USD 89.609

+0.09

EUR 96.9777

-0.12

Brent 81.75

-0.21

Природный газ 2.078

+0.01

...

С практическим уклоном. В Москве прошла 14-я Международная Конференция «Освоение шельфа России и СНГ - 2017»

19 мая 2017 г в г Москве прошла 14я Международная Конференция «Освоение шельфа России и СНГ - 2017».

С практическим уклоном. В Москве прошла 14-я Международная Конференция «Освоение шельфа России и СНГ - 2017»

19 мая 2017 г в г Москве прошла 14я Международная Конференция «Освоение шельфа России и СНГ - 2017».

Мероприятие привлекло большой интерес у участников российского нефтегазового рынка.

В конференции 2017 г приняли участие представители компаний Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром нефть шельф, Газпромнефть-Сахалин, Черноморнефтегаз, Арктикморнефтегазразведка, Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Росгеология, ГЕОТЕК Холдинг, ITT Industries Rus, Газпром ВНИИГАЗ, Ассоциация Созвездие, НОРД, NORWEP, Арктическая Академия Наук, ГНИНГИ, Росгеолэкспертиза, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), Центр судоремонта Звездочка, Совкомфлот, а также представители Российского Газового Общества, Российского союза нефтегазостроителей, Аналитического центра при правительстве РФ, Росморречфлота, комитета Госдумы РФ по энергетике и др.

Редакция Neftegaz.RU не могла пройти мимо этого события.

На конференции обсуждались стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа в условиях текущей финансово-экономической ситуации в стране.

А падение нефтяных цен и введение западных санкций поставили перед Россией ряд стратегических вызовов при освоении богатств Арктики.

Суммарные извлекаемые ресурсы российского шельфа оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, из которых более 80% приходится на газ, остальное - на нефть.

Подавляющая часть эти ресурсов сосредоточена в арктических морях (Баренцево, Печорское и Карское моря), но запасы углеводородов есть и в южных российских морях (Черное, Азовское и Каспийское), на Дальнем Востоке (Берингово и Охотское) и на Балтике.

В связи с этим освоение шельфа остается одной из главных задач России на перспективу ближайших десятилетий.

Согласно данным, которые представил замначальника управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Александр Амирагян, к 2030-2035 гг на шельфе Арктики будет добываться не более 2-5% нефти и газа в России.

К 2022 г максимальная добыча нефти на шельфе Арктики и прилежащей территории (с вывозом сырья по морю) составит 15,5 млн т/год или около 3% от общей российской нефтедобычи.

Так, месторождения им Р. Требса и А. Титова дадут 4,8 млн т/год нефти, Приразломное месторождение - 5,2 млн т/год, Новопортовское месторождение - 5,5 млн т/год.

Добыча газа к этому же времени составит 30-36 млрд м3/год или около 5-6% от совокупной добычи газа в России.

Южно-Тамбейское месторождение (проект Ямал СПГ) даст 24 млрд м3/год, еще 6-12 млрд м3/год добавят Коровинское и Кумжинское месторождения (проект Печора СПГ).

Наиболее ценным моментом конференции стало обсуждение современных технологий для освоения шельфовых месторождений и примеры реализации конкретных решений.

Алексей Грызлов, гендиректор Арктикморразведки (АМНГР), рассказал об опыте бурения верхних интервалов скважин в условиях ограниченного времени строительства на примере бурения в Карском море.

Учитывая сложную гидрометеорологическую обстановку Карского моря и существующие на российском шельфе геологические риски, АМНГР предлагает рассмотреть варианты строительства скважин с использованием бурового судна Deep Venture.

Эти вариантами могут быть как бурение пилотного ствола на стадии инженерно-геологических изысканий, так и опережающее бурение со спуском и цементированием 1й технической колонны.

Бурение пилотного ствола с бурового судна на стадии инженерно-геологических изысканий позволит полностью исключить необходимость перестановки арендованной ППБУ на запасную точку по причине приповерхностного газа, что повысит безопасность работ и сократит цикл строительства скважины.

За счет этого также можно сократить время строительства скважины и снизить затраты на аренду дорогостоящей ППБУ, а задействование системы RMR при опережающем бурении позволит увеличить глубину спуска кондуктора.

Перспективы развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения хозяйственной деятельности на Арктическом шельфе описал Арсений Митько, представлявший Арктическую общественную академию наук.

