USD 90.3412

-0.82

EUR 98.2017

-0.73

Brent 82.92

+0.03

Природный газ 1.926

-0

21 мин
...

Ход выполнения работ по проекту Сахалин-1

Информация об успешной реализации проекта Сахалин-1, оператором которого является компания Эксон Нефтегаз Лимитед, родственная организация Корпорации Эксон Мобил.

Ход выполнения работ по проекту Сахалин-1

Информация об успешной реализации проекта Сахалин-1, оператором которого является компания Эксон Нефтегаз Лимитед, родственная организация Корпорации Эксон Мобил.

Благодаря целенаправленной деятельности работников проекта Сахалин-1, неустанных усилий участников Консорциума, местных подрядчиков и правительства Сахалинской области, Хабаровского края и Российской Федерации в ходе реализации проекта в 2006 г достигнуты значительные успехи, а именно завершено строительство экспортного трубопровода и начато его заполнение, завершены приемо-сдаточные испытания терминала в Де-Кастри и готовится экспорт на танкерах, а также к концу 2006 г будет завершено строительства БКП, начата подача на него продукции, и уровень добычи углеводородов на месторождении Чайво будет доведен до полномасштабной добычи.

.
Краткий обзор проекта.
Компания Эксон Мобил имеет 30% долю участия в проекте Сахалин-1, кроме Эксон Мобил инвесторами являются консорциум японских компаний СОДЕКО с 30% долей участия, индийская национальная нефтяная компания ОНГК Видеш с 20% долей участия, и 2 родственные организации российской национальной нефтяной компании Роснефть, имеющие оставшиеся 20% долевого участия.
Нефтяные месторождения проекта Сахалин-1 были открыты в 1970-х годах, но технические и финансовые трудности не позволяли начать разработку до 1995 г., когда компания Эксон Мобил заключила соглашение с компаниями СОДЕКО и «Роснефть» о разработке месторождений проекта Сахалин-1. В 2001 г в консорциум вошла индийская национальная нефтяная компания «ОНГК Видеш». СРП по проекту Сахалин-1 было подписано в 1995 г. Проект был объявлен рентабельным в конце 2001 г., и полномасштабные строительные работы начались в 2004 г. Период рентабельной разработки проекта составляет примерно 40 лет. Это один из крупнейших проектов в России с прямыми негосударственными иностранными инвестициями.
Сахалин-1 является проектом мирового класса, реализуемым в целях освоения месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги с извлекаемыми запасами, превышающими 307 млн тонн нефти и 485 млрд м3 газа.

.
На сегодняшний день он является одним из самых грандиозных отраслевых проектов мирового уровня. Его реализация требует решения многочисленных проблем, связанных со сложными природными условиями, такими как суровый субарктический климат и высокая сейсмическая активность, короткий сезон проведения строительных работ, удаленное местоположение с ограниченной инфраструктурой, близость к местам обитания животных, находящихся под угрозой исчезновения, и к другим чувствительным экологическим объектам.
Вследствие наличия технических, практических и экологических проблем реализации проекта, мы выбрали стратегию постадийного освоения с целью сведения к минимуму риска, обеспечения эффективности работ и использования накопленного опыта и знаний для планирования будущих стадий.

.
Начальная стадия включает обустройство и освоение месторождения Чайво. Добыча на месторождении Чайво началась в октябре 2005 г., при этом добывалось до 6300 метротонн/сутки нефти, которая продавалась местным потребителям на Дальнем Востоке России. Добыча природного газа, составляющая, в среднем, 1,7 млн м3/сутки, продается двум местным потребителям в Хабаровском крае ( Хабаровскэнерго и Хабаровсккрайгаз ).

