ТЭК, обеспечивая большую часть доходов для федерального бюджета страны, позволяет государству выполнять все свои функции и является гарантом его стратегической и экономической безопасности. Посягательство на транспортируемую по трубопроводам нефть и нефтепродукты, магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы должно рассматриваться как посягательство на государственную собственность, безопасность страны и жесточайшим образом караться законом. Однако в последнее время непростая экономическая ситуация в стране вызвала всплеск подобных экономических преступлений - так называемых «криминальных врезок», которые традиционно являются неотъемлемой частью теневого нефтяного бизнеса. Кто борется с «врезчиками»? Что ждет пойманных преступников? Что нужно для эффективного противостояния организованным преступным группам, занимающихся воровством нефтепродуктов? Ответы на эти вопросы мы постарались получить у крупнейшего оператора нефтепродуктопроводов в России - ОАО АК Транснефтепродукт (ТНП).
Статистика криминальных хищений на нефтепродуктопроводах (МНПП) показывает, что ежегодно экономические потери ТНП, связанные с несанкционированным отбором топлива, достигают миллионов рублей. Кроме прямых материальных затрат, финансового ущерба, включающих стоимость похищенных нефтепродуктов и затраты по восстановлению целостности трубопроводов, а также упущенной коммерческой выгоды от остановки МНПП для его ремонта, эти преступления сопровождаются угрозой экологической безопасности окружающей среде при нарушении нормального технологического режима эксплуатации трубопровода. При ликвидации криминальных врезок на поврежденные места накладываются ремонтные швы, что снижает надежность и срок эксплуатации трубопровода. Подавляющее большинство аварий на МНПП происходит во время изготовления врезок или непосредственно в процессе хищения нефтепродуктов. Преступникам нет дела до экологии, до того, что будет с водоемами в случае их загрязнения нефтепродуктами, а ведь эта вода может использоваться для водоснабжения домов, где живут их родные и близкие люди. В этих водоемах могла бы выращиваться рыба, которую мы покупаем для себя и для детей, а на берегах загрязненных рек и ручьев неприятно отдыхать.
В регионах, где проходит трасса МНПП, а это большая часть территории России, продолжает оставаться сложная обстановка, обусловленная как общим высоким уровнем преступности по стране, так и сохраняющейся криминализацией крупных промышленных регионов и недостаточно результативной работой правоохранительных органов и судебной системы. Им противостоит централизованный теневой бизнес, специализирующийся на одном из самых доходных направлений - хищении нефтепродуктов. Организованные преступные группировки (ОПГ) имеют многолетний опыт работы в этой криминальной сфере, отлаженную сбытовую и агентурную сеть, технически хорошо оснащены, располагают автотранспортом, специально переоборудованным для скрытной перевозки нефтепродуктов. Преступные операции не носят случайный характер. Это тщательно проработанные и продуманные до мельчайших подробностей акции.
Злоумышленники владеют информацией о технологических режимах работы МНПП, особенностях диагностических систем, тактике патрулирования и действиях патрульных и мобильных групп. Лидеры ОПГ располагают коррумпированными связями среди сотрудников милиции и судебной системы, что позволяет им даже в случае задержания членов банды с поличным, отделываться условными сроками наказания. (стр 19, правый столбец, второй абзац). К сожалению, оказавшись на свободе эти люди не собираются оставлять свой криминальный бизнес, а напротив, учитывая допущенные ошибки, действуют еще более изощренно и изобретательно.
Работа по охране магистральных трубопроводов в Транснефтепродукте сосредоточена в руках Управления безопасности. В процессе интеграции Транснефтепродукта и головной компании Транснефть система безопасности была реорганизована в соответствии с корпоративными стандартами безопасности. По словам начальника Управления безопасности А.Ю.Васильева, радикальные изменения коснулись всех сторон функционирования системы безопасности, включая охранные структуры предприятия. «Если раньше головная компания осуществляла только общий контроль за частными охранными предприятиями, которые на местах работали самостоятельно, то теперь в Транснефтепродукте создана централизованная система охраны с единым руководством, в которой все ЧОПы подчинены специализированному охранному предприятию» говорит он. «Кроме того, - подчеркнул А.Васильев, численность отдельных охранных предприятий с учетом сложной обстановки была увеличена, что позволило повысить плотность патрульных групп на наиболее проблемных участках МНПП. Наиболее криминогенные участки усилены специальными поисковотехническими группами (ПТГ). Эти группы привлекаются непосредственно к проведению засадных мероприятий и задержаниям преступников. В них входят наиболее подготовленные сотрудники, имеющие опыт службы в вооруженных силах, в правоохранительных органах и специальных подразделениях. Причем допуск к работе осуществляется только после тщательнейшей проверки на профпригодность и испытательного срока».