Отсутствие наземных каналов связи, сложные климатические условия и низкая населенность арктической зоны РФ вынуждают использовать в Арктике спутниковые системы связи, в 1ю очередь систему Гонец.

Но по мере освоения Арктики ресурсов системы может не хватать, в связи с чем рассматривается создание современной ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающей связью всю территорию Арктической зоны РФ, в т.ч путем прокладки подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути (СМП) и интеграции с сетями связи других стран.

Новую разработку ОДК-Газовые турбины - газотурбинный агрегат морского исполнения для применения на нефтегазовых платформах - представил заместитель управляющего директора - коммерческий директор ОДК-Газовые Турбины Александр Караогланов.

Создание полностью российского газотурбинного агрегата морского исполнения - важный момент, ведь в настоящее время на объектах добычи углеводородов на российском шельфе применяется оборудование исключительно зарубежного производства.

В основном это немецкое оборудование производства компании Siemens, американское оборудование Solar Turbines, также на российских нефтегазовых платформах используется оборудование производства американской General Electric и британской компании Rolls-Royce, вошедшей в состав Siemens.

Тем не менее, последние разработки российского военно-промышленного комплекса показывают хороший потенциал отечественного машиностроения по выпуску оборудования для оснащения морских платформ.

В ОДК-Газовые турбины разработан проект 1го отечественного агрегата ГТА-8 морского исполнения мощностью 8 МВт, предназначенного для работы на нефтегазовых платформах.

В основе ГТА-8 морского исполнения используются наработки семейства газотурбинных приводов ГТД-4/6.3/10РМ и М75РУ/М70ФРУ/Е70 на базе высокоэффективного унифицированного газогенератора, разработанного НПО Сатурн для двигателей нового поколения.

Мощность двигателя на выходном валу составляет 8,48 МВт, мощность электрическая - 8 МВт.

Линейка двигателей создана на базе двигателя мощностью 8 МВт, но с учетом преемственности возможны мощности 4, 8 и 10 МВт.

Газотурбинный агрегат на базе двигателя двигатель Е70/8РД может применяться в судовых системах электродвижения, на судах или платформах разведочного бурения, на судах или платформах для добычи, переработки и хранения углеводородов, буровых платформах, береговых, припортовых плавучих комплексах, на трубопроводных магистралях.

Кроме того, ГТА на базе Е70/8РД могут также применяться в составе теплоэлектростанций любых промышленных и муниципальных объектов для выработки тепловой и электрической энергии.

В 2017 г завершается освоение серийного производства ГТД М90ФР морского исполнения для создания в ближайшее время ГТА-20.

В перспективе будет освоено производство агрегатов морского исполнения мощностью 25 и 31 МВт.

Для апробирования газотурбинного агрегата ГТА-8 для применения на морских нефтегазовых платформах на НПО Сатурн была создана опытная установка СГТГ-8 мощностью 8 МВт.

Испытания показали, что КПД на валу в станционных условиях составляет 32,9%.

В настоящее время ОДК-Газовые турбины работает совместно с КБ Коралл по возможности применения на морских платформах ГТА-8.

Что особенно ценно - в России сейчас создаются все условия для развития этого направления.

Минпромторг РФ разработал комплекс мер по поддержке и внедрению новых проектов, в т.ч не только субсидирование процентных ставок, но и субсидия производителю для предоставления скидки для потребителя продукции, которую он производит.

Существующие меры господдержки создают все условия для того, чтобы новая продукция нашла своего потребителя, в т.ч в проектах на российском шельфе.

Александр Караогланов любезно пообщался с корреспондентом Neftegaz.RU и ответил на несколько вопросов.

- Ваша компания активно развивается с внедрением новых технологий и оборудование, которое Вы представили сегодня - газотурбинный агрегат для шельфа. В чем его преимущество, какие его характеристики могут заинтересовать нефтегазовые компании?

Первое - это удовлетворение потребностей заказчика в отечественном энергетическом оборудовании, которое может работать на платформах на шельфе. До этого такого российского оборудования не было. Было зарубежное оборудование производства Siemens, Solar Turbines, Rolls-Royce, General Electric, а российского - не было. Сейчас нами разработан и мы активно его продвигаем российский агрегат. Он может быть 6 и 8 МВт электрической мощности на базе двигателя НПО Сатурн, который обладает рядом конкурентных преимуществ. Это не только, то, что он создан в рамках политики импортозамещения, что все производные агрегата - российского производства. Двигатель отвечает российским стандартам, в том числе Морскому регистру, обладает высоким КПД, сопоставимым с зарубежными аналогами. Вот основные наши преимущества – современные технологии и полностью российские комплектующие.