.
В этом месяце по проекту начат ввод в эксплуатацию системы экспорта сырой нефти. В конце августа 2006 г было завершено строительство 24-дюймового трубопровода протяженностью 225 километров для транспортировки сырой нефти по территории острова Сахалин, через Татарский пролив до недавно сооруженного терминала в Де-Кастри, расположенного на территории Хабаровского края. 1-я нефть была пущена по трубопроводу 29 августа 2006 г, в Де-Кастри начал загружаться первый танкер. С вводом в эксплуатацию системы экспорта нефти поставки нефти на местный рынок прекратятся, и нефть будет поставляться на международные рынки с большой выгодой для всех участников Консорциума и Российского государства.
Ожидается, что темпы добычи нефти возрастут до 30 000 метрических тонн нефти в сутки к концу 2006 г., после завершения строительства берегового комплекса подготовки.
Будущие стадии включают выработку запасов природного газа на месторождении Чайво с целью поставок газа на экспорт, а также освоение месторождений Одопту и Аркутун-Даги, которые будут введены в разработку своевременно для обеспечения мощностей объекта / системы экспорта. Опыт, полученный на начальной стадии, будет использован для улучшения экономических показателей будущих стадий разработки (более низкие расходы, повышенное извлечение УВ, сниженные риски и др.). Ожидается, что эти последующие стадии разработки обеспечат текущие объемы экспорта газа, добываемого на всех трех месторождениях, до 2050 г.

.
Теперь мы более подробно рассмотрим объекты и сооружения Стадии 1 разработки. Это три месторождения проекта Сахалин-1 - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, морская платформа Орлан и береговая буровая установка Ястреб. Продукция, полученная на платформе Орлан и на площадке буровой установки Ястреб, будет подаваться на береговой комплекс подготовки.
Подготовленная нефть будет затем транспортироваться по магистральному трубопроводу до нефтеотгрузочного терминала в Де-Кастри, расположенного на материковой части России, где, при поддержке ледокольных судов, она будет загружаться в танкеры и доставляться на международные рынки. Газ проекта Сахалин-1, будет доставляться в Хабаровский край с использованием местной распределительной системы.

.
Проект Сахалин-1 является хорошим примером экономически эффективного высокого уровня технологического обеспечения и всех аспектов его реализации.
Используя самую мощную в мире наземную буровую установку «Ястреб», мы пробурили с берега установившие рекорды скважины с большим отходом забоев от вертикали.
Морские сооружения спроектированы так, что они могут противостоять экстремальным сейсмическим и ледовым нагрузкам. Мы реализуем проект с использованием модульных конструкций, комплексной инфраструктуры и различных новшеств для организации транспортировки и монтажа системных модулей.

.
Новые достижения в изображении сейсмических данных, гидродинамическом моделировании разработки, проектировании бурения скважин и строительства сооружений позволили нам осваивать и извлекать прибыль из ресурсов, которые, в противном случае, оказались бы экономически неэффективными.
Новые методы трехмерной сейсморазведки, разработанные в компании «ЭксонМобил», повысили успешность и снизили стоимость геологоразведочных работ. Применение трехмерной технологии оказалось особенно важным на месторождении Чайво, где это привело к открытию крупных нефтяных оторочек под газовыми залежами.
Мы также уделяем большое внимание технологии с целью обеспечения экологически безопасной разработки. Мы выполняем наши проектные разработки так, чтобы обеспечить охрану животного мира и использовать адаптивные методы строительства для охраны рыбного хозяйства.

.
[Регулирование сроков строительства с учетом нереста осетровых, использование горизонтального бурения для прокладки трубопроводов под заливом Чайво и крупными реками с целью снижения воздействия на чувствительные водоемы и рыбное хозяйство].
Это лишь некоторые примеры внедрения технологических новшеств при реализации проекта Сахалин-1. Давайте более подробно рассмотрим основные элементы инфраструктуры проекта, каждый из которых основан на применении самой передовой технологии и новейших методов ее реализации.

.
При выполнении проекта Сахалин-1 мы имели возможность применения наиболее передовой из существующих в мировой практике технологии бурения скважин с большим отходом забоя от вертикали (БОВ) в сочетании с технологическим процессом 'скоростного бурения', недавно разработанным компанией Эксон Мобил . Использование этого технологического процесса, разработанного и являющегося собственностью компании, позволяет получить результаты, которые ранее никогда не достигались в промышленной практике.
Технология скоростного бурения ("Fast drill") сочетает в себе использование усовершенствованной системы сбора, анализа и обработки данных в реальном масштабе времени в комплексе с нашим структурированным подходом к проектированию и бурению скважин, благодаря чему обеспечивается эффективное бурение каждого фута ствола скважины с минимально возможными затратами времени.

