USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.2

+1.12

Природный газ

-3.19

85120

СПГ-терминал регазификационный

СПГ - терминалы - это не только альтернатива трубопроводным поставкам природного газа

СПГ-терминал регазификационный

СПГ-терминал - это специальный регазификационный терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) и подготовки газа к использованию.

Регазификация СПГ - процесс его преобразования из жидкого состояния в газообразное, после чего природный газ становится пригодным для обычного использования - подачи по газопроводам потребителям и закачки в газовые баллоны.

Технология работы:

  • по прибытии на терминал СПГ перекачивается из танкеров - газовозов в резервуары для его хранения в сжиженном виде;
  • по мере необходимости СПГ переводится в газообразное состояние:
    • превращение в газ происходит в системе испарения с помощью нагрева;
    • подогрев может осуществляться прямым и непрямым способом:
      • прямым - газ получает тепло непосредственно от горячего теплоносителя,
      • непрямым - тепло поступает к газу через промежуточный теплоноситель, обогреваемый горячим теплоносителем.

Наиболее часто в качестве горячего теплоносителя используется морская вода, в качестве промежуточного теплоносителя - пропан.

Основное технологическое оборудование СПГ - терминала:

  • причалы для танкеров-газовозов с наливными эстакадами и разгрузочными рукавами;
  • изотермические резервуары хранения;
  • погружные насосы низкого давления резервуаров;
  • оборудование по управлению потоками отпарного газа;
  • компрессоры и реконденсаторы;
  • насосы высокого давления, нагнетающие СПГ в испарители;
  • испарители (регазификаторы) СПГ;
  • узел коммерческого учета и узел одоризации.

Инфраструктура СПГ - терминала:

  • энергетическая установка;
  • факельная и дренажная система;
  • системы обеспечения безопасности эксплуатации;
  • установки производства технического воздуха и воздуха КИП, генераторы азота, и тд.

Регазификационные терминалы бывают:

  • наземные. Структура: причал, сливная эстакада, резервуары для хранения СПГ, испарители, установки обработки газов испарения из резервуаров, узел учета,
  • оффшорные, монтируемые на морской платформе (гравитационной или свайной), расположенной у побережья.
  • плавучие (FSRU). Танкеры - газовозы, дооснащенные системой регазификации

Плавучие терминалы делятся на:

  • LNG RV - регазификационные суда (LNG re-gasification vessel), используемые для перевозки СПГ и самостоятельной регазификации его в пункте разгрузки;
  • FSRU - плавучие регазификационные установки (Floating storage and regasification unit), используются, как стационарные объекты регазификации и хранения, стоящие на рейде или у причала и соединенные газопроводом с берегом.

Типы испарителей:

  • работающие при температуре окружающей среды;
  • открытого типа (Open Rack Vaporizer (ORV), где в качестве теплоносителя используется морская или речная вода;
  • атмосферный (Ambient Air Vaporizer (AAV), где в качестве теплоносителя используется воздух;
  • работающие при температуре выше окружающей среды;
  • прямого нагрева.

Количество регазификационных СПГ - терминалов достигло 100, еще 25 - строятся.

На 2015 г. мощность береговых СПГ - терминалов составляла 724 млн т/год, морских - 54 млн т/год.

В последние годы возрастает важность перевалочных СПГ- терминалов, которые предназначены для оптимизации транспортировки СПГ:

  • обеспечивает гибкость в использовании танкеров-газовозов;
  • позволяют путем перегрузки СПГ с танкеров ледового класса на конвенциальные (не ледового) сократить стоимость транспортировки газа.
Это особенно важно для властей России, поскольку повысит эффективность Северного морского пути.

Первой страной, начавшей импорт СПГ в 1964 г, стала Великобритания, которая импортировала СПГ в период 1964-1982 гг.
Однако в связи с ростом объемов добычи газа в Северном море импорт СПГ в последующие годы был прекращен, а объекты на острове Кэнвей были демонтированы.
Возобновила Англия импорт СПГ в 2005 г с завершением строительства нового терминала в Айл-оф-Грейн, оператором которого является National Grid Transco (NGT).
В настоящее время на объекте в Грейне осуществляется план расширения, предусматривающий 2 этапа: в 2007 г был сдан в эксплуатацию терминал компании Excelerate в Тиссайде.
Для разгрузки СПГ в Тиссайде требуются специальные СПГ-танкеры с регазификационными установками на борту.
В настоящий период ведутся работы по строительству еще 2х регазификационных терминалов (Дрэгон и Саут-Хук) в Милфорд-Хейвене, Уэльс.


