ЛУКОЙЛ ?прописался? в порту Роттердама, крупнейшем портовом центре Европы.
СП ЛУКОЙЛа и голландской FTS/Hofftrans выиграло тендер на покупку расположенного в порту Роттердама бункеровочного терминала для заправки судов. Таким образом, у ЛУКОЙЛа появился еще один зарубежный проект; среди остальных ? сеть бензоколонок в США и геологоразведка месторождений Ирана.
По словам пресс-секретаря управляющей компании муниципального порта Роттердам Минко Ван Хейзена , на покупку терминала претендовали 37 участников тендера, в частности Famm (бункеровочное подразделение ChevronTexaco) , BP Marine, Frisol/Petroplus, Kuweit Petroleum и др. При выборе победителя портовые власти руководствовались как финансовой частью предложений претендента (она состояла из арендной платы за землю под терминалом на 50 лет и инвестиций в его развитие), так и их стратегическим значением для порта. На финальной стадии остались четыре претендента, а в итоге победил альянс LukoilBenelux и FTS/Hofftrans Альянс получил терминал в аренду на 49 лет, гарантировав инвестиции в его развитие Портовые власти отказались сообщить, сколько предложил победитель тендера ? компания Service Terminal Rotterdam (STR), созданная на паритетных началах компанией LukoilBenelux и FTS/Hofftrans. Представители ЛУКОЙЛа также отказались сообщить финансовые аспекты сделки. Известно лишь, что годовой оборот терминала составит $150? 160 млн. По словам представителя Lukoil Benelux, основные инвестиции пойдут в экологические мероприятия ? площади вокруг терминала сильно загрязнены. Директор по развитию московского офиса нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов отмечает, что ЛУКОЙЛ стал первой российской компанией, которая обзавелась бункеровочным терминалом в Европе. По его словам, это должно увеличить доходы компании от этого бизнеса, который она развивает и в других портах, например в Сингапуре.
Руководитель отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский говорит, что приобретение терминала в Роттердаме - часть плана компании по продвижению своего брэнда на международных рынках. "Если раньше "ЛУКОЙЛ-Бенилюкс" торговал там нефтепродуктами, покупая их оптом на рынке и продавая мелким оптом, то теперь мы сможем выстроить полноценный down-stream. Имея собственный терминал, можно будет принимать танкеры с нефтепродуктами "ЛУКОЙЛа", например, из нефтепорта Высоцк, который начнет действовать в конце ноября. И наконец, мы напрямую выходим на конечного потребителя - судовладельца", - поясняет Красовский.
А вот российские бункеровщики, как пишет газета ?Ведомости?, оценивают новый актив ЛУКОЙЛа неоднозначно. ЛУКОЙЛ уже освоил бункеровочные операции в Санкт-Петербурге, Мурманске и других российских портах. Естественно, крупной нефтяной компании с международными амбициями важно застолбиться в Роттердаме. Но не факт, что работать там прибыльно, там собрались все мировые нефтяные мейджоры и самая острая конкуренция, которая может быть", - говорит замдиректора крупной бункеровочной компании "Эко Феникс Холдинг " из Петербурга Владимир Грызлов. Его компания в 2000 г. купила бункеровочный терминал Альборг в Дании, и Грызлов называет этот опыт "неоднозначным", поскольку затраты на эксплуатацию терминала оказались высокими. "Козырем ЛУКОЙЛа может стать лишь то, что он приходит с собственным продуктом", - добавляет он.
Автор: Татьяна Захарова