USD 74.4275

0

EUR 88.9334

0

BRENT 69.54

0

AИ-92 44.55

+0.05

AИ-95 48.38

+0.02

AИ-98 53.83

+0.1

ДТ 48.83

-0.03

698

Потенциал акций Транснефти

Мы полагаем, что в 2008 году привилегированные акции Транснефти могут оказаться достаточно хорошим вложением средств. Усреднённое мнение по вопросу потенциала роста ведущих мировых и российских аналитических агентств составляет 11,4%.

Однако огромная дисперсия оценок не позволяет считать данный консенсус-прогноз сколь-либо весомым ориентиром для принятия решения о включении данной бумаги в состав инвестиционного портфеля. «Префы» Транснефти весьма интересные бумаги. С технической точки зрения, акции находятся в долгосрочном восходящем тренде. Ажиотажный взлёт котировок в 2005 году (почти на 400%) привёл к сильной перекупленности бумаг, в результате чего в последние два года мы наблюдаем коррекционное движение: цена снизилась с 81 800 рублей за акцию в январе 2006 года до 35 809 в июне 2007. Для более полного представления о возможностях будущего движения цен на акции следует рассмотреть некоторые фундаментальные факторы в деятельности компании.



С нашей точки зрения, грядущее слияние Транснефти с Транснефтепродуктом — благоприятный фактор для котировок бумаг. При сложившемся режиме налогообложения, отнимающем до 89% экспортной выручки от продажи нефти, российским нефтяным компаниям становится более выгодно перерабатывать нефть внутри страны и продавать за рубеж РФ готовые нефтепродукты. Российские нефтедобывающие компании активно наращивают мощности по нефтепереработке. То есть если бы слияния не произошло, то Транснефть начала бы терять выручку сразу по двум направлениям. Во-первых, снижается расстояние, на которое надо транспортировать нефть «с места добычи до покупателя» до «с места добычи до НПЗ», и, во-вторых, от НПЗ транспортируется уже не нефть, а готовые нефтепродукты, что является прерогативой Транснефтепродукта. Сейчас, после слияния, новая Транснефть даже выиграет, получая преимущества от более высоких тарифов на перекачку нефтепродуктов.

,Также слияние с Транснефтепродуктом позволит получить существенные выгоды от синергетического эффекта. Бизнесы компаний в большинстве направлений схожи, если не идентичны, многие службы дублируются, большинство нефтепродуктопроводов проходит по тем же каналам, что и нефтепроводы, и поэтому планируемое сокращение 90% сотрудников Транснефтепродукта, а, следовательно, и существенное сокращение относительных операционных издержек, по нашему мнению, благоприятно скажется на котировках объединённой компании.






Безусловным преимуществом Транснефти является её государственность. Правительство всячески ограждает нефтепроводческий бизнес от новых участников и не поощряет строительства трубопроводов какими-либо другими компаниями, кроме как полностью государственными. Ещё в 2003 году совместный проект крупнейших российских нефтедобывающих компаний, таких как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" по строительству крупного нефтепровода «Западная Сибирь - Мурманск», по масштабам сравнимого со строящимся нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий Океан», не получил поддержки и не был запущен. Монополистическое положение позволяет Транснефти со временем позволяет практически неограниченно увеличивать тарифы на транспортировку. Например, в 2008 году тариф увеличивается на 19%.

Также отметим грамотный геополитический менеджмент компании. Как было отмечено выше, Транснефть, заручившись поддержкой государства, ведёт строительство грандиозного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан», длиной примерно в 4188 км. и проектной мощностью перекачки около 80млн.т. нефти в год. Данный нефтепровод позволит обеспечить стремительно растущий спрос на нефть стран Юго-Восточной Азии, а также при принятии стратегического решения правительством РФ не в пользу РЖД и постройки 60-километрового ответвления на Катай, поставлять нефть в страну с огромнейшим населением, которое, к слову сказать, с каждым годом становится всё богаче, и всё больше китайцев пересаживаются на автомобили.

,Вторым наиболее интересным проектом Транснефти является нефтепровод «Бургас-Александропулис», призванный уменьшить рычаги влияния Турции на каналы поставки в Европу российской и казахской, идущей по трубе «Каспийский трубопроводный консорциум», нефти из Новороссийска танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. После завершения строительства нефть пойдёт танкерами от Новороссийска до Бургаса, далее по трубопроводу до Александропулиса, а затем вновь танкерами всем интересующимся. Такая схема позволит увеличивать поставки нефти в Европу, не подвергаясь шантажу со стороны турецких властей и не увеличивая цен для конечных потребителей, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на конъюнктуре спроса именно российско-казахской нефти.
Главное преимущество Транснефти, — её государственность, одновременно является её главным недостатком. Конечно, поддержка и давление сверху обеспечит реализацию запланированных проектов, но, как традиционно считается, государственное управление не является лучшим. Проект ВСТО — яркий этому пример. Первоначальная смета проекта — $6млрд., уже сейчас увеличена более чем вдвое. Также запуск первой очереди с конца 2008 года перенесён на 2009 год. К тому же государственное управление ориентировано на долгосрочную выгоду, а не на гладкость графика цен акций и получение инвесторами более-менее постоянного курсового дохода.

В итоге мы полагаем, что в 2008 году котировки Транснефти смогут возобновить свой рост. Наш ориентир на конец 2008 года — отметка в 60 000 рублей за одну привилегированную акцию, что соответствует примерно 20-ти % потенциалу роста от текущих ценовых уровней, а в 2009 продолжение роста в район 90 000.

Источник : Журнал Neftegaz.RU