроекта компания «Газпром», реализующая его, определит к марту следующего года. Но уже сейчас ясно, что это несколько десятков миллиардов рублей».

Создание нового ямбургского газотранспортного коридора не только обеспечит вывод ямальского газа. Помимо всего прочего, этот газопровод будет одним из самых передовых в России, что сэкономит определенные средства на эксплуатацию нового трубопровода. Эксперты говорят, что ввод этих газопроводов - это определенная репетиция к выходу России на Арктические просторы, где скрываются громадные количества углеводородов.

,Газовый монополист уверен, что строительство нескольких ниток газопровода позволит, начиная с 2011 года, после ввода первой нитки магистрального газопровода Бованенково - Ухта, приступить к большим объемам работ по реконструкции и капитальному ремонту системы центрального и южного газотранспортного коридора. Ввод нового газопровода - это снижение нагрузки на уже существующие, которые нуждаются в своевременном ремонте. Если «Газпром», привлекая российские компании и опыт партнеров, которые привыкли работать в подобных условиях, сможет построить трубопровод, - это, несомненно, скажется и на всей эффективности ГТС. Как нам представляется, привлечение иностранного опыта также возможно - это, во-первых, Statoil Hydro, которая стала партнером российской компании в проекте освоения Штокмановского месторождения и имеет сходные условия работы в Норвегии, а также опыт Petro-Canada, которая заявила о своем интересе по работе на проекте освоения газовых месторождений. Могут быть привлечены и средства независимых производителей по вполне логичной схеме: участие в строительстве глобального газопровода зачтется в качестве льгот при прокачке газа.

Первой ласточкой грандиозного строительства будет газопровод Бованенково - Ухта. Его протяженность 1100 км. На участке будут располагаться 9 компрессорных станций с нагнетателями на 120 атмосфер. Магистральный газопровод - также на 120 атмосфер. Строительство двух ниток газопровода Бованенково - Ухта стартует с 2008 года на территории Коми. Об этом сообщил глава Минпромэнерго Коми Николай ГЕРАСИМОВ.

«Это мегапроект, который позволит к 2020 году обеспечивать газом не только Россию, но и ее зарубежных партнеров, благодаря формированию нового крупного газодобывающего района на полуострове Ямал. Основным направлением транспорта топлива определено направление Бованенково - Воркута - Ухта - Торжок», - сказал министр.

Вообще, сам план строительства газопровода привязан к графику освоения Бованенковского месторождения к 2011 году. К этому периоду должная быть сдана система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта и железнодорожная магистраль Обская - Бованенково. Железная дорога Обская - Бованенково на отдельных участках уже введена в эксплуатацию. Строительно-монтажные работы на трассе ведутся по графику, утвержденному «Газпромом».

,Другим перспективным направлением для поставок газа с Ямала может служить Восток, а точнее, Китай - именно для этого «Газпром» готовит к эксплуатации газопровод «Алтай». Планируемый годовой объем поставок - 68 млрд куб. м. При этом приоритет отдается западному маршруту, рассчитанному на поставки 30 млрд куб. м газа в год. Газопровод должен соединить месторождения Западной Сибири и китайские провинции. Отметим, что месторождения Западной Сибири также вступают в стадию стагнации добычи газа, поэтому дальнейшее подключение к ним месторождений Ямала выглядит вполне обоснованным, учитывая, что в настоящее время доля природного газа в энергобалансе КНР непрерывно увеличивается. Сейчас она составляет 3%, к 2010 году возрастет до 7%.

Не стоит забывать и о возможности по строительству завода по сжижению природного газа, ведь именно с Харасавейского месторождения и могут поставляться необходимые объемы на этот завод. По нашим данным, газовая монополия планирует стать одним из центров производства СПГ в мире, причем именно Ямал рассматривается второй точкой дл приложения усилий после Штокмановского месторождения.

Представляется вполне оптимальным строительство завода стоимостью около $2 млрд, откуда СПГ может продаваться танкерами в Финляндию или в страны, располагающиеся на побережье Балтийского и Северного морей.

Проект освоения газовых месторождений Ямала очень красиво выглядит на бумаге - громадные запасы, которые приближаются к 50 трлн куб. м газа, с шельфовыми месторождениями могут обеспечить весь мир газом на несколько десятилетий. Только вот если не будет создан газопровод, а лучше несколько для транспортировки газа, эти цифры так и останутся на бумаге.

Вариантов много - это и поставки газа по магистральным трубопроводам в Европу, и присоединение к ЕТС «Газпрома» для газификации российских регионов, поставки сжиженного газа. Остается только смотреть на то, как Ямал начнет опутывать трубами всю Россию - ведь именно на этот регион делает тавку "Газпром"