USD 91.7745

+0.17

EUR 102.4927

+0.88

Brent 80.19

+0.05

Природный газ 2.121

-0

...

Интервью с Уэйном Клиффордом, помощником министра Отдела Международных связей Правительства Альберты

Уэйн Клиффорд: Думаю, с нашей стороны за первые 2-3 года сотрудничества выгоды очевидны, сотрудничество было очень активно. Как вы знаете, у нас есть офис в Тюмени, много времени мы проводим в Сургуте, Нижневартовске. Мы очень заинтересованы в ведении бизнеса в этом регионе. К сожалению, в 1995-1996 гг бизнес-интересы Альберты в этом регионе несколько ослабли, так как мы столкнулись с рядом определенных сложностей. Когда бизнес ослаб, то соответственно ослабли и правительственные связи.

Интервью с Уэйном Клиффордом, помощником министра Отдела Международных связей Правительства Альберты

ИА Neftegaz.RU: Добрый день, господин Клиффорд! Начнем с главного - провинция Альберта и Ханты-Мансийский автономный округ подписали соглашение о дружбе и сотрудничестве еще в 1996 году. Какие выгоды для сторон Вы видите в этом соглашении? Как Вы думаете, в чем схожесть и различия между этими регионами (географические, экономические, социальные параметры)?

Уэйн Клиффорд: Думаю, с нашей стороны за первые 2-3 года сотрудничества выгоды очевидны, сотрудничество было очень активно. Как вы знаете, у нас есть офис в Тюмени, много времени мы проводим в Сургуте, Нижневартовске. Мы очень заинтересованы в ведении бизнеса в этом регионе. К сожалению, в 1995-1996 гг бизнес-интересы Альберты в этом регионе несколько ослабли, так как мы столкнулись с рядом определенных сложностей. Когда бизнес ослаб, то соответственно ослабли и правительственные связи.

Я думаю, визит канадской команды в Россию во главе с Премьер-министром может служить показателем того, что Канада вновь стала интересоваться Россией. Если Вы взглянете на эти две страны и на эти два региона, то поймете, что мы готовы к сотрудничеству, у нас много общего, и мы только выиграем от совместного сотрудничества.

ИА Neftegaz.RU: Таким образом, следующим шагом в сотрудничестве станет новый офис в Тюмени или ХМАО?

Уэйн Клиффорд: Я думаю, что представителям бизнеса в Альберте по-прежнему интересно, как меняется деловой климат в России. Думаю, он выглядит лучше, чем 3 года назад, но деловое сообщество Альберты по-прежнему настороженно смотрит и на Россию, и на Сибирь, так как они ожидают увидеть более убедительные доказательства стабильности, улучшения деловой среды, прозрачность законодательной базы. Несмотря на то, что деловая активность резко ослабла после 1995 года, Правительство Альберты поддерживает отношения с ХМАО, потому что мы считаем, что то, что случилось с Россией всего лишь временная проблема, и, конечно, мы видим потенциал в будущем сотрудничестве с Россией, у нас есть все основания полагать, что сотрудничество между этими двумя регионами будет успешным и многообещающим.

Общая торговля, начатая в 1991 году, была очень значительной. Россия всегда была одной из пяти ведущих партнеров для Альберты. Мы просто посмотрели на мир, нашли пять стран, и Россия была среди них. С тех пор взаимоотношения ослабли в силу того, что продажа пшеницы сократилась, возникли сложности в нефтегазовом секторе. На сегодняшний день нужно развивать двустороннюю торговлю, нам следует покупать больше российской продукции, а России - больше нашей. Нам нужно восстановить былые торговые отношения.

ИА Neftegaz.RU: Говоря о политической ситуации, видите ли вы какие-нибудь изменения в правительственных связях и избранием в качестве Президента В.В.Путина?

Уэйн Клиффорд: Да, я думаю многие на Западе усматривают в этом установление политики жесткой руки в России. Вы знаете, многие на Западе говорят, что Путин мог бы быть более демократичным, но многие считают, что России в управлении нужна жесткая рука и яркий лидер, которым должен стать Путин. Мы можем только надеяться, что он сможет провести как политическую, так и экономическую реформы. Когда бизнес и инвестиции идут, в стране должны быть единые правила для каждого партнера.

ИА Neftegaz.RU: Недавно США стали воспринимать Росиию как страну с рыночной экономикой, и, похоже, что ЕС сделает то же по истечении нескольких месяцев. Считаете ли Вы, что такое решение двух ведущих мировых экономик повлияет на отношения между Провинцией Альберта и Россией? Рассматривает ли Альберта Россию как равного торгового партнера?

Уэйн Клиффорд: Это очень важно, что Россия является полноправным партнером этого престижного экономического собрания, ГАТТ. Для Альберты очень важно, что Россия движется в этом направлении, это может положительно повлиять на инвестиционный климат в стране, это также означает, что Россия становится полноправным экономическим партнером для западных экономических держав. Следующим важным шагом для России является вступление в ВТО, на это также будут смотреть инвесторы.

ИА Neftegaz.RU: Было ли сильным движение антиглобалистов за последние несколько лет? При проведении 8-го Саммита были ли мысли о том, что движение антиглобалистов может каким-либо образом угрожать лидерам крупнейших мировых наций?

