С точки зрения международных НК, до тех пор, пока не будет введен в действие в полном объеме стабильный юридический и налоговый режим, только соглашения, предусматривающие раздел продукции, могут снизить финансовую и юридическую неопределенность, получить долгосрочные гарантии, необходимые для крупномасштабных инвестиций в России.
Многие российские проекты являются кандидатами на реализацию в режиме СРП. В настоящее время поддержка российскими компаниями проектов СРП в значительной степени зависит от уровня мировых нефтяных цен и механизма трансфертного ценообразования, который влияет на прибыльность в краткосрочной перспективе при текущей системе лицензирования.
Многие задержки в принятии Закона о СРП могут быть объяснены их опасениями, в злоупотреблениях отечественными компаниями. Окончательное принятие Закона откроет путь для иностранных инвестиций. По оценке Министерства энергетики, в следующее десятилетие в Россию могут быть привлечено до $80 млрд. инвестиций.
В первоначальной редакции Закон был введен в действие в конце 1995 г. Вариант закона был подвергнут жесткой критике как слишком размытый. Вследствие многих внутренних противоречий и несовместимости с действующими законами, а также с Налоговым Кодексом, он нуждался в дополнениях и изменениях. Одно из выдвигаемых требований состояло в том, чтобы все заключаемые контракты о разделе продукции получали утверждение Думы с учетом заранее утвержденного списка месторождений и залежей.
,К числу изменений основного Закона относится установление 30 %-го потолка на часть запасов, подпадающую под действие СРП. Т.к. в действующем варианте закона эта квота в отношении нефти почти выполнена (26,5 %), обсуждаются перспективы отнесения действия закона только на новые месторождения или увеличения квоты до 40 %. Другое дополнение устанавливает 30%-е ограничение на иностранное оборудование.
Кроме того, с 1999 г. введено в действие дополнение, которое предусматривает СРП на месторождениях с запасами менее 25 млн. т, утверждаются федеральным правительством и региональными властями. Такое дополнение было важным элементом компромисса с регионалами, который сохранял верховенство федерального Закона, но позволял регионам заключать подобные соглашения на разработку небольших по запасам месторождений, не принимая во внимание федеральные законы.
Ключевым фактом, демонстрирующим ограничения Закона о разделе продукции, является то, что со времени его принятия в 1995 г. не было подписано и реализовано ни одно соглашение с иностранным инвестором, предусматривающее разработку какого-либо месторождения с разделом добываемой продукции.
Единственные соглашения на разработку месторождений с разделом продукции ? те, которые были подписаны еще до принятия закона в 1995 г. Однако при реализации даже этих проектов возникла необходимость преодоления очень многих проблем, которые указывают на необходимость совершенствования норм и правил.
Необходимым изменением является разработка всесторонней, ясной для понимания и стабильной правовой базы, на основе которой могут выдаваться лицензии на разработку нефтяных месторождений российским и иностранным компаниям. Необходимо также дальнейшее совершенствование самого Закона. Преобладающим направлением для прямых иностранных инвестиций в российский нефтяной сектор является образование СП.
Потенциальные инвесторы все еще рассматривают нормативные акты о возмещении затрат и отказе от реализации проектов, подписанные премьером в июле 1999 г., как недостаточные. Необходимо принятие ключевых нормативных актов, в том числе дополнений к нормативным актам о возмещении затрат и отказе в их возмещении, а также новых нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации проектов, процедуру освобождения от НДС, представления бухгалтерских документов и отчетности, таможенного контроля, валютных расчетов, поясняющих различные налоговые инструкции.
,

Администрация Ненецкого автономного округа подала иск к местной инспекции МНС РФ в арбитражный суд Архангельской области. Истцы требуют признать недействительным заключение налоговиков о зачислении платежей за пользование недрами при реализации Харьягинского СРП как ?нарушающее права и охраняемые законом интересы граждан и администрации НАО?.
До подписания соглашения в 1995 году роялти распределялись следующим образом: 60% - в бюджет НАО и по 20% - в бюджет Архангельской области и федеральный бюджет. Но с 1 января текущего года норматив отчислений платы за добычу полезных ископаемых был изменен. С введением нового закона 74,5% роялти стали перечислять в доход федерального бюджета, 20% - в бюджет НАО и 5,5% - в бюджет Архангельской области. Местный бюджет может потерять более 40 млн. руб.
В апреле департамент налоговой политики Минфина РФ в ответ на запрос администрации НАО дал разъяснение, что распределение роялти производится в соответствии с законодательством РФ, действующего на дату подписания. А ИМНС РФ по НАО распределила плату за пользование недрами по Харьягинскому СРП по новому закону. Всего с начала вступления в силу СРП добыто 1 149 тыс. тонн нефти, выручка от ее реализации составила более $170 млн.
При благополучном исходе дела в пользу местной администрации, Архангельской области также удастся отстоять свои права на увеличение доли роялти.
,

История Харьяги чревата конфликтами. Наиболее шумный из них - история о том, как местный чиновник пытался, по мнению прокуратуры, сорвать выполнение этого международного нефтяного проекта. В марте нынешнего года прокуратура возбуждала уголовное дело, предъявляла чиновнику обвинение по статье 286 УК РФ (превышение власти, совершенное должностным лицом).
,

Суммарные прямые иностранные инвестиции в разведку и разработку нефтяных месторождений к концу 2000 г. достигли $4 млрд., что составляет лишь небольшую часть требуемых в ближайшее время средств. Прямые иностранные инвестиции в 1999 г. значительно выросли (до $1,2 млрд.). Около $350 млн. в 1999 г. было вложено в развитие проектовЗатем в 2000 г. прямые иностранные инвестиции уменьшились до $441 млн. Это уменьшение отражает ограниченное число проектов, реализуемых в соответствии с СРП и характер циклов реализации таких проектов. Несмотря на улучшение их финансового состояния, большинство СП незначительно увеличили объем инвестиций в 2000 г. Реализация новых проектов идет медленно. В связи с этим российскому правительству еще длительное время необходимо продолжать усилия по привлечению инвесторов с тем, чтобы последние вкладывали значительные средства в развитие нефтяной промышленности России.
Потенциальные и фактические инвесторы объясняют относительную незначительность своих инвестиций высокой степенью неопределенности и политического риска и выделяют в связи с этим ряд проблем: отсутствие стабильной и обеспечивающей условия конкуренции законодательной и фискальной базы, неопределенность в отношении имущественных прав и прав на минеральные ресурсы, неопределенность налоговой системы, когда налоги рассчитываются исходя из доходов, а не прибылей, сохранение контроля над экспортом, который ограничивает доступ к международным рынкам, ценообразования, которая сохраняет разницу между внутрироссийскими и мировыми ценами на нефть.