Технологии оперативной и лабораторной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов | Neftegaz.RU
...

Технологии оперативной и лабораторной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов

Впервые выйдя на российский рынок нефти и нефтепродуктов в 1989 г., компания SAYBOLT к настоящему времени накопила уникальный опыт в области инспекции качества и количества грузов, транспортируемых как на экспорт, так и потребителям на внутреннем рынке

Технологии оперативной и лабораторной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов

Впервые выйдя на российский рынок нефти и нефтепродуктов в 1989 г., компания SAYBOLT к настоящему времени накопила уникальный опыт в области инспекции качества и количества грузов, транспортируемых как на экспорт, так и потребителям на внутреннем рынке.
Анализ реализованных за более чем 15-тилетнюю деятельность компании в России контрактов дает основания утверждать, что одной из важнейших составляющих успешной работы предприятий нефте- и нефтепродуктового рынка является организация действенной оперативной и лабораторной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов. При этом, основой оперативной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов, впрочем, как и других видов грузов, является консолидированное желание клиента и инспектора получить удовлетворительные результаты транспортировки товара от места погрузки к месту выгрузки.
Очевидно, что данное желание может быть воплощено в реальность лишь в том случае, когда принимаемые клиентом решения базируются на достоверной и глубоко продуманной информации. А такую информацию может предоставить только специалист-аналитик (инспектор), который предварительно исследовал всю совокупность проблем связанных с предполагаемой перевалкой и хранением товара. Поэтому, для дальнейшего обсуждения технологии оперативной и лабораторной инспекции будем исходить из того, что желание клиента обдуманно, и участие инспектора в процессе перевалки товара обязательно.
В общем виде непосредственная задача инспектора, заключающаяся в детальном анализе возможных путей решения задачи перевалки товара из пункта А в пункт В с целью отыскания всех возможных проблем, связанных с этим процессом. Т.е., говоря иначе, поиску и нахождению проблем, которые могут возникнуть в процессе перевалки.
Решение этой непосредственной задачи, кроме прочего, определяет направления инспекции количества и качества в процессе погрузки, транспортировки и приемке товара. Если предположить, что мы имеем вполне конкретную технологическую схему транспортировки товара, то можно легко описать действия инспектора по выполнению этой задачи.
Для иллюстрации сказанного, рассмотрим задачу по поиску и нахождению проблем конкретной перевалки нефтепродуктов, участие в которой принимают, как минимум, пять компании:
? компания-клиент;
? трубопроводная компания;
? компания, отвечающая за хранение и отгрузку нефтепродуктов;
? железнодорожная компания;
? компания, отвечающая за приемку и хранение груза.
Наличие большого количества компаний, не только принимающих участие в перевалке, но и заинтересованных в ее качественном проведении, требует уже при планировании операции создания схемы обмена информацией между участвующими сторонами. Практика показывает, что детализация направлений и объемов информационных потоков при перевалке в одной схеме значительно облегчает общее понимание клиентом всех деталей инспекции количества и качества. При этом, максимальная оперативность и информационная прозрачность решаемой задачи достигается в случае, когда центральной действующей фигурой разработанной схемы взаимодействия, (фактически, интеллектуальным коммутатором), является инспектор.
После создания плана взаимодействия и схемы обмена информацией, необходимо приступить к инспекции мест взаиморасчетов всех четырех компаний-исполнителей. В частности:
1) узлов учета трубопроводной компании ? расходомеров, плотномеров, пруверов (либо повторных образцовых расходомеров), исправности задвижек, манометров, обратных клапанов, пробоотборников;
2) резервуарного парка (калибровочных таблиц), наливной эстакады (схемы налива), технологических трубопроводов, лаборатории (методов испытаний) компании, отвечающей за хранение и налив товара;
3) подвижного состава компании, осуществляющей железнодорожные перевозки, наличие калибровочных таблиц и технических паспортов на вагоноцистерны;
4) резервуарного парка, сливной эстакады, технологических трубопроводов, лаборатории компании, отвечающей за приемку и дальнейшее хранение товара.