.
Используя буровую установку (БУ) "Ястреб", мы с одной расположенной на острове кустовой площадки с высокой точностью осуществляли проводку скважины почти до отметки 3 км по вертикали, а затем с отклонением более чем на 10 км в горизонтальном направлении для точного вскрытия морских эксплуатационных нефтегазоносных объектов. [Размеры "окна" смещения (т.е. величины допускаемого отклонения) забоя относительно положения целевого объекта находятся в пределах 1/3 м (1 фута) по вертикали и 6 м (13 футов) по горизонтали].
При этом положении забоя мы можем обеспечить вскрытие целевого объекта с точностью до 1/3 м [1 фута] по вертикали. К настоящему времени 11 скважин достигли проектной отметки, и по мере продолжения работ мы достигаем новых рекордных показателей. БУ "Ястреб" была изготовлена по индивидуальному заказу специально для проекта Сахалин-1, она полностью подготовлена к эксплуатации в зимних условиях и является наиболее крупной и мощной установкой, применяемой в нефтяной промышленности.
При бурении этих скважин достигнуты рекордные для мировой практики отметки спуска обсадных колонн, а также показатели применения колонн гибких НКТ и проведения операций заканчивания скважин.

.
При бурении скважин на Чайво были не только достигнуты рекордные показатели по отходу забоя от вертикали, но также установлены новые рекорды по скорости бурения. И мы еще не завершили достижение рекордных показателей, поскольку бурение скважин еще будет продолжаться.
С применением этой технологии достигнуты замечательные результаты, и она является важной составной частью комплекса технических возможностей, использование которых необходимо для успешного выполнения проекта.

.
Другим преимуществом применения этой технологии является создание альтернативы использованию крупных морских сооружений, характеризующихся высокими капитальными затратами и эксплуатационными расходами, что одновременно позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую среду в этих экологически чувствительных районах.
При разработке месторождения Чайво скважины будут буриться также с морской платформы "Орлан", которая представляет собой рассчитанное на бурение 20 скважин бетонное сооружение с буровым и жилым модулями и используется при разработке основного продуктивного пласта на юго-западном крыле структуры Чайво. Платформа "Орлан" является сооружением гравитационного типа, специально спроектированным с учетом субарктических климатических условий, ледовых нагрузок, сейсмичности и исключительно низких температур. На ней смонтирована новая, изготовленная по специальному проекту и эксплуатируемая в круглогодичном режиме установка мирового класса для бурения скважин БОВ с протяженностью ствола 6000 - 8000 м.
Платформа была установлена на Чайво 15 июля 2005 г., и буровые работы были начаты в декабре 2005 г. Нами выполнено поэтапно-групповое бурение четырех скважин БОВ и одной нагнетательной скважины для удаления отходов. В настоящее время ведутся работы по вводу в эксплуатацию остальных промысловых систем и трубопроводов до БКП.

.
С применением БУ Ястреб и платформы Орлан будет пробурено в общей сложности более 30 скважин БОВ, что составляет самое большое в мире число таких скважин, пробуренных на одном участке.
С учетом сложности проведения работ в зимний период два ледокольных судна обеспечения будут выполнять вспомогательные функции при бурении скважин с платформы Орлан. Одно из них будет постоянно находиться в резерве в состоянии готовности к аварийной эвакуации, проведению спасательных операций при возникновении чрезвычайной ситуации, а также осуществлению контроля ледовой обстановки у платформы в течение продолжительных зимних периодов.

.
Платформа Орлан является хорошим примером комплексного применения международного и российского опыта при выполнении проекта. Первоначально платформа использовалась при проведении разведочных буровых работ на Аляске. В 2001 г. была осуществлена буксировка платформы Орлан на российский Дальний Восток для переоснащения на Амурском судостроительном заводе в Cовгавани. После завершения модернизации платформа была отбуксирована в Корею, где иностранным подрядчиком был выполнен монтаж на платформе буровой установки, специально спроектированной для бурения скважин БОВ. В июле 2005 г. платформа была отбуксирована и установлена на Чайво.

.
Примененные при выполнении проекта Сахалин-1 технологические усовершенствования по БУ "Ястреб" и платформе "Орлан", являются результатом многолетней работы по определению рациональных критериев проектирования.
Ранее мы убедились, что проект Сахалин-1 будет одним из наиболее сложных в техническом отношении проектов, когда-либо выполнявшихся в промышленной практике. Поэтому мы решили хорошо подготовиться к выполнению работ, придавая особое значение опыту компании "Эксон Мобил" в области научных исследований для обеспечения качества и точности определения критериев проведения ОКР для проекта Сахалин-1.