В погоне за легкой наживой преступные группировки тоже не стоят на месте, они постоянно модернизируют свои методы хищений. В арсенале злоумышленников, помимо традиционных средств отбора нефтепродукта через криминальную врезку, появилось специальное оборудование для «нейтрализации» работы системы обнаружения утечек - так называемых «СОУ», которыми оснащены все трубопроводы ТНП. Причем это оборудование произведено на высоком технологическом уровне, отличается промышленной сборкой. Есть примеры того, что ОПГ при подготовке и осуществлении хищения применяют методы скрытного контрвизуального наблюдения, устанавливают замаскированные видеокамеры на местах врезок и таким образом получают возможность в режиме реального времени отслеживать действия патрульных групп и фиксировать любое движение в районе врезки. Одновременно они стараются изготовить многокилометровые отводы от места врезки, при этом используют трубы из дорогостоящего металлопластика. Отводы могут выводиться в недоступное для посторонних лиц место: арендуемое помещение на охраняемой территории, охраняемая свалка, замаскированное в лесу или овраге место, подходы к которому могут быть оборудованы сигнальными системами предупреждения. Бывает, что отвод выведен на обочину оживленной трассы, проходящей по открытой местности, где преступникам легче контролировать обстановку, а в случае опасности, не раздумывая скрыться с места преступления, бросая автотранспорт и оборудование. Брошенные машины, как правило, либо бесхозные, либо с перебитыми номерами, что делает невозможным их последующее использование следствием в качестве доказательства.
Сама криминальная врезка - очень затратное мероприятие, которое требует довольно большого объема работ. Серьезные ОПГ промышляют не разовыми акциями, а проводят тщательную проработку схемы хищений. Изготавливают врезку и протяженный отвод, рассчитанные на долговременный отбор топлива. Обнаружить такую тщательно замаскированную врезку с отводом гораздо труднее.
Даже при поимке с поличным, работа по доведению уголовного дела до приговора суда часто «пробуксовывает» изза того, что организованные преступные группировки используют коррумпированные связи как в местных администрациях, так и в правоохранительных органах. В группу бывают вовлечены диспетчера, обходчики, работники станций, охранники ЧОП. Они оказывают содействие преступникам, информируют о технологических процессах в системе, охранных мероприятиях. При этом преступники применяют тактику подкупа должностных лиц или прямых угроз.
В Транснефтепродукте подтверждают, что за последние два года Управлением безопасности были выявлены 10 человек из числа работников компании, оказывающих содействие преступникам. Сейчас в ТНП более внимательно начали подходить к вопросам собственной безопасности. Тщательнее идет отбор людей, которые трудятся на станциях, особое внимание уделяется наиболее уязвимым местам системы.
По данным, предоставленным Управлением безопасности ТНП, в 2009 году было выявлено 324 криминальные врезки, из них 262 - на территории России. Остальные обнаружены на территории Украины, Белоруссии, Казахстана.
В России наибольшее число врезок в 2009 году отмечено в Челябинской (126), Самарской (35), Ленинградской (28) и Орловской (11) областях, которые считаются самыми криминогенными. С начала года (по состоянию на 1 октября 2010 года) выявлено 205 криминальных врезок (157 - РФ, 34 - Украина, 12 - Белоруссия, 2 - Казахстан). Статистика криминальных врезок 2010 года по вышеуказанным областям следующая: Челябинская область (48), Самарская (16), Ленинградская (20), Орловская (2). В результате принимаемых мер, включая активное взаимодействие с территориальными органами ФСБ РФ и МВД РФ, удалось добиться некоторого снижения преступной активности в наиболее проблемных регионах, при этом в Челябинской области число криминальных врезок сократилось в 2,6 раза. Исключение составляет Ленинградская область, где оперативная обстановка продолжает оставаться сложной.
