Уральские «Газели» впряглись в экономику России | Neftegaz.RU
...

Уральские «Газели» впряглись в экономику России

С началом кризиса в стране помогать победить эту напасть начали все. Кто деньгами, кто советами, а кто примерами того, как можно было этот самый кризис не допустить. Побывав на Конгрессе “ Уральских газелей”, который проходил в Екатеринбурге 12 марта, благодаря приглашению организатора, издательского дома “ Эксперт”, мы убедились, что подобнее мероприятие нужно было проводить и раньше.

Уральские «Газели» впряглись в экономику России

С началом кризиса в стране помогать победить эту напасть начали все. Кто деньгами, кто советами, а кто примерами того, как можно было этот самый кризис не допустить. Побывав на Конгрессе “ Уральских газелей”, который проходил в Екатеринбурге 12 марта, благодаря приглашению организатора, издательского дома “ Эксперт”, мы убедились, что подобнее мероприятие нужно было проводить и раньше.

Демонстрируя столь модное сегодня сочетание частно-государственного партнерства, “ Эксперт” собрал всех “ газелистов” Урала в администрации губернатора Свердловской области. Мероприятие было направлено на обмен опытом, но оказалось и базой для создания просьб и даже требований к государству и местным властям, за которые отдувался местный министр экономики Михаил Максимов и председатель правительства области Виктор Кокшаров.
    
    Кстати, подобное мероприятие не стало первым для издательского дома. Буквально в конце прошлого года, “ Эксперт” уже чествовал лучших из лучших в Москве, награждая тех этакими “ газелевскими” “ Оскарами” – статуэтками, изображающими это стройное и быстрое животное. Пошуршав статистикой, журнал выявил большую популяцию “ Газелей” на Урале (практически 20% от всего количества таких фирм – более 80 из 550) и поэтому делегировал шеф-редактора Татьяну Гурову в помощь журналу “ Эксперт-Урал” для проведения первого подобного события в регионах.
    
    Начало Конгресса удивило даже видавших виды московских журналистов – уральские предприниматели и чиновники оказались не только успешными, но и пунктуальными, поэтому ровно в 10 часов утра по местному времени “ Эксперт” рассказал приглашенным в администрацию, зачем они здесь собрались и кто, собственного говоря, такие “ Газели”.

 

Кстати, пора и нам провести некий ликбез, пока наши читатели не подумали, что мы ведем речь либо о зоологическом сборнике, либо о детище Горьковского автозавода.

 

Впервые термин был введен в обращение американцем Д.Берчем в 80е годы прошлого столетия. Почему американец предпочел газелей не менее быстрым ягуарам или ланям, история умалчивает. Известно лишь то, что Берч затем забросил исследования этого феномена экономики, но последователи этого подхода появились во всем мире. Российскими “ Газелями” “ Эксперт” окрестил компании среднего бизнеса, растущие “ аномально” быстрыми темпами на протяжении многих лет. Такое небольшое определение не удовлетворило экспертов и участников Конгресса, которые начали добавлять к нему все больше и больше новых особенностей. Видимо, из-за такого количества особенностей “ популяция” “ Газелей” насчитывает всего около 600 компаний в России из 25 000 тех, кого можно отнести к среднему бизнесу. Нам бы хотелось выделить эти особенности, которые, как кажется, может и должен примерить на себя каждый руководитель компании.
    Начало формализации и расширению понятия “ Газелей” положила Татьяна Гурова, которая выдала на-гора массу полезной статистической информации, в основе которой лежала база Росстата, собранная за время президентства Владимира Путина. Разбавить статистику помогли ее утверждения о том, что классическая “ Газель” не участвует в строительстве финансовых пирамид и вкладывается только в реальные проекты. Это утверждение позволяет смотреть на этих представителей среднего класса, как на серьезное подспорье экономики, из которого выходят новые лидеры отраслей. Серьезным являлось и заявление, что средний оборот российской “ Газели” составляет более миллиарда рублей. После такой суммы все присутствующие могли поглядывать друг на друга с видом состоявшихся рублевых миллиардеров, ведь многие из присутствующих генеральные директора, собственники или председатели советов директоров передовых представителей уральского бизнеса.
    
    Правда, все это может быстро измениться, ведь кризис заставляет многие компании экономить на издержках и новых проектах, что выводит их из списка “ газелей”.

Татьяна Гурова отметила, что подобные компании также интересны “ Эксперту”, поэтому стоит ожидать появления статьи “ Они были Газелями” для понимания не только того, как становятся лидерами отрасли, но и как ими быть перестают.

Свою лепту в понимание феномена быстрорастущих компаний внес и один из главных популяризаторов термина “ газели” Андрей Юданов, профессор Московский Финансовой Академии при Правительстве РФ. Не по-профессорски бодро и живо, он возвел эти компании из среднего класса в ранг драйверов роста для российской экономики. Особо интересно было узнать, что “ Газели” – это не стайеры, а многоразовые спринтеры, ведь новая идея, которая появляется у них не может приносить им сверхдоходы вечно. Средний срок жизни “ газели” – 6–7 лет, после чего те либо теряют темпы роста, либо находят новый источник для роста в реорганизации или новом продукте, после чего продолжают “ газелить” на рынке. Отвечая на вопрос Neftegaz.RU, Андрей Юданов отметил, что самым известным примером подобной газели может быть Hewlett-Packard, который работает так уже более полувека. В периоды роста, отметил он, их синергетический эффект может быть огромен для всей экономики страны – Nokia обеспечила бурное развитие экономики Финляндии, прирастив стоимость целого “ Газпрома”.
    Он отметил, что число “ Газелей” приблизительно постоянно – новые приходят на место старых, так как находят ту самую нишу, которая позволяет совершить прорыв. Количество таких компаний в России особенно велико, по сравнению с Европой, именно из-за того, что подобных ниш в нашей стране огромное множество. Яркой иллюстрацией послужил пример фирмы по производству одежды, которая первая придумала блокиратор для молнии на детской одежде, который позволял избежать травмы ребенка. Благодаря этому ноу-хау, компания смогла показывать прекрасный рост на рынке.

