USD 74.1373

-0.44

EUR 89.506

-0.17

BRENT 68.23

0

AИ-92 45.35

+0.01

AИ-95 49.14

+0.01

AИ-98 54.91

+0.02

ДТ 49.25

0

1900

Федеральное законодательство и перспективы развития нефтегазового комплекса

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа, при поддержке Правительства автономного округа и Торгово-промышленной палаты РФ 26 сентября 2002 года провела региональную конференцию ?Федеральное законодательство и перспективы развития нефтегазового комплекса?, в работе которой приняли участие около 200 предприятий, работающих на территории автономного округа, в том числе все крупнейшие нефтегазовые и геологоразведочные компании.

Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа, при поддержке Правительства автономного округа и Торгово-промышленной палаты РФ 26 сентября 2002 года провела региональную конференцию ?Федеральное законодательство и перспективы развития нефтегазового комплекса?, в работе которой приняли участие около 200 предприятий, работающих на территории автономного округа, в том числе все крупнейшие нефтегазовые и геологоразведочные компании.
На Конференции рассматривались вопросы развития нефтегазового комплекса: результаты анализа федерального законодательства и фактического состояния дел в отрасли, материалы рабочей группы Госсовета при Президенте Российской Федерации по разработке концепции государственной политики в области недропользования в РФ. С докладами выступили доктор юридических наук В.Б. Исаков, вице-президент ТПП РФ С.С. Беднов. По итогам Конференции принята Резолюция.
Учитывая важность рассмотренных на Конференции вопросов для развития экономики России в целом, принято решение обратится к Президенту Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примакову о проведении обсуждения законопроектов, касающихся развития нефтегазовой отрасли, в Москве с участием разработчиков законопроектов.

,Созданная в Западной Сибири минерально-сырьевая база играет важную роль в экономике России. В нашей стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения содержат почти 70% запасов и обеспечивают половину добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, одну треть ? газа.
В Ханты-Мансийском автономном округе добывается 58% от общероссийской нефти, в эксплуатации находится 186 месторождений. В 2002 году в округе продолжается начавшийся в 1999 году стабильный рост добычи нефти. В 2002 году ожидаемая добыча нефти составит 203 млн. тонн, что на 9 млн. тонн (5%) больше, чем в 2001 году. В 2003 году прогнозируется дальнейший рост добычи нефти на 12 млн. тонн (6%) с выходом на годовой уровень добычи в 215 млн. тонн.
В Ханты-Мансийском автономном округе проживает в настоящее время около 1,5 млн.человек, при этом 60% населения занято в нефтедобывающей отрасли. Около 70% налоговых доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа формируются за счет поступлений непосредственно от организаций нефтяной и газовой промышленности, а с учетом смежных отраслей эта цифра увеличивается до 90%. Таким образом, благополучная жизнь всех жителей Ханты-Мансийского автономного округа, успешное выполнение всех социальных программ, направленных на улучшение социального климата в округе, напрямую зависят от состояния дел в нефтегазовой промышленности.


,Минерально-сырьевой комплекс, несмотря на его огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями, в условиях реформирования экономики оказался в критическом состоянии по причинам отсутствия долгосрочной государственной стратегии изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых.
Продолжается, по существу, ?проедание? ранее разведанных запасов нефти. На месторождениях, введенных в разработку сегодня наращивать и удерживать добычу нефти возможно только до 2010-2013 года. Если за это время не будут открыты новые месторождения, при этом прирост запасов должен быть не менее чем с коэффициентом 1,5 к добыче, то к 2015 году произойдет обвальное сокращение добычи нефти.
Извлекаемые разведанные запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям - на 1 млрд. т.
По возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию основные производственные фонды нефтедобывающей отрасли приближаются к критическому уровню. По расчетам специалистов через 2-3 года может наступить обвальное выбытие старых фондов и закрытие большого числа скважин.
Износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности превысил 60%. Более 68% магистральных нефтепроводов находится в эксплуатации 20 и более лет, что чревато аварийными ситуациями на них.
Вместо решения этих жизненно важных не только для сырьевых регионов, но для всей России, проблем, мы имеем отмену целевого источника финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, каковым являлись отчисления на ВМСБ, отмену инвестиционных льгот по налогу на прибыль, введена 5-ти летняя рассрочка на возмещение расходов на геологоразведочные работы, и в довершение ко всему Министерством природных ресурсов Российской Федерации введен мораторий на предоставление лицензий на право пользования недрами.
В этих условиях обоснованную тревогу вызывают попытки внесения изменений в действующее законодательство, которые фактически ликвидируют принцип ?двух ключей?, реализованный в Законе Российской Федерации ?О недрах?, который наиболее полно обеспечивает учет интересов государства в целом, регионов, где расположены участки недр, и недропользователей, минимизирует производственные риски и сглаживает объективные противоречия (экономические, экологические, социальные, национальные и т.п.), неизбежно возникающие при геологическом изучении, разведке и разработке полезных ископаемых.


,1. Сохранить конституционный принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере недропользования (принцип ?двух ключей?), Недопустимость отстранения субъектов Российской Федерации от управления государственным фондом недр, так как, в результате принятия данных изменений произойдет ликвидация целого пласта действующего регионального законодательства в отношении большинства полезных ископаемых.

2. Сохранить в законодательстве категорию единого государственного фонда недр, находящегося в совместной собственности Российской Федерации и субъектов РФ, с четким разграничением полномочий по владению, пользованию и распоряжению указанным фондом между уровнями государственной власти и управления.