Уэйн Клиффорд: Они были намного меньше, чем мы ожидали; было возможно около 2500-3000 людей в день. Но не было никаких происшествий, даже разбитых окон, что удивительно. Частично это было благодаря спланированности действий федерального и местного правительств.

ИА Neftegaz.RU: Какие страны и регионы работают с Альбертой по подобному принципу, и каковы результаты и перспективы подобных соглашений?

Уэйн Клиффорд: Мы ищем по всему миру, мы обращаем внимание на регионы, провинции, штаты, области, которые обладают подобными экономическими показателями, что и Альберта, регионы с нефтегазовой ориентацией экономики, или сильной сельскохозяйственной базой.

Другой показатель сотрудничества - это северная направленность, северная часть мира, так как мы сталкиваемся с такими же сложностями: как построить трубопровод в условиях минусовой температуры. Вот факторы, на которые мы обращаем внимание. Мы сотрудничаем примерно с 12 странами и провинциями по всему миру. Большинство из них имеют северную или нефтегазовую направленность. С парой регионов мы сотрудничаем просто потому, что это выгодно, например Южная Африка или некоторые Африканские провинции.

ИА Neftegaz.RU: Какие сложности возникают при сотрудничестве с Ханты-Мансийским автономным округом?

Уэйн Клиффорд: Я полагаю, главная сложность - это расстояние. Легко добраться из Москвы в Нью-Йорк, но намного сложнее добраться из Эдмонтона в Торонто, затем в Москву, затем в ХМАО. Таким образом, удаленность обоих наших регионов означает сложности в коммуникации.

В начале 1990-х компании Альберты были очень активны в ХМАО. Мы ездили из Калгари в ХМАО каждую неделю, так как наши люди работали в Ханты-Мансийском округе. Расстояние действительно очень важно, но и язык может быть проблемой, и мы рады видеть, что все больше и больше людей в России говорят по-английски, но в то же время нам стыдно, что не многие с нашей стороны говорят по-русски.

Мы постоянно убеждаем людей учить другие языки помимо английского. Я должен сказать, что у нас есть новая стратегия международного образования, одним из ключевых моментов которого является повышение уровня изучения иностранных языков в школах и университетах.

Таким образом, это одна из сложностей в общении. Другая сложность - это работа с российскими регионами, так как ваша система быстро меняется, потому что в основании рыночной экономики у вас лежат коммунистические порядки. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что российская сторона думает, что мы как правительство можем сказать компаниям, что им делать. Это одна из сложностей в общении, на которую мы обращаем внимание российских партнеров перед началом сотрудничества, они должны понимать, что роль правительства Канады в некотором смысле ограничена по сравнению со старой моделью Советского Союза.

ИА Neftegaz.RU: Каковы, в целом, перспективы сотрудничества между Россией и Канадой?

Уэйн Клиффорд: В первую очередь это оборудование. Я уверен, что до сих пор есть продукция, произведенная в Канаде, которая может вызывать интерес у нефтегазовой промышленности. Я уверен, что эта продукция может переправляться туда.

Говоря о производстве в России, то могут быть компании, заинтересованные в получении лицензий на производство оборудования прямо в России.

С точки зрения услуг, я знаю, что активность в этой области высока, но, к сожалению, конкретных данных по этой сфере нет. Процент работы в области услуг может быть выше, чем в у продукции, но мы не обладаем статистическими данными. Все, что мы можем сделать на сегодняшний день для создания торговых связей- это определить продукцию, которую Россия может производить и отправлять сюда.

Я знаю, что в 1980-х был ряд совместных канадско-российских предприятий, они покупали такую продукцию как тракторы, произведенные в России, и экспортировали их в Канаду. В какое-то время было много автомобилей, экспортируемых в Канаду. Но я полагаю, что для России в перспективе необходимо найти те рыночные ниши, те определенные территории, на которых бы вы имели конкурентные преимущества или могли бы производить что-либо уникальное, что могло бы пользоваться спросом в Канаде. Это требует многих лет и усилий. Но мы также думаем, что любое сотрудничество должно быть двусторонним. В наших интересах помочь вам найти те виды продукции, те сферы, где бы вы могли экспортировать в Канаду.

ИА Neftegaz.RU: Как насчет отношений с коренными жителями?

Уэйн Клиффорд: Ковбойский фестиваль Стэмпид - очень хороший пример. Стэмпид, появившийся в Канаде, сейчас очень популярен и в Гонконге. Два года подряд он проводится там. На праздновании Стэмпида в Гонконге вы также можете увидеть множество людей в традиционной ковбойской одежде, с лошадьми и повозками. Это очень выгодно, так как Гонконгская сторона платит за это деньги. Как раз в это время в Гонконге отмечается Новый Год, и это грандиозное шоу пользуется успехом. Некоторые из Гонконгских предпринимателей, размещающие инвестиции в Канаде, и некоторые компании объединились и заключили сделку с Советом Стэмпида в Калгари. То же самое можно сделать и в отношении с ХМАО. Также у нас есть родео в провинции, а вы знаете, что некоторым звездам родео в Альберте требуются люди. Возможно, заинтересованность может появиться с этой стороны. Главным вопросом остается финансирование, на уровне правительства в Канаде это сделать не так то просто.

ИА Neftegaz.RU: Большое спасибо, господин Клиффорд, за интересную и содержательную беседу. Мы надеемся, что сотрудничество между Альбертой и Ханты-Мансийским автономным округом будет процветать и приносить свои плоды!