До конца этого года планируется продажа пакета акций Ventspils Nafta - крупнейшей в Балтии компании, переваливающей нефть и нефтепродукты. VN производит прием, хранение, накопление, погрузку на танкеры, а также в вагоны и автоцистерны нефтепродуктов.
Ежегодный оборот Ventspils nafta составляет 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов. 47,87% акций терминала принадлежит Latvijas Naftas Tranzits, объединяющей фирмы-экспедиторы и компании по перевалке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Остальная часть принадлежит правительству Латвии, которое владеет 42,68% акциями терминала. Из них 5% должны были быть проданы до конца 2002 года, но сделка так и не состоялась.
Правительство Латвии неоднократно подчеркивало, что Вентспилский порт ? ?курица, несущая золотые яйца?: треть доходной части бюджета этой страны. Лишь в 1997 году государственное предприятие VN было приватизировано, а государство оставило за собой блокирующий пакет акций. В период 1995-1997 терминал был реконструирован: завершено строительство пяти нефтяных резервуаров мощностью по 20 тысяч кубометров каждый, и общая емкость резервуарного парка составила 400 тысяч кубометров, проведены работы по углублению акватории порта и реконструкции нефтепирса, что позволило принимать большие суда водоизмещением 100 - 120 тысяч тонн не только с нефтью, но и с дизельным топливом.
В связи с намерениями российской и литовской сторон строить свои терминалы на Балтийском море в январе 1997 года Ventspils Nafta предоставил скидки крупным клиентам порта - от 5 до 20 процентов в зависимости от объемов перекаченной ими через Венспилс нефти.
Правда в начале 1998 года, в связи с мировым кризисом, российские компании лишились скидок за перевалку и были вынуждены платить фиксированный тариф - 5,5 долларов за тонну, что на 0,1 - 0,15 долларов больше, чем в 1997 году. Сегодня этот тариф составляет 5,8 долларов за тонну.
По словам председателя правления Ventspils nafta Яниса Адамсонса, компания в своей тарифной политике старается учитывать реальную рыночную ситуацию и интересы клиентов: "Не только тарифы, но и транспортные расходы Латвийского транзитного коридора постоянно сокращались".
,Сегодня Транснефть готова купить госпакет акций латвийского терминала. Российская компания готова вложить 140 миллионов долларов, которые пойдут на модернизацию трубопровода к порту Вентспилс и построить новый участок трубопровода.
Участие "Транснефть в капитале VN позволило бы оптимизировать поставки российской нефти на экспорт. Это создало бы условия для формирования сквозных тарифов для прокачки российской нефти до латвийского порта Венспилс и в то же время позволило бы синхронизировать экспортные маршруты через Приморск и Венспилс. Плюс к этому отпадет необходимость cтроительства второй и третьей очередей Балтийской трубопроводной системы.
Пока конкретных предложений о цене и о размере пакета VN с обеих сторон не поступало. По словам пресс-секретаря министра экономики Латвии Гунтарса Гуте условия продажи госпакета акций VN будут подготовлены "в течение ближайших шести месяцев". Тем не менее, говорит он, правительство Латвии намерено завершить приватизацию терминала до конца 2003 г.
Автор: Надежда Падерина