Министр энергетики Игорь Юсуфов объявил вчера о введении балансовых заданий по поставкам мазута на внутренний рынок. В этом месяце нефтяным компаниям придется оставлять в стране 80% от общего производства этого продукта.
Как сообщил Игорь Юсуфов, из 4 млн т мазута, ежемесячно производимого в стране, 1,1 млн будет резервироваться для РАО ЕЭС, 2,1 млн поступят на свободный рынок, где его смогут покупать предприятия жилищно-коммунального хозяйства, и 800 000 т остается компаниям для экспорта. Возможно, первое время компании и не заметят разницы от снижения экспорта: доход от экспорта мазута практически сравняется с доходами от внутренних поставок благодаря введению пошлины. К сведению, экспортная цена мазута сейчас $108, а внутренняя - $75.Дополнительно с 1 ноября экспортную пошлину на мазут решено увеличить с $20 до $32 за тонну.
Какие могут ожидаться последствия? Во-первых, через полтора-два месяца НПЗ начнут затовариваться мазутом, производство которого происходит в достаточных объемах, что не может вызвать дефицита в России,и компании будут продавать его по низким ценам, в чем крайне заинтересовано РАО ЕЭС. Во-вторых, от снижения экспорта пострадает бюджет, недополучая ?мазутные деньги?, и репутация российских компаний за рубежом из-за невыполнения контрактных обязательств по поставкам. На рынке Европы последнее время наблюдается дефицит мазута и последовательный рост цен на него. После введения балансового задания и увеличения пошлины экспорт российского мазута в Европу еще больше сократится, что приведет к дополнительному росту европейских цен. Учитывая вышеперечисленное и волатильность на рынке нефти российским компаниям выгоднее отправлять мазут на экспорт. Скорее всего, правительство вскоре пересмотрит свое решение в пользу увеличения экспорта мазута.
Neftegaz.ru