USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.33

-0.01

Природный газ 3.356

-0.01

, Обновлено 12 января 15:15
240420

Газоперекачивающий агрегат (ГПА)

Газоперекачивающий агрегат (ГПА)  — предназначен для компримирования природного газа на компрессорных станциях

Газоперекачивающий агрегат (ГПА)

ИА Neftegaz.RU. Газоперекачивающий агрегат (ГПА) - предназначен для компримирования природного газа на компрессорных станциях (КС) газопроводов и подземных хранилищ газа (ПХГ).

Состав ГПА:

  • нагнетатель природного газа, типа компрессора,
  • привод нагнетателя,
  • всасывающее и выхлопное устройство (в случае газотурбинного привода),
  • система автоматики,
  • маслосистема,
  • топливовоздушные и масляные коммуникации,
  • вспомогательное оборудование.

ГПА различают:

  • по типу нагнетателей:
    • поршневые газомоторные компрессоры (газомотокомпрессоры),
    • ГПА с центробежными нагнетателями;
  • по типу привода:
    • с газовым двигателем внутреннего сгорания (газомоторные двигатели),
    • с газотурбинным приводом:
      • агрегаты со стационарной газотурбинной установкой,
      • с приводами от газотурбинных двигателей авиационного и судового типов
    • с электроприводом.

Поршневой газомоторный компрессор - ГПА, состоит из двухтактного или 4- тактного газомоторного двигателя (или электродвигателя) и непосредственно соединенного с ним горизонтального поршневого компрессора. Подразделяются на агрегаты низкого, среднего и высокого давлений:

  • низкого давления (0,3-2 МПа) - используются:
    • главным образом, на головных КС при транспортировке газа с истощённых месторождений и попутного нефтяного газа (ПНГ) с промыслов,
    • на КС для подачи низконапорных искусственных горючих газов.
  • среднего давления (2-5 МПа) - работают в основном на промежуточных КС для увеличения пропускной мощности газопроводов.
  • высокого давления (9,8-12 МПа) - устанавливают на КС для закачки газа в ПХГ.

Газомотокомпрессоры высокоэффективны в условиях переменных мощностей и степеней сжатия свыше 1,3. Основные достоинства этих ГПА:

  • надёжность в эксплуатации;
  • длительный срок службы;
  • способность работать в широком диапазоне давлений;
  • возможность регулирования производительности за счёт изменения оборотов агрегатов и объёма т.н. вредного пространства в компрессорных цилиндрах,
  • возможность создания больших давлений в них.
КПД современных газомотокомпрессоров -до 40%.

В CCCP были наиболее распространены агрегаты мощностью 221-5510 кВт, за рубежом - 368 и 8100 кВт.

ГПА с центробежным нагнетателем широко применялись в CCCP и за рубежом:

  • на магистральных газопроводах в качестве основных агрегатов;
  • для работы в качестве первой ступени сжатия на ПХГ. Различают центробежные нагнетатели одноступенчатые (неполнонапорные) со степенью сжатия 1,23-1,25 и двухступенчатые (полнонапорные) -1,45-1,7. Центробежные нагнетатели характеризуются значительно большей, чем у поршневых компрессоров, производительностью (12-40 млн. м3/сутки).

В них отсутствуют внутренние трущиеся части, требующие смазки (за исключением подшипников), создаётся равномерный (без пульсации) поток газа.

Для их установки (в связи с малым весом и габаритами, а также уравновешенностью вращающихся частей) требуются меньшие помещения и сооружаются облегчённые фундаменты. При применении ГПА с центробежными нагнетателями вследствие их большой производительности упрощается технологическая схема компрессорных станций, уменьшается количество запорной арматуры и др.

Недостаток неполнонапорных центробежных нагнетателей - необходимость включения в работу 2х последовательно соединённых агрегатов для достижения степени сжатия газа 1,45-1,5. Это приводит к увеличенному расходу топливного газа в газотурбинной установке. Кпд агрегатов с центробежными нагнетателями до 29%, с регенератором тепла до 35%. Приводом ГПА служит газотурбинная установка или электродвигатель. В CCCP изготавливались ГПА с газотурбинным приводом мощностью 6, 10, 16 и 25 тысяч кВт.

Газотурбинные установки авиационного и судового типов отличаются (от стационарных) небольшими габаритами и массой, что позволяет осуществлять их окончательную сборку на заводах-изготовителях и поставлять на компрессорные станции в готовом виде. ГПА с приводом от установок авиационного типа выполняются в блочно-контейнерном варианте. Поставляются на компрессорные станции со встроенными в них системами пожаротушения и взрывобезопасности. В качестве электропривода в ГПА используют асинхронные двигатели мощностью 4500 кВт и синхронные от 4000 до 12500 кВт. Наибольшая эффективность применения ГПА с электроприводом достигается при расположении компрессорных станций не далее 300 км от линии электропередач.

Для ГПА всех типов созданы системы автоматики, обеспечивающие:

  • пуск и работу агрегата в автоматическом режиме,
  • защиту при возникновении аварийных режимов,
  • сигнализацию о неисправностях и действии защит,
  • контроль объемной производительности нагнетателя,
  • автоматическое поддержание заданной температуры и давления масла при аварийной остановке агрегата и др.

Каждый тип компрессоров имеет индивидуальные особенности как конструктивного, так и функционального характера. Именно поэтому, когда вы выбираете компрессор для ГПА или дожимной компрессорной установки, важно в полной мере учитывать условия его работы и требования, предъявляемые к его техническим характеристикам.

Наибольшее значение имеют следующие параметры:

  • объем перекачиваемого газа;
  • давление и температура газа на входе/выходе;
  • химический состав и влажность перекачиваемого газа;
  • характеристики места инсталляции ГПА (максимальная и минимальная температура воздуха, высота над уровнем моря);
  • тип используемого привода;
  • предполагаемая годовая наработка в часах;
  • класс исполнения (взрывозащищенный, сейсмостойкий и др.);
  • допустимое содержание масла в газе на выходе;
  • тип автоматики (электрическая или пневматическая).

Определенные виды компрессоров лучше использовать в следующих условиях:

  • Компрессор поршневой - высокие степени повышения давления и высокие абсолютные давления, переменные режимы, сравнительно небольшие потоки и мощности (до 6 МВт).
  • Компрессор винтовой - высокие степени повышения давления при небольших абсолютных давлениях и небольших перепадах давления, переменные режимы, сравнительно небольшие потоки и мощности (до 2000 кВт).
  • Компрессор центробежный - большие потоки и мощности, предпочтительно небольшие степени повышения давления и невысокие абсолютные давления, постоянные режимы.

Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»