USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 85.93

-1.45

Природный газ 1.965

-0.02

...

Выгодна ли девальвация нефтяникам и бюджету?

Широко известно, что примерно с 1997 года обменный курс доллара и цена нефти следуют в противоположных направлениях. Погружаясь в историю, можно заметить, что в период с 1985 по 1997 и до начала 80-х ничего подобного не было - существовала скорее положительная связь колебаний курса доллара с ценой нефти.

Выгодна ли девальвация нефтяникам и бюджету?

Широко известно, что примерно с 1997 года обменный курс доллара и цена нефти следуют в противоположных направлениях. Погружаясь в историю, можно заметить, что в период с 1985 по 1997 и до начала 80-х ничего подобного не было - существовала скорее положительная связь колебаний курса доллара с ценой нефти.

Курс доллара и цена нефти

Об источниках такой четкой разнонаправленности можно только гадать. Мне, например, кажется реалистичной гипотеза, что, начиная с кризиса в Юго-Восточной Азии 1997 года, усилилась роль доллара как валюты-убежища. И, стало быть, и падение цены нефти, и параллельное усиление доллара выступают синхронными индикаторами экономического кризиса.

За период после «большого кризиса» конца 2008-начала 2009 можно видеть на графике три таких мини-кризиса, приводивших к укреплению доллара, и - в числе прочего - девальвации «сырьевых» валют (включая рубль) не только к нему, но (поскольку одновременно дешевела и нефть) и к другим «несырьевым» валютам. Такое было, в частности, с мая по ноябрь 2010 и с сентября по декабрь 2011. Последний мини-кризис захватил пока что май-июнь 2012.

Все три были связаны с «волнами» обострения проблем еврозоны, и во всех случаях девальвация «сырьевого» рубля отражала помимо укрепления доллара и «ослабления нефти» также и усиление утечки капитала. На первых взгляд кажется, что антикорреляция доллара и нефти должна давать автоматическую защиту и экспортерам, и импортерам нефти. Девальвация «сырьевых» валют позволяет предположить, что доходы нефтяных компаний и - главное - бюджета, выраженные в национальной валюте, не падают, или, по крайней мере, падают не так сильно. Нефть дешевеет вместе с национальной валютой, но продают-то ее за доллары, а значит, в национальной валюте падение цен куда менее заметно.

В российской экономической мифологии даже присутствует популярная байка о том, что девальвации рубля организуются правительством, дабы компенсировать увеличивающийся ненефтяной дефицит бюджета (а он действительно вырос за первые 4 месяца нынешнего года до 12,3% процента ВВП против 8,9% годом ранее). Многие эксперты всерьез опасаются, что правительство поддержит механизм девальвации для пополнения бюджета. В действительности, конечно, у правительства и ЦБ РФ не было не только таких планов, но даже и инструментов для их осуществления. Рубль плавает все свободнее, с февраля 2009, когда начал применяться современный механизм присутствия Центробанка на валютном рынке, ЦБ втрое расширил «коридор» для рубля.

Так что, действительно девальвация компенсирует падение нефтяных котировок? Ответ изображен на графике, и он довольно грустен и для импортеров, и для экспортеров нефти. Хотя колебания курса доллара в противофазе с ценой нефти и сглаживают немного ее колебания в национальных валютах, ключевым тут является слово «немного». На графике изображена номинальная цена нефти и цена, скорректированная на колебания курса доллара США (это дает представление о цене в национальной валюте для некоей усредненной страны - торгового партнера США), практически сливаются. Разве что после «фазы испуга» в большом кризисе 2008-2009, когда доллар, сильно укрепившийся в острой фазе кризиса, стал ослабевать, нефть в национальных валютах стоила в среднем чуть дороже, чем в долларах. В другие периоды различия в среднем были минимальны.

Эффект поглощения колебаний цен на нефть девальвацией

Это все верно в среднем. В отдельные периоды и для отдельных стран ситуация может складываться иначе. Для России эффект девальвации рубля к доллару на первый взгляд кажется позитивным - номинальная рублевая цена нефти в последние месяцы заметно превышала предкризисные (2008 год) пики, а довольно сильный провал нефти в нынешних мае-июне (со $128 за баррель в марте до $96 в начале июня) благодаря девальвации последнего месяца оказался во многом компенсированным.

Это неплохая новость для российских нефтяных компаний, но не для бюджета. Ведь 80% расходов у нас неснижаемые - вроде зарплат бюджетникам и пенсий, которые растут, как минимум, вместе с инфляцией. Инфляция и съедает во многом положительный эффект девальвации.

Итог наших изысканий выглядит неутешительным для правительства. При существующей ныне зависимости курса рубля от цены нефти в России девальвация практически не защищает бюджет от падения цен на нефть.



Автор: Neftegaz.RU