Полученные в процессе проведения инспекции результаты систематизируются инспектором и, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения в план взаимодействия и схемы обмена информацией между участвующими сторонами.
План взаимодействия, после утверждения клиентом, передается всем участвующим в перевалке сторонам и с этого момента становится обязательным к использованию каждым из них.
Как показывает опыт выполнения подобных работ, обмен информации целесообразно организовывать посредством сети Интернет. Создание же необходимых программных средств и таблиц должно возлагаться на инспектора, поскольку именно он будет нести ответственность перед клиентом за достоверность всей фиксируемой информации.
Кроме преимуществ, которые может получить непосредственно клиент, при использовании Интернета, глобальная сеть так же дает возможность всем заинтересованным сторонам вести постоянный оперативный контроль за результатами транспортировки товара и, более того, вносить изменения в действия своих служб в местах раздела ответственности в режиме on-line.
После завершения всех предварительных работ клиент, силами участвующих в перевалке компаний и с учетом положений плана взаимодействия, может начинать реализацию конкретных транспортных операций. Одновременно с этим инспектор приступает к контролю мест учета товара, руководствуясь техническими требованиями и условиями их эксплуатации.
Отметим, что для достижения удовлетворительных результатов транспортировки необходимо применение единых средств измерений и единых методов подсчетов количества груза в местах учета. Однако , когда используются различные методы измерений, как то: объемно-массовый статистический метод (резервуары и вагоноцистерны) и динамический метод (расходомеры), инспектору необходимо дополнительно анализировать наличие методологических погрешностей результатов измерений и информировать клиента о возможных (неизбежных) потерях.
Известно, что наиболее сложно нейтрализуемым фактором, негативно влияющими на погрешность измерений, являются человеческий фактор (ошибки или сознательные искажения данных при замерах, подсчетах груза и т.д.). Однако именно инспектор сегодня наиболее эффективно может значительно снизить влияние этого фактора за счет ужесточения контроля за действующим персоналом участвующих в процессе компаний и проведением постоянного (регулярного) инструктажа и обучения .
В общем случае погрешности в определении плотности, балласта и других основных (количествоопределяющих) показателей могут быть устранены путем использования единых методов испытаний в лабораториях отправителя и получателя. Кроме того, дополнительным инструментом повышения достоверности определения основных показателей является постоянный контроль появления оперативных ошибок в обеих лабораториях. Реализовывать такой контроль способен инспектор, используя метод анализа соответствующей информации в сети Интернет.
Выполнив задачу по инспекции качества и количества в первоначальный период транспортировки груза (данный период определяется временем, необходимым на передачу партии товара через все узлы учета), т.е. накопив определенный опыт, инспектор проводит анализ проведенной работы. На этом этапе, после систематизации информации о наличии ошибок, вырабатываются конкретные предложения о возможных и эффективных путях решения создавшихся проблем, которые и предлагаются клиенту.
В свою очередь, рассмотрев предложения инспектора, клиент корректирует действующую до этого времени организационную схему работы всех участвующих сторон и вносит необходимые изменения в план взаимодействия.
Продолжая работы по перевалке, с учетом внесенных корректив и изменений, специалисты компании-клиента могут осуществлять контроль эффективности внесенных изменений и, как следствие, эффективности выполняемых работ, в сети Интернет посредством рабочих программ, предоставленных ранее инспектором.
Дальнейшие итерации по корректировке становятся все менее существенными, поскольку текущая работа инспектора, осуществляющего инспекцию количества и качества транспортируемого товара, базируется не только на интеллектуальных возможностях имеющегося обученного персонала и накопленном опыте, но и техническом потенциале компаний-участниц перевалки, а так же жестком контроле со стороны руководителей всех уровней.
Таким образом, как показывает даже краткое описание технологии оперативной и лабораторной инспекции качества и количества нефти и нефтепродуктов, ее использование позволяет значительно снизить потери товара при выполнении транспортных операций, а, следовательно, существенно сократить непроизводственные издержки владельца груза.


Автор: Герман Власенко

Источник : SAYBOLT Краснодар