USD 92.4155

+0.11

EUR 100.1259

+0.06

Brent 90.86

-0.07

Природный газ 1.785

-0.01

...

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о российском газолете

Видимо, в россии все разумное преждевременно, а иначе как объяснить тот возмутительный факт, что вот уже 12 лет как на заднем дворе московского вертолетного завода им. Миля ржавеет газолет - революционная разработка российских инженеров.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о российском газолете

Видимо, в россии все разумное преждевременно, а иначе как объяснить тот возмутительный факт, что вот уже 12 лет как на заднем дворе московского вертолетного завода им. Миля ржавеет газолет - революционная разработка российских инженеров.



Впервые чудо техники было с помпой продемонстрировано в 1995 году на Международном авиационном космическом салоне в Жуковском. За эти годы газолет (модифицированный вертолет МИ-8ТГ, работающий на уникальном газовом топливе АСКТ) получил вагон и тележку дипломов и медалей. Казалось бы, уникальный проект ожидают радужные перспективы. Но не тут-то было, ведь у нас почти всегда - как попало, так и положено. Государство попросту недофинансировало «ноу-хау» отечественных авиаторов, и газолет был досрочно отправлен на пенсию ржаветь под открытым небом. Вот такая парадоксальная ситуация. Именно поэтому сложно осудить тех авиастроителей, что покинули Россию, мечтая о самореализации и финансировании своих смелых проектов. Наши талантливые соотечественники создали прообраз современного «боинга» и самолетов-амфибий, да и в знаменитом городке авиастроителей в Сиэтле чаще всего можно услышать именно русскую речь…

В истории c газолетом больше всего восхищает долготерпение разработчиков, ведь они продолжают стучаться во все двери, чтобы напомнить власть предержащим о своем уникальном детище. Несмотря на то, что после первого тестирования газолета прошло уже 20 лет, проект и сегодня является чрезвычайно выгодным. Особенно в нефте- и газодобывающих регионах России.

Что за зверь АСКТ?

Авиагаз «АСКТ» для газолета был разработан отечественными институтами авиационной и нефтегазовой промышленности. Это топливо по многим параметрам оставляет позади себя привычный авиакеросин. Во-первых, дешевле раз в пять и ощутимо уменьшает расход топлива. Более экологично: после экспериментального тестирования та сторона газолета, где работал керосиновый двигатель, была вся в копоти, а со стороны газового двигателя обшивка машины была совершенно чистая. Немаловажно и то, что взрыв АСКТ в топливном баке летательного аппарата абсолютно исключен. Да и вырабатывать АСКТ можно сразу из нескольких видов сырья. К примеру, из того же попутного нефтяного газа, который мы столь бездарно сжигаем в факелах. Вячеслав Зайцев, руководитель «Интеравиагаза» и один из разработчиков газолета, признался нам в интервью, что переход на авиагаз может разбить монополию керосинщиков. По его словам, вполне возможно, они занимались антилоббированием этой инновации.


Газолетом - по бездорожью и разгильдяйству!

Из-за отсутствия дорог как таковых во многих регионах нефте- и газодобычи основным видом транспорта до сих пор остается вертолет. Эти винтокрылые птицы жизненно необходимы для геологических экспедиций и многочисленных поселков нефтяников.

Если бы в сибирском небе вдруг появился МИ-8ТГ, работающий на авиагазе АСКТ, перевозки стали бы значительно дешевле. В целом, перевести воздушный транспорт на топливо АСКТ, которое можно получать из попутного газа, было бы весьма выгодным для России мероприятием. Ведь у нас ежегодно пропадают миллиарды кубометров попутного нефтяного газа, мы бездарно сжигаем в факелах миллиарды долларов. Подобная проблема, кстати, характерна и для Ирака, где российские нефтяники планируют принять участие в тендерах на разработку месторождений. Несложно предположить, что победителями станут именно те компании, которые сделают Ираку предложение, от которого он не сможет отказаться: переработка попутного нефтяного газа в дешевое топливо.

Долгие годы разработчики газолета пытаются получить недостающую для окончательных испытаний сумму. Это примерно 90 миллионов рублей. По расчетам, проект окупился бы максимум через три года, а доход составил бы до 100 % на вложенный капитал…

В этом году после двенадцатилетнего перерыва газолет вновь был представлен на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Так как разработчики не смогли достучаться до депутатского разума и получить необходимое финансирование, многострадальный газолет на этот раз был представлен в плакатах.



Автор: Ираклий Стреженов