USD 70.4413

0

EUR 79.1901

+0.2

BRENT 42.33

+0.38

AИ-92 43.07

+0.01

AИ-95 47.1

+0.02

AИ-98 53.03

+0.02

ДТ 47.44

0

712

А. Силуанов. Доклад oб исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г

11 сентября 2014 г А. Силуанов выступил на заседании Правительства с докладом об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г.

А. Силуанов. Доклад oб исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г

11 сентября 2014 г А. Силуанов выступил на заседании Правительства с докладом об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Исполнение федерального бюджета в 1 полугодии 2014 г осуществлялось в соответствии с плановыми показателями, которые утверждены законом о бюджете.

За 1 полугодие бюджет исполнен с кассовым профицитом (он составил 2,2% ВВП), который образовался исходя из опережающего исполнения годовых назначений по доходам.

Доходы мы собрали, исходя из планового показателя, 50% к плану, то есть ровно половина за полугодие.

Расходы исполнены на 45,6%.

По состоянию на 1 сентября 2014 г профицит также сохранился, это 2% ВВП, причем с профицитом исполнены и бюджеты бюджетной системы, то есть и бюджеты регионов, и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Профицит составил 3,2% валового внутреннего продукта.

По сравнению с аналогичным периодом 2013 г доходы увеличились в абсолютном выражении на 13,8%, или на 0,8% ВВП, причем основное увеличение произошло по нефтегазовым доходам - на 0,9% ВВП.

По ненефтегазовым доходам мы отклонились от плановых назначений в меньшую сторону, то есть произошло снижение на 0,1% ВВП.

С чем связано увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с соответствующим периодом 2013 г?

В 1 очередь это курс доллара США к рублю - он укрепился, усилился на 4 рубля; это увеличение мировых цен на нефть сорта Urals на 0,8 долл США / баррель; увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти; увеличение объемов добычи нефти, а также повышение ставок НДПИ (в виде углеводородного сырья).

Снижение ненефтегазовых доходов на 0,1% связано с уменьшением поступления разовых платежей за пользование недрами (потому что в 2013 г у нас были опережающие поступления, и мы в 2013 г много доходов получили, поэтому здесь эффект базы сработал), а также со снижением ввозных таможенных пошлин в результате снижения объемов импорта по сравнению с 1 полугодием 2013 г.

В сегодняшних условиях нельзя не остановиться на ситуации, сложившейся с внутренним рынком долга.

С января по сентябрь 2014 г доходность долгосрочных облигаций федерального займа выросла больше чем на 200 базисных пунктов, причем наибольший рост доходности отметился в последние месяцы.

В этот период повышались ключевые ставки на 150 и 50 базисных пунктов, которые являются, с одной стороны, ориентиром для ставок на рынке доходности ОФЗ, а также на кредитном рынке.

В этих условиях мы вынуждены были отказаться от регулярного проведения аукционов по размещению облигаций федерального займа с учетом мониторинга рынка. Мы несколько раз не выходили на рынок заимствований, с тем чтобы не привлекать ресурсы по высоким ставкам и не стимулировать рост ставок на кредитном рынке.

Кроме того, мы отказались от выхода на внешние заимствования в 2014 г, и те ресурсы, которые мы не получили в 2014 г от внешних заимствований, в условиях сокращения внутренних заимствований, мы заместили теми нефтегазовыми доходами, которые у нас поступают сверх плановых назначений.

Действительно непростая ситуация сегодня на рынке внутреннего долга. У нас источниками рынка внутреннего долга являются 3 основных источника - это банки, внешние инвесторы и инвестиции пенсионных фондов. В настоящее время остались в основном в качестве инвесторов наши банки, которые покупают наши облигации. Поэтому и объем ресурсов, который мы планируем взять с внутреннего рынка, был сокращен, мы его сократили с 809 млрд рублей до 459 млрд рублей, с поправками в закон о бюджете, которые мы внесли весной 2014 г.

В 1 полугодии мы заимствовали на внутреннем рынке 194 млрд рублей, что составило 42% от уже сокращенной программы, и до конца года нам нужно будет привлечь чуть более 230 млрд рублей. Ряд банков выразил желание приобрести эти бумаги, поэтому мы надеемся на выполнение плана по заимствованиям в 2014 г.

Несколько слов о расходах, как исполняются расходы.

По состоянию на 1 июля 2014 г необходимо отметить более высокий по сравнению с 2013 г темп исполнения расходов федерального бюджета. Он составил 45,6% к уточненной росписи. В 2013 г этот показатель составил 43,7%.

Контрактуемые лимиты бюджетных обязательств на 2014 год распределены главными распорядителями на уровне 92%. Это выше, чем в 2013 г, этот показатель составлял чуть более 87%, и законтрактовано на 92% против 74% в 2013 г, то есть у нас улучшается равномерность исполнения бюджета, улучшается процесс контрактования бюджетных обязательств.

