USD 91.6012

+0.31

EUR 101.6125

-0.01

Brent 79.02

-0.06

Природный газ 2.029

-0

...

Изменения в градостроительный кодекс внесены

По многим причинам прошедший 2014 г можно считать этапным для «Татнефти».

Изменения в градостроительный кодекс внесены

По многим причинам прошедший 2014 г можно считать этапным для «Татнефти».

О достигнутых рубежах в конце 2014 г говорил в своем отчете перед журналистами генеральный директор компании Н. Маганов.

Возможно, не самым ярким, но, несомненно, значимым маячком 2014 г стала и долгожданная победа нефтяников на законодательном уровне: в последние дни декабря 2014 г Госдума РФ приняла, а президент России В. Путин подписал закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части, касающейся порядка строительства и реконструкции скважин.

Свободное дыхание, как антишоковое средство.

Вопросы о несовершенстве федерального законодательства, которое созда ет множество трудностей нефтяникам, в том или ином ракурсе поднимаются практически на каждом совещании, где присутствуют руководители отрасли или правительства РФ.

Но положительные ответы приходят не часто. Потому мы от души поздравили генерального директора Татнефти с тем, что многолетние чаяния нефтяников хотя бы частично сбылись.

«Мы не просто мечтали, мы активно боролись за эту мечту, ответил на это Наиль Маганов. В 2008 г, когда появились новые правила, для нас это стало шоком. На обычные типовые изделия мы вынуждены были делать проекты, платить немалые деньги. В результате это задерживало строительство скважин. Для чего - непонятно. Сегодня эти требования убрали. Не скажу, что компания получила большую экономическую выгоду. Но зато наши люди, которые до этого вынуждены были сутками переписывать стопки бумаг, задышали свободнее. И за это правительству и Госдуме большое спасибо».

Последний штурм 7-летней борьбы.

Этап решительного наступления на административный редут, каким стал для нефтяников Градостроительный кодекс, начался летом 2014 г.

Сигналом «к штурму» прозвучало выступление на нефтяном саммите РТ генерального директора Нефтеконсорциума Ф. Валиева.

«О наболевшем» - так обозначил тогда свое заявление координатор малых нефтяных компаний. И рассказал, что есть требования федеральных органов, которые, по его выражению, «до невозможности усложнили работу нефтедобывающих компаний».

По Градостроительному кодексу бурение скважин приравнено к строительству городских зданий, а разработка нефтяных месторождений - к разработке природных ресурсов шахтным методом. Справедливости ради руководитель Нефтеконсорциума отметил, что частично остроту проблемы удалось снять на республиканском уровне. Например, разрешено бурение скважин по привязке к проектам, прошедшим госэкспертизу. Но все же в результате 7-летней борьбы с Градостроительным кодексом осталась масса нерешенных вопросов.

«Какие только документы не приходится заказывать для начала бурения, - возмущался Ф. Валиев. - Это и градостроительный план земельного участка, и «красные линии», и топографические съемки. Таких бесполезных работ - десятки. Все они стоят значительных средств и требуют времени. Не решен вопрос бурения дополнительных скважин при изменении геологического строения месторождения. Для бурения таких скважин требуется изменить проект обустройства в части бурения скважин и пройти государственную экспертизу заново».

И еще он обратил внимание на то, что «по старым правилам за 70 лет в Татарстане пробурено около 50 тыс скважин, на которые имелось всего 10 проектов, и этого было достаточно для ведения работ. А сегодня на каждую скважину требуется свой проект, хотя качество современных проектов осталось на прежнем уровне, разве только объемнее стали в десятки раз».

Взято на контроль.

Это эмоциональное заявление было рассчитано на присутствовавшего на совещании замминистра энергетики РФ К. Молодцова.

Конечно, оно не осталось незамеченным. Чиновник высокого ранга отреагировал мгновенно и лаконично: «Услышал. Понял. Отвечу».

