6 сентября 2012 г в Общественной палате РФ прошло заседание круглого стола по обсуждению проекта государственной программы РФ Развитие судостроительной промышленности. В заседании приняли участие представители Крыловского государственного научного центра.
Модератором круглого стола был гендиректор ЦНИИ Курс Л. Клячко. С основным докладом выступил заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ А. Курасов, представивший проект программы.
По словам докладчика, «Целью государственной программы является достижение принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения».
Представляемая государственная программа определяет вектор развития отечественного судостроения вплоть до 2030 года и создает условия для превращения судостроения в передовую отрасль, занимающую нишу сложных наукоемких объектов морской техники, способных эффективно и безопасно эксплуатироваться в экстремальных ледовых и гидрометеорологических условиях российской Арктики.
С содокладом от имени ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, как разработчика государственной программы и координатора ее реализации, выступил замгендиректора государственного научного центра Евгений Апполонов.
В содокладе Крыловского центра был сделан упор на вопросы развития научно-технического задела в рамках данной программы.
Е. Апполонов рассказал участникам круглого стола о деятельности Крыловского государственного научного центра - крупнейшей научно-исследовательской и проектной организации судостроения в обеспечение подготовки и координации программы.
В своем выступлении докладчик отметил, что судостроение в силу негативных тенденций в российской экономике на рубеже XX и XXI веков пришло в упадок.
При этом в советский период истории судостроение имело очень высокий уровень развития.
ВМФ СССР был ведущим флотом в мире, и отечественные объекты морской техники пользовались заслуженным авторитетом, создавались уникальные объекты, например, серия атомных ледоколов, которые до сих пор успешно эксплуатируются.
Сегодня судостроители твердо убеждены, отметил Е.Апполонов, что отечественному судостроению удалось сохранить по-прежнему высокий потенциал, как в научно-исследовательской области, так и в проектировании и строительстве.
В случае оказания отрасли разумной государственной поддержки, судостроение будет способно преодолеть все негативные тенденции и вернуть себе утраченные позиции.
В выступлении было отмечено, что в советский период отечественное судостроение в большей степени было ориентировано на решение оборонных задач.
В настоящее время наблюдается смена приоритетов в развитии мирового судостроения.
На первый план выходит гражданское судостроение. Сейчас оно связано с созданием широкого набора объектов гражданской морской техники, которая по сложности не уступает, а в некоторых случаях и превосходит объекты кораблестроения.
Движущей силой в развитии гражданской морской техники является высокая конкуренция.
Кроме того, именно в гражданской технике интегрируется весь мировой потенциал, как в научной области, так и в проектной, производственной, технологической. В тоже время сфера оборонной промышленности - закрыта, и тут уж каждая страна идет своим путем.
Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что если в стране не будет активно развиваться гражданское судостроение, то через некоторое время и в оборонной отрасли наступит кризис. Поэтому, необходимо параллельно развивать кораблестроением и гражданское судостроение.
Обмен между двумя этими областями создаст синергетический эффект и приведет к успеху и прогрессу.
В государственную программу интегрирована выполняемая в настоящее время ФЦП "Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг". Программа ориентирована в значительной степени на освоение арктического шельфа России, имеющихся там нефтегазовых месторождений, а также на ряд других областей, включая транспортный и рыболовный флот.
В программе 6 научных направлений, которые в итоге интегрируются в одном направлении, по которому создаются концептуальные, а в перспективе и технические, более продвинутые проекты морской техники.
Таким образом, научно-технические достижения по остальным направлениям интегрируются в конечном продукте - в проектах морской техники.
Вниманию участников заседания круглого стола были приведены примеры концептуальных проектов, по которым впоследствии Газпромом была заказана очередная стадия проектирования.
Причем техническое проектирование этих объектов выполняли те же организации, что по РГМТ разрабатывали их концептуальные проекты в рамках госбюджета.
