Этого результата украинские газотранспортники достигли благодаря эффективным действиям и системной работе направленной на энергосбережение и сокращение расходов на производственно-технические нужды.
В 1 –м полугодии 2012 г расход газа на производственно-технические нужды в газотранспортной системе (ГТС) Украины Укртрансгазу удалось сократить на 900,9 млн м3, в сравнении с 1-м полугодием 2011 г.
Снижение обусловлено следующими факторами:
- Снижением «разбалансов» на 174 млн м3 за счет повышения дисциплины по контролю отпуска газа на газораспределительных станциях (ГРС) и газа, используемого на технологические нужды, а также применения мобильных лабораторий для своевременного обнаружения утечек и их устранения;
- Благодаря системной работе по выполнению модернизации и капитальному ремонту линейной части, газоперекачивающего оборудования и повышению его КПД, а также оптимизации транзитных потоков газа путем эффективного использования транспортных маршрутов, все это дало возможность сэкономить порядка 327 млн м3 природного газа;
- Сокращения поступления газа в ГТС Украины, что дало снижение потребления порядка 400 млн м3 топливно-энергетических ресурсов.
Экономить газ Укртрансгазу выгодно.
Средняя стоимость российского газа в 1-м полугодии 2012 г составляла 420 долл США/1000 м3, если учесть, что во 2 квартале 2012 г газ стоил 425 долл США/100 м3, а в 1-м квартале - 416 долл США/1000 м3.
Тогда расчетная экономия в среднем должна составить около 378 млн долл США.
Для любопытных, для сравнения сообщим, что SOCAR Energy Georgia, «дочка» ГНКАР, за 1-е полугодие 2012 г поставила, например, в Грузию около 1,13 млрд м3 природного газа, по средней цене 155 долл США/1000 м3.
Правда затраты на доставку газа из Азербайджана в Грузию существенно ниже , чем с Уренгоя до границы с Украиной.
При таких ценах экономия может получиться большая, поэтому Укртрансгаз уделяет большое значение уменьшению потребления природного газа на производственные нужды и повышению эффективности работы оборудования задействованного в транспортировке природного газа.
Хозяйство у Укртрансгаза большое.
Газотранспортная система Украины – это сеть магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, представляющий собой единый технологический комплекс, который работает в непрерывном рабочем режиме.
Общая протяжность газопроводов (без учета новых объектов), которые эксплуатирует Укртрансгаз, составляет 38,7 тыс км, в том числе магистральных газопроводов – 22,2 тыс км и газопроводов-отводов – 14,9 тыс км.
Количество газораспределительных станций (ГРС) составляет 1455.
Укртрансгаз поставляет потребителям в Украине около 50-60 млрд м3/год газа, хотя в последнее время идет тенденция к снижению, в тч в связи с повышением эффективности его использовавния и развития углепрома.
Укртрансгаз также транспортирует газ в 20 стран Европы и имеет технические возможности его транспортировки в Европу в объеме около 140 млрд м3/год.
Не договорившись с Украиной по "газовому вопросу" и модернизации украинской ГТС, Россия приняла спорное решение по строительству Северного и Южного потока.
Спорное, потому что транспортировка газа по ГТС Украины дешевле, чем по Северному и Южному потокам.
В отсутствии прогресса по "газовому вопросу" есть доля вины политиков России и политиков Украины, но не нужно забывать и о "добрых самаритянах" из Европы.
В связи со строительством Россией Северного потока проектной мощностью 55 млрд м3/год газа, потребности Газпрома в транспортировке российского природного газа по ГТС Украины существенно снизились.
Газпром рассчитывает прекратить транзит российского газа по ГТС Украины после окончания строительства Южного потока, проектной мощностью 63 млрд м3/год газ (4 ветки по 15,57 млрд м3 каждая).
Любопытно, но по прошествии времени, необходимость строительства именно Южного потока стала больше, чем более экономически выгодного Северного потока.
Если Россия не построит Южный поток, то место поставщика среднеазиатского газа в Европу гарантированно займет TANAP - транспортная "восходящая звезда", своевременно заменившая "почивший" Nabucco.
Тем не менее "списывать" ГТС Украины, вероятно, рано.
Во-первых, по ГТС Украины можно наладить транзит из Каспийского региона сжиженного природного газа.
Однако, более вероятно то, что Газпром, будет вынужден транспортировать какие-то промышленные объемы газа по ГТС Украины.
Дело в том, что на маршрутах Северного и Южного потоков отсутствует достаточное количестов подземных хранилищ газа (ПХГ).
Именно ПХГ на территории Украины позволии в прошлые холодные зимы "спасти" замерзающую Европу в период пикового потребления газа.
Об этом мягко напомнил Н.Азаров.
Трепетно относясь к замерзающей Европе, Газпром перечислил 2 млрд долл США предоплаты за транзит российского газа в Европу, которые Украина обещала потратить на закупку российского же газа для закачки в свои ПХГ.
Газпром даже направил своих инженеров посмотреть на техническое состояние украинских ПХГ.
Интриги добавляет указание В.Януковича, которое он дал Кабмину Украины в части реорганизации в публичные акционерные общества (ПАО) Укртрансгаза и Укргаздобычи, «дочек» Нафтогаза Украины.
Если это произойдет, то у Газпрома появляется шанс получить долю ГТС Украины.
Это уже будет "дело техники".Тогда ГТС Украины будет опять загружена российским газом.
Поэтому, вероятно, Укртрансгаз и далее будет повышать эффективность использования ГТС Украины.