Современные автозаправочные станции проектируются с учетом возможности торговли сопутствующими товарами и оказания дополнительных услуг, которые значительно расширяют возможности АЗС, превращая ее в современный автозаправочный комплекс: магазин, кафе, мойка, станция техобслуживания и т.п
Современные автозаправочные станции проектируются с учетом возможности торговли сопутствующими товарами и оказания дополнительных услуг, которые значительно расширяют возможности АЗС, превращая ее в современный автозаправочный комплекс: магазин, кафе, мойка, станция техобслуживания и т.п.
Используемая на АЗК система автоматизации должна ?уметь? учитывать все нюансы этих разнородных видов деятельности, предоставляя при этом владельцам станций сводную аналитику, а также инструменты управления предприятием такой сложной структуры.
Рассмотрим некоторые аспекты ведения учета на автозаправочном комплексе, в состав которого входит кафе и автосервис, на примере системы автоматизированного управления ?АСТОР:Нефтесбыт.АЗК?.
,Вариантов размещения кафе на АЗК достаточно много, это зависит от большого числа параметров ? начиная от землеотвода и заканчивая проектом самой станции. Но глобально можно сделать следующее разделение: кафе расположено в одном помещении с магазином АЗК или кафе расположено отдельно от остальных строений станции. Кроме того, кафе может иметь собственный кассовый аппарат или обслуживаться кассовым аппаратом другого торгового подразделения АЗК. В любом случае информация по продажам кафе должна поступать в единую систему учета.
,Учет работы кафе основан на использовании калькуляционных карт. Это документ, который содержит список ингредиентов данного блюда и количество этого ингредиента для производства единицы блюда. Именно эта карта будет использоваться при производстве, которое выполняется в документе ?Z-отчет?.
Производство готовой продукции можно осуществлять двумя способами:
? Количество порций, которые нужно приготовить, известно заранее. В этом случае используется специальный документ ?Производство?, который позволяет приготовить определенное количество порций, используя ту калькуляционную карту, которая наиболее полно подходит для выбранного варианта производства данного блюда;
? Количество порций, которые нужно приготовить, заранее неизвестно. В этом случае производство продукции осуществляется документом закрытия смены (Z-отчет) непосредственно в момент закрытия кассовой смены. В этом случае будет произведено столько порций, сколько реально было продано, и эти порции тут же будут списаны со склада.
Реализация готовой продукции собственного изготовления, равно как и всего ассортимента, который может продаваться через зал кафе, осуществляется с помощью контрольно-кассовой машины, которая подключена к системе ?АСТОР:Нефтесбыт.АЗК?.
Подсистема отчетов позволяет контролировать такие параметры работы кафе как:
? расход ингредиентов, которые были потрачены на изготовление того или иного блюда;
? потребность в ингредиентах по текущим калькуляционным картам;
? формирование ведомости учета остатков продуктов на складе;
? использование прочих аналитических отчетов системы:
- отчет о продажах
- оборотная ведомость по товарам
- динамика продаж и т.д.
Описанные механизмы системы ?АСТОР:Нефтесбыт.АЗК? служат для эффективного управления кафе на АЗК.
,
Под автосервисом на АЗК понимается подразделение, выполняющее мелкий ремонт автомобилей и предоставляющее ограниченный объем сервисных услуг. Необходимо понимать, что сервис на АЗК и ?полноценный? сервис отличаются как по объему оказываемых услуг, так и по размеру производственных площадей. Подсистема автоматизации автосервиса в системе ?АСТОР:Нефтесбыт.АЗК? рассчитана на управление подразделением, обладающим 2-3 подъемниками, не требующим планирования загрузки производственных мощностей и выполняющим как простые виды ремонта и обслуживания: мойка, замена масел, развал-схождение и т.д., так и более сложные операции, при этом не требующие специализированного оборудования, которое присутствует на полноценных автосервисах.
Особенностью услуг автосервиса является их нормирование производителем автомобилей для каждого семейства или модели автомобиля. Это нормирование выполняется в нормо-часах. На разные модели автомобилей возможна разная стоимость как самой работы (в нормо-часах), так и самого нормо-часа. Кроме того, возможны работы, которые стоят одинаково для всех моделей и марок автомобилей.
Система позволяет назначать цены на автоработы таким образом, чтобы учесть обе особенности назначения цен на этот вид работ. Для учета таких работ в системе существует специальный вид товаров ?услуги автосервиса? и документ ?Установка отпускных цен?. Для того чтобы указать стоимость работы, необходимо добавить новую цену на услугу сервиса, указать группу или конкретную модель машины, вид нормо-часа и стоимость в нормо-часах. Кроме того, можно указать стоимость автоработы ?по умолчанию?. Эта стоимость будет использоваться в том случае, если выбирается модель, для которой нет явного указания ее цены и в том случае, когда мы вообще не ходим разделять стоимость работы по моделям и маркам автомобилей. Работа может оцениваться не только в нормо-часах, но и обычным образом.
Для того чтобы оформить факт ремонта, необходимо сформировать документ ?Заказ-наряд?. Данный документ содержит как работы, так и запасные части, которые были использованы в процессе ремонта. Для работ можно указать, кем из персонала выполнялась работа и долю этой работы в процентном выражении. Так как в тот момент, когда машина попадает в сервис, невозможно определить весь объем работ и запасных частей, которые потребуются для выполнения ремонта, персонал сервиса может внести в документ только предварительные работы, а уже в процессе выполнения ремонта указать те работы и запасные части, которые реально потребовались для ремонта.
,
Если через сервис проходит достаточно большой поток автомобилей, количество заказ-нарядов в системе становиться достаточно большим, и становится трудно искать нужный документ среди аналогичных. Для облегчения такого поиска система предоставляет следующую возможность: каждый заказ-наряд имеет уникальный штриховой код. Поиск документа осуществляется с помощью сканера штрих-кодов, подключенного к компьютеру, на котором оформляются документы. Система находит документ и автоматически открывает его - процесс поиска документа максимально упрощается.
Кроме собственно документа, система обладает набором отчетов, которые позволят повысить управляемость автосервиса. Например, можно получить информацию о том, какие запасные части необходимо дополнительно заказать на склад сервиса, исходя из текущих остатков сервиса и потребностей в них (на основании оформленных за день заказ-нарядов).
Система позволяет получить историю ремонтов по конкретной модели или контрагенту, а также показать сводную загрузку персонала станции за определенный период времени.
,Если автосервис на АЗК продает различные расходные материалы (стеклоомывающую жидкость, масла и т.д.), то эти товары можно проводить через магазин, который есть на АЗК. Если магазина нет, то такие товары можно продавать через кассовый аппарат, установленный в сервисе и подключенный к системе учета.
Таким образом, система, установленная на АЗК, позволяет проводить анализ текущей деятельности автозаправочного комплекса как в целом, так и по отдельным видам деятельности, и помогает выработать на основании анализа необходимые управляющие решения.
/info/astor/
Автор:
Александр Плякин