К таким объектам можно отнести морскую ледостойкую технологическую платформу для Штокмановского проекта, которую изначально разработал ЦНИИ Крылова, а потом этот же институт осуществлял по заказу Газпрома дальнейшую стадию проектирования совместно с иностранной компанией Intecsea ЦКБ «Рубин» в аналогичной ситуации проводились работы по промежуточной вертолетной платформе для штокмановского месторождения и т.д.
Если ФЦП РГМТ 2009-2016 гг была в значительной степени ориентирована на некий продуктовый ряд, то про следующую программу РГМТ 2017-2025 гг, можно сказать, что она нацелена на достижение новых технологий.
Эти технологии должны обеспечить создание морской техники, способной решать самые сложные задачи.
Первоочередной из них является задача освоения Северного морского пути, как кратчайшей трассы, связывающей атлантическое побережье США и Канады с азиатско-тихоокеанским регионом.
Второе важное направление программы – обеспечение освоения шельфа, но уже применительно к более сложным условиям Карского моря. Аналогов освоения месторождения в таких условиях в мире не имеется.
Также ставится важнейшая для России социальная задача создания транспортной системы, которая обеспечит связь водными путями с труднодоступными регионами России, прежде всего с Сибирью и Дальним Востоком.
В докладе предложено в качестве одного из главных аспектов научно-технической деятельности – сделать упор на обеспечении экологической безопасности новых проектируемых объектов.
Арктическая экосистема очень хрупкая, и любое вмешательство в нее со стороны возможных техногенных аварий и катастроф может привести к весьма негативным последствиям.
Поэтому специалисты Крыловского государственного научного центра предлагают в рамках РГМТ на 2017-2025 гг, разработать такие объекты, которые будут отвечать самым жестким требованиям экологической безопасности.
Тем самым удастся обогнать в этом направлении мировой опыт и сохранить лидерство.
В рамках заседания круглого стола было также уделено внимание развитию научных центров.
В частности, отмечалась целесообразность дальнейшего объединения существующих научных и образовательных организаций в некий комплексный научный центр, не только способный решать задачи научно-технической поддержки проектирования объектов, но и обеспечивающий «перекачку» подобных объектов непосредственно в производство.
В рамках подпрограммы развития научных центров подчеркивается важность предусмотренных в программе мероприятий по созданию новых и модернизации существующих стендов, а также приветствуется перспективное развитие полигонов для предприятий судостроительной промышленности.
В программе Развитие судостроительной промышленности определена ниша российского судостроения, как - создание сложных наукоемких объектов, обеспечивающих, прежде всего, решение наших задач на арктическом шельфе.
Здесь Россия имеет весьма серьезный научный и технический потенциал.
По пониманию арктических проблем мы являемся мировыми лидерами.
В этом же заинтересованы российские нефтегазовые и судоходные компании в условиях имеющегося и растущего дефицита подобных объектов на мировом рынке.
Эта продукция в значительной степени близка по сложности и к продукции, строящейся в интересах военно-морского флота.
Поэтому и гражданское и военное судостроение будут в России развиваться параллельным курсом в направлении создания сложных объектов.
В рамках круглого стола состоялось обсуждение докладов представителями судостроительной промышленности в лице руководителей ряда предприятий, представителями организаций Минпроторга, Газпрома, РАН, которые имеют заинтересованность в этом вопросе.
Среди принявших участия в прениях по докладам следует отметить выступления вице-президента ОСК Д. Мироненкова, генерального директора ЦТСС А. Алешкина, академика РАН, генерального директора ЦНИИ Электроприбор В. Пешехонова, академика РАН, директора института проблем нефти и газа А. Дмитриевского, зам генерального директора ЦНИИМФ С. Буянова, зам генерального директора Газпром добыча шельф В. Шаповалова, проректора МГТУ им.Баумана Е. Старожука.
От ассоциации судостроителей выступил ее исполнительный директор по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – А. Юрчак.
Общественное движение поддержки флота представлял М. Ненашев.
Все выступавшие поддержали целесообразность принятия государственной программы.
Срок реализации программы до 2030 г, по мнению выступавших, выглядит вполне обоснованным, поскольку есть возможность давать прогноз на 18-20 лет вперед.