3. Избежать поспешности в установлении исключительно гражданско-правового регулирования в сфере недропользования, связанного с договорами концессии на разработку российских недр, что может привести к потере государством правомочия собственника на недра;

4. Обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет целевого финансирования геологоразведочных работ, для чего:

- рассмотреть и принять на Государственной Думе федеральный Закон ?О воспроизводстве минерально-сырьевой базы?, внесенный депутатами Государственной Думы Р.А. Храмовым, С.А. Золотилиным, А.И. Лотаревым и В.С. Романовым;
- принять закон о внесении поправок в главу 25 ?Налог на прибыль организаций? Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся одномоментного 100% списания расходов нефтяных компаний на геологоразведочные работы на затраты по основному производству;
- принять Закон о внесении поправок в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся предоставления налоговых льгот владельцам лицензий на геологическое изучение недр либо владельцам совмещенных лицензий (на геологическое изучение, разведку и добычу нефти и газа) первые пять лет с момента получения лицензии на пользование недрами;
- разработать Концепцию развития поисковых и геологоразведочных работ в целом по стране с привязкой к субъектам Российской Федерации сроком действия на 5-10 лет, которая должна предусматривать опережение геологоразведочных работ на нефть и газ (1,5 кратное превышение прироста запасов промышленных категорий над добычей) и ежегодный ввод в геологоразведочный процесс перспективных площадей, обеспечивающих прирост запасов нефти и газа не менее 25% от годовой добычи.

5. Учитывая положительную практику Ханты-Мансийского автономного округа, ввести в Налоговый Кодекс Российской Федерации Главу 26-3 ?Налоговый режим в течение 5 лет с начала добычи нефти?, в которой должно быть отражено:
- Недропользователь создает в своем учете инвестиционный фонд и открывает специальный счет в банке для учета средств этого фонда.
- Уплатой налогов, зачисляемых в федеральный и региональный бюджеты (при условии принятия решений в законах о соответствующих бюджетах) в течение первых пяти лет с начала добычи нефти, признается перечисление денежных средств в сумме, подлежащей уплате в бюджеты, на специальный счет. Недропользователь обеспечивает ведение отдельного учета по лицензионному участку, на котором добывается ?новая? нефть.
- Использование средств инвестиционного фонда осуществляется под контролем уполномоченных государственных органов на мероприятия, предусмотренные проектными технологическими документами.
- Недропользователь при применении такого налогового режима обязан соблюдать все требования и сроки проектных документов и дополнительные требования по обеспечению учета добываемой продукции на месторождении.
- Для обеспечения правовой основы введения стимулирующего налогообложения и снижению ставки конкретных налогов ?для новой нефти? должно стать Постановление Правительства Российской Федерации ?О вводе в разработку новых месторождений ?

6. Внести изменения в 26 Главу Налогового Кодекса Российской Федерации в части установления необходимости дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и иных факторов. В пункт 2 статьи 336 Налогового Кодекса РФ включить подпункт 5) в следующей редакции: ?Добытая и учтенная на отдельном узле учета нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная из месторождений, находящегося в поздней стадии разработки(отобрано не менее 75% извлекаемых запасов) дебитом по нефти не более 10 м3/сутки, с обводненностью не менее 85%?.

7. Разработать и принять федеральный Закон ?О нефтяном газе? и внести изменения в Налоговый Кодекс (глава 25) и федеральный Закон ?О налоге на имущество организаций?, где предусмотреть:
- применению схемы давальческого сырья, налоговых льгот и гарантий в долгосрочном обеспечении сырьем предприятий, занимающихся вопросами утилизации и переработки попутного нефтяного газа;
- доступ к транспортной газовой системе и рынку нефтяных компаний занимающихся вопросами утилизации и переработки попутного нефтяного газа;
- налоговые льготы для предприятий, осваивающих отдаленные месторождения, утилизирующих и перерабатывающих нефтяной газ для собственных нужд и нужд проживающего на прилегающих территориях населения;

8. Внести отдельную главу в Закон РФ ?О недрах?, где предусмотреть вопросы перехода права собственности на добываемые полезные ископаемые от Государства к недропользователю в процессе добычи;

9. В целях усиления антимонопольного законодательства продолжить работу по подготовке проектов законодательных актов, обеспечивающих доступ ?малых? и ?средних? предприятий к ключевым мощностям (инфраструктуре и трубопроводному транспорту), находящихся в собственности вертикально интегрированных компаний;

10. Учитывая опыт работы органов государственной власти Российской Федерации по контролю за реализацией действующих соглашений о разделе продукции ?Сахалин-1?, ?Сахалин-2?, ?Харьягинское месторождение?, внести изменения в действующее законодательство по вопросам СРП;

11. Разработать принципы, организацию и проведение независимого аудита технического состояния нефтегазопромысловых объектов; добычи, подготовки, сбора, транспортировки нефти и газа в нефтегазодобывающих организациях.


,Конференция обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину:

- сохранить конституционные принципы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в сфере недропользования, принять меры по недопущению развала геологоразведочной отрасли экономики страны.

Конференция обращается к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа, руководителю рабочей группы Госсовета при Президенте Российской Федерации по разработке концепции государственной политики в области природопользования в РФ А.В. Филипенко:

- использовать положения настоящей Резолюции при разработке концепции государственной политики в области минерального сырья и недропользования.

Конференция обращается к Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакову:

- провести экспертизу проектов федерального Закона ?Кодекс о недрах? и проектов других законов, затрагивающих интересы нефтегазовой промышленности, с привлечением широкого круга специалистов отрасли и представителей регионов.

,