.
Мы разработали и выполнили многолетнюю [1995-1999 гг.] программу сбора данных о ледовой обстановке для получения экологической информации, необходимой для установления проектных и эксплуатационных критериев, отвечающих требованиям безопасного и экономически эффективного проведения работ.
Мы создали комплексную базу данных, используя результаты анализа информации, собранной более чем за 20 лет Сахгидрометом [Сахалинским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу] и судоходными компаниями. Эта информация была дополнена данными космических снимков, полученными приблизительно за 10 лет.
Для определения критических значений ледовых нагрузок мы использовали наиболее совершенные приемы и методики расчетов, включая самые совершенные методы математического анализа, чтобы учесть влияние естественных случайностей и неопределенностей субъективного характера. [Компания "Эксон Мобил" разработала компьютерную модель для расчета ледовых нагрузок на платформу "Орлан" и другие сооружения. В модель были введены данные полевых наблюдений, собранные на шельфе о. Сахалин. Для повышения точности расчетов компания "Эксон Мобил" использовала наиболее совершенные методы из практики проектирования сейсмостойких конструкций, чтобы были учтены неопределенности входных данных и компьютерной модели].
В ряде областей мы использовали также российский опыт. Например, российские научно-исследовательские организации играли важную роль в разработке и выполнении программ полевых исследований, проводившихся на льду, и проверке критериев проектирования с учетом ледовых условий.

.
Фундаментальные научные исследования, которые предшествовали переходу к выполнению проекта Сахалин-1, принесли большую пользу.
Хорошими примерами успешной реализации технологических разработок, научных достижений и высокоэффективного проведения работ являются результаты выполнение основных этапов проекта в текущем году, о чем я расскажу через несколько минут.

.
Основным этапом проекта в 2006 г было завершение в срок строительства 24-дюймового трубопровода протяженностью 225 км для транспорта добываемой нефти от БКП Чайво через территорию о. Сахалин и Татарский пролив до нефтеотгрузочного терминала в с. Де-Кастри, который находится в Хабаровском крае. Первая нефть была подана в трубопровод в конце августа.
Расчетная пропускная способность трубопровода составляет 12 млн. тонн нефти в год. Трубопровод проектировался с учетом особо сложных природных условий Дальневосточного региона России, а для обеспечения безопасной эксплуатации трубопровода был применен ряд передовых технологий. В их число входило использование горизонтально-направленного бурения (ГНБ) при строительстве водных переходов, применение в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций запорной арматуры с автоматическим приводом, включая 8 полностью автоматизированных дистанционно управляемых крановых узлов, а также наиболее совершенную систему обнаружения утечек, эффективность которой подтверждена в течение более чем 10-летнего периода ее широкого применения компанией "Эксон Мобил" и предприятиями нефтяной промышленности в различных районах мира. Мы использовали трубы, изготовленные из высококачественных сталей с улучшенными металлургическими и деформационными характеристиками, чтобы предохранить их от повреждения при ледовом пропахивании на морских участках, а также на сухопутных участках при строительстве переходов в зонах тектонических нарушений и в сложных геолого-технических условиях.

.
Корпорация "Ниппон Стил" и ее родственная компания в России "НС Нефтегазстрой Лимитед", а также две российские компании - "ГлобалСтрой-Инжиниринг" и СМУ-4 были привлечены к строительству трубопровода, причем более 50% труб были поставлены российским Выксинским металлургическим заводом. Российские подрядчики выполнили рабочее проектирование и укладку сухопутного трубопровода.
За последний год мы достигли значительных успехов в строительстве нефтеотгрузочного терминала в с. Де-Кастри. Мы завершили строительство резервуаров для хранения нефти, прокладку подводного отгрузочного трубопровода, монтаж узла коммерческого учета нефти и других объектов, необходимых для обеспечения экспортных операций.