Первый терминал во Франции, расположенный в г. Гавре, начал эксплуатироваться в 1964 г, однако был выведен из эксплуатации в 1989 г (имеется план создания нового СПГ-терминала в г. Гавре).
В настоящее время в стране имеется 2 терминала: в Фос-сюр-Мер - на Средиземноморском побережье и в Монтуар-де-Бретань - на побережье Атлантического океана.
Оператором обоих терминалом является компания Gaz de France.
Терминал в Фос-сюр-Мер эксплуатируется большее время, вступив в строй действующих в 1972 г, а терминал в Монтуар-де-Бретань имеет более высокую пропускную способность на уровне 7,3 млн т/год (10 млрд м3 / год).
Gaz de France планирует расширить мощности терминала в Монтуар-де-Бретань, а в ближайшее время неподалеку от объекта в Фо-сюр-Мер будет введен в эксплуатацию новый терминал - Фос-Кавау.
С 1964 г основным поставщиком СПГ во Францию является Алжир, и некоторые объемы импорта в последние годы поступают из Нигерии и Египта.


Хотя в Италии добываются значительные объемы местного газа, ей приходится импортировать более 85% объема своего потребления.
Италия начала импорт СПГ еще в 1969 г.
Однако объем импорта, который поступает главным образом из Алжира, остается невысоким.
На долю СПГ приходится незначительная часть природного газа, импортируемого страной, поскольку основная часть импорта перекачивается по газопроводам из Алжира, России, Нидерландов и Норвегии.
В Италии функционирует 1 СПГ-терминал в Панигалии, и еще несколько объектов находятся на стадиях планирования или строительства.
В их числе терминал Ровиго, первый внебереговой СПГ-терминал в Европе. Спонсорами данного проекта являютсяExxonMobil, Qatar Petroleum и Edison.


Испания является одним из наиболее динамично развивающихся рынков СПГ.
Объем ее импорта в период 2000-2007 г увеличился почти в 3 раза.
Как и в случае многих других импортеров СПГ в Европе, импорт природного газа в виде СПГ предшествовал поставкам по газопроводам.
1й терминал страны в г. Барселоне был открыт в 1968 г, в то время как первые поставки импортного газа по магистральному газопроводу (МГП) из Норвегии состоялись в 1993 г.
Позднее, в 1996 г, Алжир начал экспортировать газ в Испанию по подводному МГП «Магриб-Европа».
Несмотря на то, что Алжир был в прошлом основным поставщиком СПГ в страну, источники были диверсифицированы.
В настоящее время страна получает СПГ из Катара, Нигерии, Египта, Омана, Тринидада и Тобаго и Ливии.
В Испании функционирует 6 регазификационных терминалов.
Engas является оператором терминалов в гг. Барселоне, Картахене и Уэльве.
BP и другие компании имеют в собственности один объект в Бильбао, а Union Fenosa и другим участникам принадлежит терминал в Сагунто, который вступил в строй действующих в 2006 г.
6й терминал в стране - в Эль-Ферроле - был введен в эксплуатацию в 2007 г.


В Бельгии имеется 1 СПГ- терминал в г. Зебрюгге.
Терминал начал функционировать в 1987 г, и в настоящее время ведутся строительные работы по расширению мощности проекта.
Пропускная способность терминала увеличена в 2 раза с 3,3 млн т/год (4,5 млрд м3/год) до 6,6 млн. т/год (9 млрд м3/год) к концу 2008 г.
Он соединен с основными импортными МГП и газопроводной системой в Континентальной Европе, и в последние годы возрастает его роль как узлового терминала.
Под началом оператора терминала Fluxys ведутся внебиржевые рыночные операции, и существует компьютерная биржа для сделок с газом благодаря роли терминала в качестве газового узла.

Турция является импортером СПГ начиная с 1995 г.
В Турции имеется терминал мощностью 4 млн т/год (5 млрд м3/год) в Мармаре-Эреглизи, оператором которого является компания Botas.
Потребности Турции в газе удовлетворяются, главным образом, за счет поставок сетевого газа по МГП из России и Ирана.
Сооружению терминала в Мармаре-Эреглизи способствовало политическое решение по диверсификации источников импортных поставок газа.
2й терминал (в г. Измире) принял первую партию СПГ в 2006 г.
На терминале в г. Измире 4 спотовые партии СПГ были загружены из-за того, что зимой 2007-2008 гг. Иран сократил экспорт природного газа по газопроводу в Турцию.
Страна импортирует СПГ по большей части из Алжира и Нигерии.


Греция имеет 1 регазификационный терминал в Revithoussa в районе Афин и начала импорт СПГ в 2000 г.
На долю импортного СПГ приходится порядка 20% объема потребления газа в стране, а остальная часть поставляется по МГП из России.
Оператором терминала является компания DESFA S.A.
В связи с завершением проекта по расширению терминала в 2007 г возросла экспортная мощность терминала - до 590 тыс м3 / час.


Португалия начала импортировать СПГ в 2000 г.
Однако ранее страна уже получала регазифицированный СПГ, который перекачивался по газопроводу после отгрузки в виде СПГ на одном из терминалов Испании.
Португальский терминал в Синише, который начал эксплуатироваться в 2003 г, имеет пропускную способность в 4 млн т/год (5,5 млрд м3/год).
Производительность терминала планируется увеличить до 6,2 млн т/год (8,5 млрд м3/год) в рамках плана расширения.
В 2007 г единственным экспортером СПГ в Португалию была Нигерия.

Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»