Чуть позже, выйдя на трибуну, он сообщил, что «обозначил для себя несколько вещей», волнующих и коллективы нефтяных предприятий, и федеральное правительство: это вопросы, связанные с административными барьерами, которые осложняют жизнь нефтяникам. Замминистра согласился с тем, что введенные в Градостроительный кодекс РФ ограничения, связанные с бурением и обустройством скважин, - это перегибы. Он заверил, что в скором времени правительству будет представлен доклад Министерства природных ресурсов и экологии по этой проблеме, и она уже взята на контроль премьер-министром и главой Совета Федерации. Ко всему этому К. Молодцов добавил, что надеется, «что до конца 2014 г мы сможем снять эти административные ограничения…»

Процесс пошел.

В дальнейшем события развивались динамично.

Уже 9 августа (через месяц после нефтяного саммита!) вышло распоряжение Правительства РФ №1484-р о внесении в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего изменения в Градостроительном кодексе.

12 августа соответствующее письмо было отправлено в парламент, а на следующий день официально зарегистрировано, что и считается датой внесения законопроекта в Госдуму. Еще месяц с небольшим документ дожидался своей очереди для рассмотрения в Совете Госдумы.

Заседание состоялось 18 сентября. И, наконец, 22 октября сама нижняя палата Федерального Собрания приступила к обсуждению законопроекта. Несмотря на то, что он уже прошел через усиленный фильтр 3 министерств, правительственной комиссии и профильных думских комитетов, депутаты все-таки не упустили возможность задать «дополнительные» вопросы представлявшему проект закона замминистра природных ресурсов и экологии РФ В. Паку.

Депутат А. Сикорский, хоть и представляет в Думе краснодарцев и крымчан, озаботился проблемами Западной Сибири и Дальнего Востока. «Законопроект, конечно, важный и нужный, - сказал он. - Тем не менее мы знаем, что сделали с Западной Сибирью и Дальним Востоком в период 1965 - 1991 гг, то есть в советские времена. Возникает вопрос: не повлияет ли исключение из состава объектов экспертизы проектной документации на бурение скважин на экологический фон в тех регионах?»

Долю сомнений внесла в обсуждение и заместитель председателя думского комитета по делам национальностей Тамара Плетнева. «Когда едешь по Башкирии, Татарстану, Удмуртии, везде видишь, что эти качалки там стоят чуть ли не в огородах, - поделилась она. - Причем тут идет речь ведь не о бурении колодцев, чтобы воды добыть, а о нефтяных скважинах».

Замминистра успокоил обоих оппонентов, заверив, что жители Сибири и Дальнего Востока могут спать спокойно - экологический фон не испортится и огороды в Волго-Уральском регионе не пострадают от изменений в Градостроительном кодексе.

В тот день Госдума приняла предложенный законопроект в первом чтении.

Успели!

До Нового года оставалось чуть больше полумесяца. И вот 12 декабря Дума вернулась к документу. 2е чтение прошло без единого вопроса. 17 декабря документ был принят в окончательной редакции, претерпев лишь небольшие поправки в заглавии. 25 декабря его одобрил Совет Федерации ФС РФ.

31 декабря 2014 г федеральный закон «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» подписал президент России В. Путин.

Принятый закон стал важным, но далеко не последним шагом на пути прохождения Татнефтью этой полосы препятствий.

«Есть еще целый ряд решений, над которыми мы работаем. Они были приняты в значительной степени неоправданно и осложнили нам жизнь», - сообщил журналистам на пресс-конференции Н. Маганов.

Гендиректор рассказал, что внутри самой Татнефти есть даже секция, где эти вопросы выявляются и анализируются. По его словам, неплохо работает в этом плане и Ростехнадзор. В его составе создан научно- технический совет, и у нефтяников теперь появилась трибуна, с которой они могут заявлять о регламентах, реально мешающих производству. «То есть мы с этим пытаемся как-то бороться, - подытожил Наиль Ульфатович. - Хотя, наверное, слово «бороться» не очень подходит. Пожалуй, так: преодолевать административные барьеры».



Автор: В.Беспалов