По отдельным направлениям расходов федерального бюджета уровень исполнения значительно ниже среднего.

Так у нас постоянно происходит по исполнению бюджета по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества. Уровень исполнения расходов составил 28,2%.

Хотя это выше, чем в 2013 г (в 2013 г показатель составлял 19,5%), все равно есть необходимость обратить на это внимание нашим коллегам и усилить контрактацию, усилить работу по выполнению тех наших обязательств, которые мы взяли в рамках решений, которые были отражены в законе о бюджете.

Хотелось бы остановиться и на вопросе роста дебиторской задолженности по контрактуемым расходам.

Она у нас в последние годы растет, и 1 полугодие 2014 г также продемонстрировало тенденцию.

Плохая тенденция, но тем не менее у нас дебиторка выросла на 14% от уровня 2013 г, и это обусловлено было ростом авансовых платежей.

Поэтому хотелось бы обратиться к коллегам: когда мы авансируем, то здесь нужно четко понимать, что авансовые средства должны в конечном счете быть реализованы в конечные товары, продукцию, услуги.

Авансирование действительно в нынешних условиях оправданный метод, но есть у нас отдельные позиции, по которым авансируется до 80% годовой суммы.

Поэтому здесь нужно равномерно, на наш взгляд, осуществлять очень выверенный процесс авансирования, с тем чтобы авансированные ресурсы в начале года приводили к получению услуг и товаров тоже в начале года или в 1 половине года, а не сносились на конец финансового года.

Несколько слов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ.

По состоянию на 1 июля 2014 г доходы бюджетов регионов выросли на 8,5% от соответствующего периода 2013 г.

Рост поступлений доходов наблюдался в 72 регионах, в 11 регионах - снижение.

Что позитивного? Это поступление налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, которые являются основными доходными источниками бюджетов регионов, они увеличились соответственно на 17 и почти 7%.

Расходы регионов выросли на 6,4% по сравнению с уровнем 2013 г, их объем увеличился в 73 регионах, а в 10 регионах снизился.

Расходы на заработную плату росли темпом в 12,7%, при этом доля расходов на заработную плату по-прежнему увеличивается в бюджетах регионов, составляет сейчас 36% всех расходов.

К сожалению, доля на капитальные вложения в этих условиях не растет и составляет порядка 7% расходов бюджетов субъектов РФ.

По состоянию на 1 августа также сохранился профицит бюджетов субъектов РФ, он даже вырос, составил 294 млрд рублей.

С дефицитом исполнено 40 бюджетов регионов, с профицитом - 43. Надо отметить, что профицит во многих регионах образовался с авансовым перечислением субсидий, мер финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Эти деньги находятся на счетах, будут использованы до конца 2014 г, поэтому до конца года мы ожидаем увеличения дефицитности бюджетов. Мы делали прогнозы. В этом году также будет субъектам Российской Федерации непросто, и мы ожидали дефицита бюджета на уровне порядка 400-500 млрд рублей.

Долг региональный. По сравнению с началом 2014 г долг практически не увеличился (увеличение составило 0,3%) и составил 1 трлн 742 млрд рублей.

В структуре долга росла доля бюджетных кредитов и сокращалась доля коммерческих займов и облигационных займов. Это было связано с тем, что мы приняли решение о кредитной поддержке из федерального бюджета и о частичном замещении коммерческих, «дорогих» ресурсов на более «дешевые», бюджетные.

Эта тенденция будет продолжаться и до конца года. До конца года мы также ожидаем увеличения долга, поскольку мы видим и ожидаем, как я уже докладывал, исполнение бюджета регионов с дефицитом.

Уважаемые коллеги! Мы сейчас находимся на пороге IV квартала, и до конца исполнения бюджета осталось не так много времени, поэтому хотелось бы обратиться, чтобы мы приняли все необходимые меры, для того чтобы обеспечить исполнение бюджета в полном объеме.

Необходимо провести меры по осуществлению всех кассовых расходов согласно прогнозу кассовых выплат. Мы просим как можно быстрее осуществлять кассовые расходы, имею в виду не оставлять расходы на декабрь, который является, как правило, наиболее емким из всех месяцев года с точки зрения финансирования бюджета.

Кроме того, уважаемые коллеги, хотел напомнить, что Правительством установлен запрет на заключение государственных контрактов после 1 декабря, если на его исполнение необходимо более 1 месяца. Если такие контракты не будут заключены, деньги будут оставлены в бюджете, и мы не сможем контрактоваться в таком случае. Это связано с соблюдением контрактной дисциплины, поэтому просьба ускорить контрактование, ускорить исполнение бюджета, чтобы обеспечить равномерное исполнение федерального бюджета до конца года.

Источник : Neftegaz.RU






Система Orphus