- Стоимость обслуживания тоже ниже.

По стоимости и по эксплуатационным затратам газотурбинный агрегат ГТА-8- превосходит зарубежные аналоги, он гораздо дешевле и выгоднее в эксплуатации.

- А как решаются вопросы сервиса, учитывая обширную географию присутствия?

С сервисом проблем никаких нет. Сервис обеспечивается поставщиком оборудования, т.е это ОДК-Газовые турбины. Сервис может быть обеспечен как на месте, на платформе, но если речь идет о капитальном ремонте двигателя, то капитальный ремонт делается на заводе-изготовителе. То есть двигатель отправляется на завод-изготовитель, делается капитальный ремонт и он возвращается. А заказчик использует либо подменный двигатель, который также поставляется во время поставки, либо в лизинг оборудование, которое также предоставляется производителем оборудования.

- Вы активно сотрудничаете с Газпромом в части газоперекачивающих агрегатов, газокомпрессорных станций. Какие другие заказчики у ОДК-Газовые турбины в числе наиболее перспективных касаемо как суши, так и шельфа?

Действительно, наш основной заказчик - Газпром. И мы порядка 80% рынка покрываем нашей продукцией. Это касается как линейных газопроводов, станций для подземного хранения газа и станций для обеспечения электроэнергией компрессорных станций. Это у нас Газпром. Также мы активно работаем с нефтяными компаниями - Роснефть, ЛУКОЙЛ, РуссНефть, Сургутнефтегаз. С этими компаниями мы сотрудничаем по поставке энергетического оборудования, в первую очередь это оборудование, работающее на попутном нефтяном газе, который образуется при добыче нефти, чтобы его не сжигать на факелах, наше оборудование работает на этом газе. Также это компрессорное оборудование для закачки в пласт газа.

Также нашими потребителями являются генерирующие компании, которые строят энергетические объекты как для промышленных предприятий, так и для объектов ЖКХ. Наше оборудование может вырабатывать как электроэнергию, так и тепло и пар, т.е это так называемая когенерация. Вот это основные наши потребители. Это то, что сейчас есть. А то, что новое - это как раз газотурбинные агрегаты, компрессорные агрегаты, которые в будущем могут работать на морских платформах. И это новая продукция, которую мы сейчас активно продвигаем. Потенциальные заказчики - это Газпром, Роснефть и ЛУКОЙЛ.

- Какие еще разработки компании ОДК-Газовые турбины, помимо газотурбинного агрегата ГТА-8, могли бы заинтересовать компании, работающие на шельфе?

ГТА-8 как раз наша современная разработка, это именно то направление, которого раньше не было. Причем это не только агрегат на 8 МВт. С учетом той линейки морских двигателей, которые производит НПО Сатурн, возможно строить в будущем энергетические агрегаты 4, 6, 8 МВт. И в горизонте планирования, через 2-3 года, - 25 и 30 МВт в морском исполнении.

- А на проекты на Каспии, реализуемые, в казахстанском и азербайджанском секторах, в качестве потенциальных потребителей своей продукции смотрите?

Конечно. Нам это интересно. Вы понимаете в чем дело – российские компании, они заинтересованы в приобретении отечественного оборудования. И здесь есть механизм поддержки со стороны Минпромторга, которая позволяет приобрести это оборудование. А Каспий, то что разрабатывают азербайджанские компании, в том числе SOCAR, это интересно, они больше нацелены на зарубежное оборудование. Но ничего невозможного нет и здесь мы готовы конкурировать в том числе и по стоимости оборудования и по стоимости жизненного цикла. Но исторически предпочтение отдается тем поставщикам, с которыми они уже работают. Но мы заинтересованы, мы будем выходить, рассказывать, вести маркетинговую политику, чтобы они все-таки рассматривали и приобретали наше оборудование.

- Какие прогнозы по спросу на оборудование ОДК-Газовые турбины по годам?

Порядка 10-15 агрегатов до 2023 г может быть. Но это опять же если мы уйдем от политики закупки иностранного оборудования и российские компании все-таки будут приобретать отечественное энергетическое оборудование.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram