USD 89.0214

0

EUR 95.7391

0

Brent 82.44

-0.04

Природный газ 2.954

-0.09

5 мин
...

Ученые Пермского Политеха объяснили, чем вызван рост цен на топливо в России, и рассказали, как можно его замедлить

Ученые Пермского Политеха объяснили, чем вызван рост цен на топливо в России, и рассказали, как можно его замедлить

Москва, 14 авг - ИА Neftegaz.RU. В течение нескольких месяцев в России продолжают расти цены на топливо. Так, по данным Росстата в период с начала мая по конец июля дизельное топливо в среднем выросло в цене на 64 коп., бензин марки АИ-92 — на 2 руб. 17 коп., а АИ-95 увеличился в стоимости на 2 руб. 47 коп. Эксперты Пермского Политеха рассказали, какие факторы повлияли на рост цен на топливо и что следует предпринять, чтобы замедлить этот рост.

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления промышленным производством Евгений Жуланов считает, что причина роста розничных цен на топливо обусловлена сразу несколькими важными факторами.

Цены в системе автозаправочных станций повышаются из-за роста оптовых цен на топливо, которые увеличиваются вместе с биржевыми ценами на международном рынке. При этом российские нефтеперерабатывающие заводы оказываются в сложном положении, отмечает эксперт Пермского Политеха. С одной стороны, происходит ослабление курса рубля по отношению к доллару США. Это усиливает разницу между внутрироссийскими и международными ценами на топливо в рублевом выражении. С другой стороны, с 1 сентября 2023 года до конца 2026 года демпферные выплаты заводам из бюджета страны сократятся в два раза.

Демпфер — это механизм, который позволяет снижать колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке. Демпфирующий механизм в нефтеперерабатывающей отрасли России работает с 2019 года. Действие этого демпфера заключается в следующем: если за рубежом цены на бензин выше российских, то из федерального бюджета нефтяным компаниям компенсируют сумму, которую они теряют, и цены в России не поднимаются. При этом если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то предприятия сами перечисляют деньги в бюджет. Таким образом смягчается влияние геополитических и внешнеэкономических факторов на ценообразование топлива на российском рынке. Выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу в марте 2023 года составили 96,7 млрд руб, а в марте 2022 года — 152,8 млрд руб.

Евгений Жуланов считает, что снижение демпферных выплат вдвое будет стимулировать заводы либо к увеличению экспортных поставок для компенсации своих потерь, в результате чего рост биржевых цен может замедлиться из-за увеличения предложения, либо, при невозможности или ограниченности наращивания таких поставок произойдет увеличение внутренних цен.

Кроме того, рост цен на нефтепродукты связан с биржевым удорожанием основного ресурса, из которого они производятся, — нефти. Ее стоимость увеличивается с начала 2023 года. Определенное влияние на цены также оказывает особенно высокий спрос на топливо в летний период, что стимулирует временное увеличение цен до наступления осени.

— Принимая во внимание действие всех перечисленных факторов можно заключить, что ожидается дальнейшее увеличение цен на топливо с переменным темпом их роста, — комментирует эксперт Пермского Политеха Евгений Жуланов.

Возможно ли заменить бензин иным видом топлива? Об этом рассказала доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, кандидат экономических наук Мария Каменских.

Бензин является самым распространенным и, как следствие, самым популярным топливом для российских автовладельцев. В ближайшее время кардинальных изменений в этой сфере потребления не предвидится, несмотря на относительно высокую стоимость за литр и значительный уровень выбросов отравляющих веществ при использовании бензина.

Наиболее рационально и экологично в настоящее время использовать газомоторное топливо. При сгорании оно выделяет меньше отравляющих веществ, а по стоимости газ выгоднее бензина в два раза. Единственной крупной тратой при переводе автомобиля на газомоторное топливо станет единовременное вложение в соответствующее оборудование. Цены на установку ГБО в среднем варьируются от 25 тыс. руб. и до 100 тыс. руб. в зависимости от модели авто и региона.