.
Все это позволило провести приемочные испытания всех объектов терминала для обеспечения заполнения трубопровода и начала экспортных операций в августе 2006 г. Мы проведем церемонию торжественного открытия нефтеотгрузочного терминала 4 октября в с. Де-Кастри и г. Хабаровске, и будем очень рады, если вы вместе с нами примите участие в праздновании этого события.
В состав нефтеотгрузочного терминала в Де-Кастри входят нефтехранилище и система отгрузки в танкеры с использованием выносного одноточечного причала, которые обеспечат круглогодичную отгрузку нефти в танкеры для доставки на международные рынки. На терминале установлены два резервуара каждый вместимостью 100 000 м3, где будет храниться сырая нефть проекта Сахалин-1 до отгрузки ее на танкеры и доставки по назначению. Нефть на терминал подается от БКП Чайво по магистральному трубопроводу. Из-за отдаленности расположения, терминал работает, в основном, в автономном режиме. Он оснащен своим собственным источником электроэнергии, системой водоснабжения, системой обращения с отходами и жилым комплексом для производственного персонала.

.
Сырая нефть проекта Сахалин-1 будет храниться в резервуарах на площадке терминала и затем перекачиваться по подводному отгрузочному трубопроводу на выносной одноточечный причал, расположенный в 5,7 км к востоку от полуострова. В июне 2006 г. были успешно проведены пробные испытания ВОП при швартовке танкера без подачи продукции.
На выносном одноточечном причале нефть будет отгружаться во флотилию специально построенных танкеров, которые будут способны круглогодично выполнять рейсы через Татарский пролив. В качестве наиболее безопасного и экономически эффективного способа загрузки танкеров в таких условиях была выбрана специальная система выносного одноточечного причала башенного типа. Данная концепция ВОП основана на испытанных системах, эксплуатируемых в Северном море с учетом ледовых нагрузок и требований к обеспечению аварийного останова и отсоединения танкера в случаях ухудшения погодных условий или ледовой обстановки.

.
Выполненные пусконаладочные работы на трубопроводе, нефтеотгрузочном терминале и выносном одноточечном причале обеспечили начало экспорта сырой нефти.
Для круглогодичной доставки сырой нефти от терминала в Де-Кастри на мировой рынок будет использоваться специализированная флотилия двухкорпусных танкеров типа «Афрамакс» каждый вместимостью до 100 тыс. тонн нефти.

.
Планируется ежедневно экспортировать до 250 тыс. баррелей сырой нефти марки «Сокол» проекта Сахалин-1. Это означает, что в среднем каждые три-четыре дня от причала будет отходить один груженный танкер. Участники Консорциума самостоятельно решают вопросы сбыта сырой нефти, продажа которой будет осуществляться с учетом доставки.
Поскольку Татарский пролив покрыт льдами в течение 4-х месяцев в год, Консорциум приложил большие усилия для обеспечения безопасных операций в ледовых условиях. На основе тщательного расчета были разработаны технические условия для строительства современных новых специализированных судов, которые по своим характеристикам соответствуют или превышают требования всех международных конвенций и признанных отраслевых руководств. Для каждого танкера предусмотрен двойной корпус по всему его параметру. Корпуса судов снабжены ледовыми подкреплениями, прочность которых при плавании судна во льдах превышает нормативные требования и намного превышают требования, предъявляемые к типовым танкерам.

.
Контракты на фрахтование судов для транспортировки этих объемов сырой нефти были размещены в 2003 г. среди двух российских компаний «Приморское морское пароходство» (ПМП) и «Совкомфлот». Танкеры обоих владельцев были построены компанией «Хундай Хэви Индастриз» в Корее. Российские компании предоставят также два специальных ледокола сопровождения - «Красин» и «Адмирал Макаров». Ледоколы будут оснащены новейшими устройствами для улучшения эксплуатационных характеристик и маневренности, такими как азимутальные кормовые приводы (АКП). Суда будут поставлены в ноябре для открытия ледового сезона.
Буквально через несколько недель завершится другой крупный этап - закончится строительство Берегового комплекса подготовки Чайво. Продукция скважин, пробуренных с использованием буровой установки «Ястреб» и с платформы «Орлан» будет направляться на БКП Чайво, где сырая нефть будет стабилизироваться и перекачиваться по трубопроводу на нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри, а сухой газ будет закачиваться обратно в пласты месторождения Чайво.

.
Наша стратегия при строительстве БКП определялась с учетом отдаленного местоположения объекта и короткого строительного сезона, а также исходя из полного объема работ по проекту. Для достижения максимальной эффективности работ мы использовали предварительно собранные и испытанные модули массой 1500 тонн каждый. Модули доставлялись на Чайво по морю на баржах, выгружались непосредственно на берег с использованием временного причального сооружения, и затем на многоколесных транспортерах доставлялись до конечной площадки сборки. На берег Чайво было выгружено более 40 000 тыс. тонн оборудования в течение летних сезонов 2005 и 2006 г.г.