Здесь выявили новые особенности, которые позволяли всем присутствующим почувствовать себя бизнес-гуру. “ Газели” должны быть склонны к риску, инновациям и иметь харизматичного лидера. Когда все эти свойства накопятся до определенной критичной массы, и произойдет переход обычной компании среднего класса в класс “ газелей”. Интересно и то, что по статистике, задолженность приглашенных компаний была совсем незначительной по сравнению с той, что набрали другие представители бизнеса. Таким образом, можно выделить определенную интуицию и четкое понимание своего будущего. Нет возможностей – не бери, словно бы говорят представители “ Газелей”.

 

Но хватит теории. Вслед за авторитетным теоретиком и организатором конкурса стали выступать и сами “ водители “ Газелей”. Спектр их показывал, что достичь успеха можно не только в торговле сырьем. Производители программного обеспечения, сыра и творога, пластиковых окон, издатели, грузоперевозчики – все они давали четкую картинку того, как можно стать “ Уральской газелью”. Можно назвать это небольшой трудовой биографией, а можно – запатентованным жизнью бизнес-планом. Интересно, что многие из присутствующих лишь на самом Конгрессе узнали, что они принадлежат к элите среднего класса и впервые примерили на свои компании классификацию “ Газелей”.
    Звучавшие доводы сводились к одному – необходимо иметь четкое представление о том, чего ты хочешь достичь и как (для чего необходим этот продукт и кто будет его покупать), опору на уже существующее производство (многие отметили, что стать “ газелью” с нуля практически невозможно), опору на собственные кадры (Андрей Юданов также подчеркивал, что команда и ее обучение – это и есть залог успешности компании) и немного удачи (когда ваш продукт или решение оказывается в нужном месте в нужный час).
    Все это, отметили участники Конгресса, должно проходить при минимальном, а лучше и при отсутствии, государственного вмешательства.

Дело в том, что в данном случае государство не может предложить никаких действенных рычагов для развития бизнеса “ Газелей”, а может лишь помешать им чрезмерным вниманием контролирующих органов и введением новых налогов. Парадоксально, но с этим практически согласились и представители власти, которые присутствовали на Конгрессе.

 

Министр экономики Свердловской области, Михаил Максимов заявил, что “ Газелям” лучше не мешать, а помогать. Как оказалось, правительство Свердловской области будет рассматривать пакет помощи среднему бизнесу в размере порядка миллиарда рублей. Поставив во главу угла принцип помощи сильным и самостоятельным, а не слабым и убогим, правительство будет серьезно рассматривать историю кандидатов на получение помощи. Тут то, отметил министр, пресловутые темпы роста не менее 30% более 6 лет подряд и сыграют на руку “ Уральским газелям”. Еще дальше пошел премьер-министр областного правительства Виктор Кокшаров. Выслушав пакет предложений от Владимира Шумакова, председателя совета директоров компании ВЫСО по поводу поддержки, по-сути, компаний всех присутствующих в зале, он сразу же составил ответный пакет. Он отметил, что к сокращению налогов нужно подходить очень взвешенно, так как именно за счет них и живут сейчас многие города России и их снижение может больно ударить по социальной сфере. Для всех “ газелей” он предложил объединиться в союз, который лоббировал бы их интересы на всех уровнях, в том числе и на самом высоком. Ныне существующие объединения, заявил Кокшаров, никто не слушает, так как это, по сути, малочисленные группки с локальными интересами, тогда как Союз из 80 передовых предприятий Урала был бы очень влиятельным. Премьер предложил реформировать и федеральное законодательство, изменив принцип единовременного сбора части налогов на постепенную уплату и заявив о необходимости привязки выплаты НДС только к реально проведенным и уже оплаченным сделкам.

К пакету этих предложений, Виктор Кокшаров присовокупил и необходимость льгот на ввоз иностранного оборудования в страну, если оно не производится в России.
    
    Выслушав эти предложения правительства, многие бизнесмены явно остались довольными – их не только услышали, но и поняли. В нынешней ситуации, отметила Татьяна Гурова, отвечая на наш вопрос, выживут не все “ газели”, а по Свердловской области ситуация вообще может быть аховой из-за преобладания в ее экономике металлургии и тяжелого машиностроения. Но, шеф-редактор “ Эксперта” призывает не терять оптимизма, ведь никто из отвечавших на вопрос о перспективах развития своей “ Газели” не признался в трудностях. А раз так – значит, сами компании верят в себя, своих харизматичных лидеров и то, что им всегда удастся перезапуститься в случае вынужденной остановки. Правда, как заявил Владимир Шумаков, 90% таких компаний будет куплено иностранными предпринимателями – они не пропустят такой интересный актив. А что наши? А наши покупают Strabag …
    
    Инициатива “ Эксперта” оказалась своевременной и удивительно интересной. Десятки хорошо одетых мужчин и женщин спорили о том, какая идея более интересна для бизнеса, как поступать в той или иной ситуации и что делать с государственными конкурентами. В этом споре вновь рождалась истина – нынешняя экономическая Русь-Тройка должна быть запряжена газелями.

Автор: Илья Боровков

Источник : Neftegaz.RU