Если предполагается использовать автомобиль для передвижения на дальние расстояния, то дизельное топливо будет рациональным выбором. Однако относительно высокая стоимость дизеля в настоящем времени не позволяет говорить о его преимуществе перед бензином.

Электромобили к настоящему моменту также малодоступны из-за почти полного отсутствия инфраструктуры — зарядных станций, качественных ремонтных служб и т.д. Такой вид автомобилей распространяется только в крупных городах, где есть возможность их обслуживать.

Биодизель как самостоятельный вид топлива практически не воспринимается российскими владельцами авто. Ирина Пермякова, кандидат технических наук, доцент кафедры химии и биотехнологии ПНИПУ, объяснила, что по химической структуре биодизель — это эфиры жирных кислот. Производят его из растительных масел и животных жиров путем химических реакций с участием спирта (обычно метанола или этанола) и катализатора. Разрабатываются методы производства биодизеля из специальных водорослей в качестве сырья.

По техническим характеристикам биодизель схож с дизельным топливом, но имеет более высокую смазывающую способность, что защищает внутренние части двигателя, уменьшает его износ, продлевает срок службы двигателя при постоянном использовании и не способствует образованию нагара. Основное преимущество — это экологичность. При сгорании биодизель выделяет существенно меньше серы, копоти и сажи. Сам биодизель не токсичен для человека, а при попадании в почву и в воду аналогичен по степени вредности разливу подсолнечного масла. Биодизель более пожаробезопасен, не склонен к самовоспламенению и не летуч. Сырье для него возобновляемо, что важно в глобальной экономике, заключает Ирина Пермякова.

— Биодизель в России практически не производится. А основным его недостатком является небольшой срок годности, поскольку изготавливается биодизель из природного сырья. К этому топливу чувствительны резиновые изделия, а также краска, если биодизель попадает на кузов автомобиля. При этом расход чистого биодизеля чуть больше, чем дизельного топлива, — заключает химик Пермского Политеха Ирина Пермякова.

Чаще всего биодизель используют лишь как добавку к дизельному топливу, считает Мария Каменских. Он стоит дороже простого дизеля, и для полноценной эксплуатации биотоплива необходима доработка двигателя авто.

— Безусловно, применение биодизеля как экологичной добавки к дизелю является рациональной идеей и при должной поддержке данное направление найдет свое место на российском рынке топлива, — добавляет Мария Каменских.

В качестве более экологичной альтернативы бензину целесообразнее рассматривать биоэтанол, который производят в Бразилии, Великобритании и США. Но для России данный вариант возможен только при изменении законодательства в части использования этилового спирта.

В промышленности предпочтение отдают надежности бензина, поскольку он хорошо выдерживает суровые климатические условия нашей страны. Эффективность биодизеля заметно снижается при низких температурах, что затрудняет его использование на многих территориях России. Бензин проще хранить и перевозить по сравнению с газом. При этом газ, например, используют нефтегазодобывающие предприятия с целью производства электроэнергии. Ряд предприятий переводят на газ малотоннажные автомобили, но эта инициатива не является повсеместной, добавляет экономист Пермского Политеха.

Как можно притормозить рост цен на бензин? Мария Каменских считает, что необходимо внести изменения в налоговое законодательство. Из-за того, что доля налогов составляет примерно половину стоимости бензина, это единственный работающий способ снизить его цену. Так, в стоимость топлива включены налог на добавочную стоимость, акциз и налог на добычу полезных ископаемых.

Ряд нефтеперерабатывающих заводов России периодами работают в убыток. Он покрывается за счет прибыли в сфере добычи, так как большинство НПЗ входят в нефтегазовые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), деятельность которых включает все процессы в нефтяной отрасли — от добычи до продажи нефтепродуктов. Таким образом, модернизация нефтеперерабатывающих заводов позволит снизить себестоимость бензина. Но данная инициатива невозможна к реализации в краткосрочной перспективе вследствие сложившейся внешнеэкономической ситуации, отмечает Мария Каменских.

Контактное лицо:
Анна Брюханова,
ведущий специалист пресс-службы ПНИПУ
тел: 89523177170
[email protected]


Автор: А. Брюханова, ведущий специалист пресс-службы ПНИПУ