Норвежская агрохимическая корпорация Yara официально сообщила, что она вместе с другими акционерами ОАО «Минудобрения» решила продать 79% российской компании кипрской Laguz Managment, принадлежащей Аркадию Ротенбергу. Общая сумма сделки $1,3–1,5 млрд.
Ранее СМИ сообщали, что в сделке по приобретению актива для Ротенберга должен был участвовать украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, также не чуждый «Газпрому». За последний год Фирташ консолидировал контроль над большинством частных предприятий Украины по производству минеральных удобрений. Рынок уверен, что сделал он это не только на свои деньги и не только для себя. А его гипотетический партнер должен иметь возможности обеспечить предприятиям украинской агрохимии приемлемую цену на сырье, то есть газ. Имеющий вес в «Газпроме» и окружении Путина Ротенберг прекрасно вписывается в эту схему.
Вчера пресс-служба нового владельца «Минудобрений» (Россошаны) опровергла информацию о партнерстве с Фирташем. «Структуры Аркадия Ротенберга предложили более выгодные условия по сделке, чем владелец Group DF Дмитрий Фирташ и МХК «Еврохим», — сообщила она Интерфаксу.
Покупка «Минудобрений» — новый бизнес для Аркадия Ротенберга. На финансирование сделки, по словам пресс-службы бизнесмена, пошли средства, полученные от продажи доли в «Новороссийском морском торговом порту». Сумма сделки не разглашается. Между тем норвежская Yara, которая опосредовано владела 30% в ОАО сообщила, что выручит от его продажи $390 млн (без учета $64 млн дивидендов за 2010 год), что позволяет оценить всю компанию в $1,3–1,5 млрд.
В то же время пресс-служба Ротенберга заявила, что предприниматель намерен также претендовать на Одесский припортовый завод, который принадлежит государству. Таким образом, альянс с Фирташем, имеющим хорошие позиции в окружении нынешнего президента Украины Януковича, весьма вероятен.
Фирташ проявлял интерес к «Минудобрениям» еще в апреле текущего года. По информации украинских источников из окружения бизнесмена, договоренность о его покупке Group DF была достигнута в рамках сделки по приобретению северодонецкого «Азота» у американского предпринимателя украинского происхождения Александра Ровта в феврале. По неофициальным данным, именно Ровт и член Совета Федерации России Николай Ольшанский являлись основными собственниками россошанских «Минудобрений», мажоритарными партнерами Yara.
Дмитрий Фирташ не афишировал стоимость северодонецкого «Азота», заявив лишь, что для осуществления сделки он использовал привлеченные средства. Оценить ее можно, исходя из продажи фондом госимущества Украины 40% акций предприятия в декабре 2010 года. Американская Worldwide Chemical заплатила за него 276 млн грн., что на 30% меньше номинала. Последовавшую затем сделку по покупке Дмитрием Фирташем 100% акций «Азота» можно оценить в 900 млн грн. ($110 млн). Кроме северодонецкого «Азота» на протяжении полугода в состав Group DF также вошли горловский «Стирол» и черкасский «Азот».
По мнению начальника отдела химической промышленности ГП «Госвнешинформ» Дмитрий Гордейчука, тяжелое финансовое положение украинских и российских химиков после кризиса делает маловероятным самостоятельное приобретение Фирташем «Стирола», северодонецкого и черкасского «Азота» в столь короткие сроки.
У него попросту не хватило бы на это собственных средств. По мнению аналитика, Фирташ мог использовать для проведения сделок деньги, привлеченные у своих бывших партнеров по газовому бизнесу. Но, похоже, что это все-таки Ротенберг, а не «Газпром», для которого агрохимия — непрофильный бизнес. Пресс-служба Дмитрия Фирташа не ответила на вопросы «МН».
На фоне ожидаемого роста цен на российский газ для Украины до $354 за тысячу кубометров в третьем квартале Фирташу критически важен российский партнер со дисконтным газом. А партнеру нужен административный ресурс на Украине при приватизации «Одесского припортового завода».
Одесский припортовый завод» — последнее крупное химическое предприятие, которое не входит в состав бизнес-группы Дмитрия Фирташа на Украине. Стратегическое значение предприятию придает цех по перегрузке аммиака, через который продукцию, поступающую по аммиакопроводу «Тольятти—Одесса», отгружают на экспорт. Украинское правительство в 2009 году дважды пыталось продать «Одесский припортовый завод. И оба раза неудачно. Результаты обоих конкурсов были признаны Фондом госимущества недействительными из-за слишком низкой цены – 5 млрд. грн. ($610 млн.).
«Сегодня мы видим согласованную политику владельца Group DF Дмитрия Фирташа и определенного круга российских предпринимателей, в число которых входит Аркадий Ротенберг, направленную на получение контроля над производством аммиака и минеральных удобрений на всем постсоветском пространстве», — считает Гордейчук. Кроме украинских химических активов Дмитрий Фирташ уже владеет таджикским «Таджиказотом» и эстонским производителем удобрений «Нитроферт».
Понятно, что и Дмитрий Фирташ, и Аркадий Ротенберг не заинтересованы в афишировании своего партнерства в сделках как по стремительному вхождению в состав Group DF ряда украинских химических активов, так и по покупке россошанских «Минудобрений». Тем более, что для строительства украино-российского холдинга с надежной производственной цепочкой и инфраструктурой, Ротенбергу и Фирташу нужно получить не только ОПЗ, но и российский «Тольяттиазот» (его контролируют Владимир Махалай и его сын Сергей, ставший в мае председателем совета директоров предприятия вместо отца). Предприятие «сидит» на входе в аммиакопровод до Одессы. «Треугольник Тольяттиазот – «Одесский припортовый завод» – «Минудобрения»» оценивается экспертами в $10-15 млрд. По отдельности же эти предприятия можно купить намного дешевле.