По каждому факту криминального посягательства в правоохранительные органы направлены материалы для возбуждения уголовных дел. В этом году по данным СБ ТНП возбуждено 158 уголовных дел (129 - РФ, 19 - Украина, 9 - Белоруссия, 1 - Казахстан). По 25 заявлениям отказано в возбуждении уголовных дел (11 - Россия, 11 - Украина, 2 - Белоруссия, 1 - Казахстан), по остальным решения пока не приняты. С начала текущего года (на 30.09.2010 года) силами Служб безопасности дочерних обществ Транснефтепродукта, ЧОП и правоохранительных органов по факту криминальных посягательств на МНПП проведено 33 задержания, в ходе которых задержано 80 лиц, 54 единицы автотранспорта, изъято 488,8 тонн топлива на сумму 10 886,8 тыс.руб. Несмотря на некоторое улучшение криминальной статистики, общая ситуация на МНПП остается сложной. К сожалению, не все мероприятия, проводимые службами безопасности и ЧОП по пресечению хищений из МНПП, удается довести до логического завершения и добиться адекватного наказания преступников. Имеются примеры, когда при наличии достаточной доказательной базы территориальные органы милиции отказывают по заявлениям в возбуждении уголовных дел или суды ограничиваются условными наказаниями.
От наказания не ушли:
223 февраля 2010 г. сотрудниками рабочей группы ОРЧ №3 ГУВД по Челябинской области, в районе 407408 км МНПП «УфаПетропавловск» было проведено задержание группы лиц, занимавшихся хищением нефтепродуктов (НП) из криминальной врезки, в составе: Агапова И.В. (сотрудник ЧОП «СТНПУрал») и неработающих жителей Сосновского района Давыдова В.Ю., Сидорова Е.В. и Провоторова А.Н. Также были задержаны находившиеся в месте хищения автомобили ЗИЛ130 (с будкой типа «КУНГ») и ВАЗ2109. Группа была задержана в момент хищения НП из замаскированной в грунт емкости объемом около 15 м3. Закачка топлива из емкости осуществлялась в автомашину марки ЗИЛ130, без государственных номерных знаков, владельцем которой в последствии был установлен задержанный Давыдов В.Ю. В будке ЗИЛ130 находились помпа и 4 пластиковые емкости объемом по 1 м3, заполненные дизельным топливом. По данному факту 24.02.2010 г. было возбуждено уголовное дело.
Агаповым И.В. в ходе следственных действий было указано место криминальной врезки на 406,7 км МНПП «УфаПетропавловск», которая была вскрыта и ликвидирована. На стадии предварительного следствия Провоторов А.Н. был выведен из состава подозреваемых, выступив лишь в качестве лица управлявшего автомобилем ВАЗ2109 и введенного в заблуждение (по мнению следствия) относительно преступных намерений его соучастников. В правоохранительные органы были поданы документы о хищении 82,056 тонн дизельного топлива на сумму 1802,5 тыс. руб. Однако в ходе следствия было признано доказанным хищение лишь 7,879 тонн топлива, а Провоторов А.Н. выведен из состава подозреваемых ещё на стадии предварительного следствия, выступив лишь в качестве лица управлявшего автомобилем ВАЗ2109 и введенного в заблуждение (по мнению следствия) относительно преступных намерений его соучастников.
Приговором Красноармейского суда Челябинской области от 31.08.2010 г. Агапов И.В. и Сидоров Е.В. признаны виновными в изготовлении в июле 2009 г. - феврале 2010 г. криминальной врезки на 406,7 км МНПП, изготовлении отвода от неё, установке емкости для сбора топлива. Они же и Давыдов В.Ю признаны виновными в покушении на хищении 7,879 тонн НП. Приговором суда Агапов И.В., Сидоров Е.В. и Давыдов В.Ю. приговорены к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. В ходе рассмотрения дела виновными лицами возмещен ущерб за повреждение МНПП в сумме 17,054 тыс.руб. и за хищение 7,879 тонн НП - в сумме 118,578 тыс.руб, всего - 135,632 тыс.руб.