.
Строительство БКП Чайво проходило в течение трех стадий. В 2004-2005 г. были завершены работы нулевого цикла и прокладка подземных коммуникаций. В 2005 г. было установлены модули инженерных коммуникаций и трубные эстакады общей массой 20 000 тонн, которые составили основную магистральную сеть БКП. А в 2006 г. были установлены и подсоединены к основной сети БКП технологические модули массой 20 000 тонн. В течение зимнего периода 2005-2006 г. с большим успехом проведены работы по подготовке к зимней эксплуатации, что повысило производительность труда на 15% и позволило установить режим «подключай и работай» при установке модулей, доставленных в 2006 г. Трубные эстакады и модули были состыкованы «торец в торец» с использованием метода лазерного картирования, что привело к сокращению количества сварных швов на 50%. Примечательно, что 99 процентов трубных катушек подходят друг к другу. Фактический срок для подсоединения и проведения пусконаладочных работ модулей 2006 г. составил 60 дней, начиная со дня выгрузки последнего модуля до завершения монтажных работ и 90 дней, начиная со дня выгрузки последнего модуля до получения первой нефти.

.
Для реализации проекта необходимо было создать и модернизировать широкую сеть объектов инфраструктуры для обеспечения этих операций, которые на долгосрочную перспективу обеспечат успех наших будущих проектов, а также принесут выгоды для всего региона.
Грузоподъемность моста составляет 1750 тонн, что делает его одним из самых прочных и длинных мостов в мире. Масса самого крупного модуля, перевезенного по этому мосту, составила 1700 тонн. Мост используется для перевозки тяжелого технологического оборудования, людей и вспомогательных материалов на буровую площадку.
Компания ЭНЛ создала новый учебный центр по сварке в Южно-Сахалинске, который обеспечивает повышение квалификации местных специалистов по сварке и помогает студентам получить аттестацию сварщика.

.
После завершения строительства БКП темпы добычи нефти к концу 2006 г возрастут до пиковых величин, что будет знаменовать успешное завершение 1 Стадии работ по проекту Сахалин-1 с дальнейшим переходом к разработке месторождений Одопту и Аркутун-Даги.
Помимо рассмотрения вопросов реализации проекта, я хотел бы отметить, что, по моему мнению, проект Сахалин-1 являет собой пример достойной гражданской позиции.
В качестве лидера в своей отрасли по показателям в сфере охраны труда, техники безопасности и охраны здоровья, мы прикладываем все усилия для осуществления проекта Сахалин-1 с соблюдением принципа ответственного отношения к охране окружающей среды. К настоящему моменту компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" инвестировала более 85 млн. долларов США в природоохранные исследования и мероприятия.

.
При реализации проекта нам удалось внести существенный вклад в ряд исследований популяции серых китов и приступить к осуществлению эффективной программы охраны морских млекопитающих. Принятые нами меры, включая проведение исследований, создание защитных буферных зон и начало реализации программы ограждения участков гнездовий и насестов, способствуют сохранению белоплечих орланов. Специально разработаны методы и определены сроки проведения строительных работ, позволяющие свести к минимуму воздействие на лососевых в период нереста.

.
Наши показатели в области безопасности, отвечающие самым высоким международным стандартам, являются значительным достижением для проекта Сахалин-1. На сегодняшний день показатель числа травм с временной потерей трудоспособности (LTIR) при реализации проекта составляет 0,02 на 200 тыс. отработанных часов, что в девять раз лучше среднего показателя для предприятий нефтегазовой промышленности (0,18).
Несмотря на то, что в Соглашении о разделе продукции отсутствуют конкретные количественные показатели требуемого российского участия, обеспечение значительной доли российского участия при выполнении строительных работ всегда являлось для нас высокоприоритетной задачей. Российские фирмы, участвующие в реализации проекта, получили контракты на общую сумму более 3,5 млрд. долларов США, что составляет приблизительно две трети от общей суммы контрактов. На стадии строительства для российских работников, привлекаемых к работе как непосредственно, так и косвенным образом, будет создано 13 000 рабочих мест.

