Рациональное сочетание возможностей федерального и регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор.
По оценке рейтингового агентства ?Эксперт РА?, интегральный инвестиционный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа поднялся с 45 (1996 г.) позиции до 3 (2000-2001 гг.) среди 89 регионов Российской Федерации. Достаточно высокие потенциалы: производственный (2-я позиция), финансовый (2-я позиция), природно-ресурсный (6-я позиция), потребительский (10-я позиция), институциональный (9-я позиция) и трудовой (22-я позиция), обеспечивают территории высокую инвестиционную привлекательность.
В 2000-2001 гг. автономный округ сохраняет 2-е место (после Москвы) по объему капитальных вложений (в том числе по объему прямых и портфельных инвестиций), по обеспеченности регионального бюджета собственными доходами.
В марте 2002 г. агентство Standort & Poor's присвоило Ханты-Мансийскому автономному округу кредитный рейтинг в иностранной валюте ?В+? с прогнозом ?Стабильный? (В+/Стабильный/В). Одновременно с этим округу присвоен рейтинг ?ruАА? по российской шкале кредитного рейтинга. Более высокие рейтинги только у Москвы и Санкт-Петербурга.
21 марта 2003 года Компания Standard & Poor's Ratings Services (Лондон) объявило о подтверждении долгосрочного кредитного рейтинга Ханты-Мансийского автономного округа по международной шкале в иностранной валюте BВ-. Прогноз изменения рейтинга ?Стабильный?, кредитный рейтинг заемщика по национальной шкале: ruAA.
,К числу принципиальных по важности критериев, имеющих значение для развития бизнеса в округе относятся:
1) политическая стабильность в регионе;
2) наличие крупных запасов разнообразных природных ресурсов;
3) невысокий (умеренный) уровень инвестиционного риска.
,В ХМАО созданы определенные условия, благоприятствующие деятельности инвесторов в округе:
* высокий энергетический потенциал (доля углеводородного сырья в общероссийских запасах составляет 30,5 %);
* широкий выбор незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (водоснабжение, электроэнергия, газоснабжение и т.д.);
* широкий выбор производственных площадей и основных фондов;
* рынок высококвалифицированной рабочей силы;
* доступность всех потенциальных площадок к автомобильным дорогам, железнодорожным, водным путям, другим транспортным артериям;
* наличие системы магистральных газопроводов и нефтепроводов;
* развитая структура современных средств связи;
* плодотворное сотрудничество законодательной и исполнительной ветвей власти;
* развитая система местного самоуправления;
* последовательность и непрерывность экономических преобразований;
* высокий платежеспособный спрос населения, который, в силу неразвитости торговой сферы, сферы услуг, не используется в полном объеме.
,Глава 11 ?Собственность и свобода экономической деятельности? и глава 12 ?Финансы? Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа закрепляют правовые начала создания экономической политики и формирования рыночной экономики в автономном округе.
Основу законодательства автономного округа, регулирующего инвестиционную деятельность, составляют законы:
- ?О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа?;
- ?О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе?;
- ?О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа?;
- ?О государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) на территории Ханты-Мансийского автономного округа?.
В соответствии с законами органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа гарантируют:
- соблюдение принципа равенства прав на осуществление инвестиционной деятельности; >.-- стабильность инвестиционной деятельности.
Поддержка инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа осуществляется в следующих формах:
- предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа;
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества для осуществления инвестиционной деятельности;
- предоставление поручительств и гарантий Правительства автономного округа;
- погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа;
- прямое инвестирование за счет средств бюджета округа.
Ханты-Мансийский автономный округ ? это хороший рынок, рынок будущего. Правительство Югры будет делать все от него зависящее, чтобы обеспечить самый высокий уровень взаимодействия.
,В округе разработаны программы развития и поддержки инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Это инвестиционные проекты, способствующие созданию новых отраслей промышленности, внедрению передовых технологий и инноваций.
К таковым программам и проектам относятся:
- Программа развития нефтехимической и газо-химической промышленности на территории автономного округа
Необходимость реализация данной программы обусловлена наличием значительных ресурсов нефтяного газа и другого легкого углеводородного сырья, являющихся ценнейшим сырьем для химической промышленности.
В области нефтепереработки одним из инвестиционных проектов является строительство в Ханты-Мансийском автономном округе нефтеперерабатывающего завода по выпуску высококачественного дорожного битума.
- Программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийском автономного округа.
Строительство ЦБК
Стратегическим направлением программы является приоритетное расширение глубокой химической и химико-механической переработки древесины с целью вовлечения в переработку мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины. Проект строительства целлюлозно-бумажного комбината на территории Ханты-Мансийского автономного округа является стратегически важным инвестиционным проектом.
Инвестиционный проект строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа завода древесных плит с ориентированной стружкой ( OSB ).
Строительство завода по производству высокочистого кварцевого концентрата и продуктов на его основе:
Проект является стратегически важным для развития кварцевой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа. Согласно стратегии программы реализации проекта в 2006 году предполагается производство кварцевого концентрата в размере 2,0 тыс. тонн с наращиванием выпуска продукции до 10,0 тыс. тонн в 2008 году.
Строительство завода по производству листового стекла
Ханты-Мансийский автономный округ богат своими природными ресурсами, в том числе стекольными песками. Некоторые месторождения стекольных песков расположены в районах Ханты-Мансийского автономного, округа имеющих развитую инфраструктуру.
Качество данных песков ( по результатам предварительных исследований ) удовлетворяет требованиям, предъявляемым стекольной промышленностью.
Производство современных фармацевтических препаратов
Ханты-Мансийский автономный округ является владельцем крупного фармацевтического завода ОАО ?Юграфарм? расположенного в городе Тюмени и обладающего современными технологиями, соответствующим Международным стандартам ОСТ GMP.
Строительство завода находится в стадии завершения и в 2005 году планируется осуществить запуск производства.
В Ханты-Мансийском автономном округе и Сибирско-Уральском регионе в целом в ближайшие годы предполагается активное развитие деревянного домостроения с использованием современных видов листовых древесных материалов - высококачественной строительной фанеры различных марок, древесных плит с ориентированной стружкой ( OSB ), древесноволокнистых
плит средней плотности ( MDF), а также клееного шпонированного бруса с параллельно расположенными волокнами ( LVL ). Инвестиционный проект строительства завода LVL в автономном округе уже реализован, строительство завода MDF находится в стадии реализации. Власти округа заинтересованы в реализации проекта завода OSB, который уже сейчас может быть обеспечен необходимой сырьевой базой и иметь рынок своей продукции.