В мае 2010 года на территории одной из областей в зоне ответственности ОАО «ЮгоЗапад транснефтепродукт» СУ областного УВД, при участии работников УФСБ РФ, службы безопасности Общества, ООО «ЧОП «СпецтранснефтепродуктЗапад» в рамках оперативнорозыскных мероприятий по уголовному делу, возбужденному по факту хищения нефтепродуктов из МНПП «КуйбышевБрянск», было осуществлено задержание 6 подозреваемых. Было также задержано несколько единиц автотранспорта, принадлежащих задержанным, часть которых была оборудована емкостями для скрытной транспортировки нефтепродуктов. В ходе обысков по месту регистрации и проживания задержанных были обнаружены и изъяты в качестве вещественных доказательств: емкости большого объема со следами нефтепродуктов, перекачивающий насос, боевые гранаты, тротил, прибор ночного видения и другие предметы. Перечень изъятого указывает, что задержанные возможно не ограничивались только хищением нефтепродуктов из МНПП и могут иметь более широкую специализацию, что установит следствие.
Основной и самой большой проблемой в борьбе с «врезчиками»
остается мягкость существующего российского законодательства, при
котором возможна двоякая трактовка, не позволяющая жестко и
адекватно отвечать участникам организованных преступных
группировок. По ч.2 статьи 215.3 УК РФ изготовление врезки группой
лиц на магистральном трубопроводе квалифицируется как приведение в
негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов и
предусматривает наказание исключительно лишением свободы от трех до
шести лет без какойлибо альтернативы. Однако до настоящего времени
уголовные дела, квалифицированные по этой статье, единичны.
Следственные органы предпочитают более популярную статью 158 УК РФ
(кража), по которой у них наработан опыт и которая оставляет
возможность для компромисса в виде условного наказания. В итоге
часто в судах преступники получают условные сроки, что позволяет им
чувствовать себя безнаказанно и, зачастую, возвращаться к
преступному промыслу. Но долго ли это будет продолжаться?
Решение проблем хищения нефтепродуктов на государственном уровне
возможно только при активном участии государства - это, прежде
всего, развитие и совершенствование правовой и судебной систем.
Необходимо, чтобы наказание за совершенное преступление было
неотвратимым и адекватным. Имеющиеся пробелы в законодательстве не
позволяют обеспечить эффективную защиту МНПП. До настоящего времени
законодательно не закреплен статус земель охранной зоны МНПП. В
результате этого земли, по которым пролегают нефтепродуктопроводы,
порой обретают частных владельцев. В случае необходимости, получить
доступ к участку трубы, пролегающему в частном владении, бывает
очень непросто. В настоящее время законодателями рассматривается
проект соответствующего закона, в разработке которого учтены и
предложения специалистов Транснефтепродукта.
Сейчас органы правопорядка изменили тактику расследований и «идут» не от врезки, а ведут планомерную разработку преступных группировок, подозреваемых в хищении топлива. В результате, количество криминальных посягательств в последнее время значительно сократилось. Именно такая кропотливая и долговременная работа приносит ощутимый результат. В качестве примера можно привести задержание 15 участников ОПГ, проведенного в результате работы служб безопасности ОАО «Рязаньтранснефтепродукт», ЧОП «СТНПРязань» и УВД по Орловской области. В процессе операции были изъяты автотранспорт, техника и оборудование. Хищениями топлива преступники занимались в течение ряда лет, следователи смогли доказать их причастность к изготовлению девяти криминальных врезок. В сентябре 2009 года Орловским районным судом все они были осуждены, а в январе текущего года приговор вступил в законную силу. Двое подсудимых приговорены к 10 годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафам в размере 300 тыс. руб. каждый, 11 подсудимых - к лишению свободы от 6 до 7,5 лет и штрафам в размере 110120 тыс. руб. каждый. Еще двоих преступников суд приговорил к выплате штрафов в размере 100 тыс. руб. с каждого.
По инициативе Управления безопасности ТНП и благодаря поддержке головной компании «Транснефть» в ГУВД по Челябинской области в качестве эксперимента было создано специальное подразделение по расследованию хищений нефтепродуктов. Оно состоит из трех человек и занимается разработкой организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях нефтепродуктов из МНПП. За полгода спецгруппа достигла определенных результатов: появились базы данных, наработки, информация о местах хранения и схемах сбыта нефтепродуктов. Было проведено несколько результативных операций по задержанию преступников. Этот исключительно положительный опыт будет распространен и на другие проблемные регионы, что позволит в разы сократить количество криминальных посягательств на МНПП.
И тогда уж точно: «Казнить, нельзя помиловать».