.
В настоящее время в компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" и у ее подрядчиков работают сотни российских граждан, принимающих участие в освоении месторождения. На данный момент в офисе эксплуатационной службы компании в Южно-Сахалинске работают 350 российских граждан, которые обеспечивают деятельность Консорциума. Многие из них прошли и продолжают проходить профессиональную подготовку. Летом 2005 г., в период наиболее интенсивного проведения строительных работ на месторождении Чайво, на проекте были заняты приблизительно 8000 человек, включая постоянных сотрудников и подрядчиков. Предполагается, что к 2010 г. число российских граждан увеличится и составит 80% от общего числа работников, занятых на проекте Сахалин-1.
С учетом того, что наша деятельность приносит ощутимую пользу российским гражданам, правительство Российской Федерации, региональные органы власти и местные жители продолжают оказывать нам поддержку в реализации проекта.

.
За период реализации проекта Россия получит более 40 млрд. долларов США в форме налогов, выплат в счет роялти и принадлежащей государству доли добываемой нефти. За период в пять лет промышленное освоение месторождений позволит внести в Фонд развития Сахалина 100 млн. долларов. Россия также получит 45 млн. долларов США в качестве бонусов за добычу. Кроме того, участники проекта инвестируют более 200 млн. долларов в развитие инфраструктуры.
Поставка природного газа коммунальным предприятиям Хабаровского края на Дальнем Востоке России служит еще одним наглядным примером той пользы, которую проект приносит Российской Федерации. Договоры купли-продажи газа, подписанные 26 сентября 2005 г. с ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" и ОАО "Хабаровсккрайгаз", стали первыми договорами, заключенными в соответствии с Соглашением о разделе продукции с покупателями газа на внутреннем рынке и предусматривающими поставки газа в течение длительного периода времени на основании международных рыночных цен и на коммерческих условиях.

.
Компания ЭНЛ ставит перед собой цель обеспечения своевременных и стабильных поставок газа внутренним потребителям в Российской Федерации. Примером нашего стремления к достижению указанной цели стали успешные действия, предпринятые компанией ЭНЛ для удовлетворения спроса на энергоносители в Хабаровском крае, который возрастет до 3,8 млн. кубических метров газа в сутки в предстоящий зимний сезон 2006 - 2007 гг.
Эффективное сотрудничество между участниками проекта и потребителями газа в Хабаровском крае позволило свести к минимуму нарушения в работе. Ожидается, что в течение начального периода объемы сбыта газа на внутреннем рынка стабилизируются на среднегодовом уровне, составляющем 7,65 млн. кубических метров в сутки. В настоящее время обе стороны в условиях тесного сотрудничества работают над тем, чтобы обеспечить возможность увеличения объемов будущих поставок газа.
С вводом в эксплуатацию сооружений для отгрузки продукции и предстоящим вводом в эксплуатацию БКП, работы, предусмотренные для начальной стадии разработки проекта Сахалин-1, близятся к завершению. В настоящее время общий объем работ выполнен на 97%. Начало полномасштабной добычи намечено на конец 2006 г. Сейчас, вспоминая пять лет, прошедших с момента, когда было объявлено о коммерческой целесообразности проекта и когда мы приступили к начальному этапу разработки, мы испытываем гордость в связи с тем, что нам удалось своевременно и эффективно реализовать этот крайне сложный проект.

.
Постараюсь в нескольких словах описать основные элементы успеха на начальной стадии разработки проекта Сахалин-1, а также выводы, сделанные с учетом полученного опыта, которые пригодятся для последующих стадий. Для осуществления современных проектов мирового масштаба, таких, как Сахалин-1, требуется подтвержденная способность разрабатывать и применять новейшие технологии для реализации проекта во всех его аспектах. Для достижения цели проекта, которая заключается в разработке месторождения Чайво с соблюдением принципов максимальной экономической эффективности, технологии имеют основополагающее значение. Однако одних лишь современных технологий недостаточно. Секрет достижения максимальной экономической эффективности заключается в способности компании "ЭксонМобил", имеющей международную структуру, при осуществлении проекта добиваться высочайших результатов, начиная с выбора концепции до момента начала добычи, а также действовать, исходя из принципов стремления к подобным результатам во всех аспектах реализации проекта. Данную способность мы приобрели, работая в условиях сотрудничества с участниками проекта, правительством Российской Федерации, а также местными подрядчиками и жителями Сахалинской области и Хабаровского края над успешной реализацией проекта в существующих нелегких условиях.