Плавучий кран - кран стрелового типа на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения.
Основные требованиями Российского морского регистра судоходства (РС), предъявляемые к понтонам плавучих кранов, - прочность конструкции, плавучесть и остойчивость.
Плавучие краны по назначению делят на:
-
краны для погрузочно-разгрузочных работ в портах;
-
краны для монтажных работ.
Плавучие краны могут быть самоходными и несамоходными.
Если кран должен обслуживать несколько портов или перемещаться на значительные расстояния, он должен быть самоходным.
В этом случае применяют понтоны с корабельными обводами
По конструкции верхнего строения плавучие краны разделяют на неповоротные, поворотные и комбинированные, которые в свою очередь также подразделяются на разные виды.
Плавучие краны состоят из верхнего строения (собственно крана) и понтона.
Преимуществом плавучих кранов являются способность перемещаться из одного порта в другой и сравнительно малая стоимость при большой грузоподъемности.
Несколько плавучих кранов грузоподъемностью от ста до нескольких сот тонн могут перегружать любые грузы в пределах большой акватории.
Понтоны, подобно корпусам судов состоят из поперечных (шпангоутов и палубных бимсов) и продольных (киля и кильсонов) элементов, обшитых листовой сталью.
По форме понтоны представляют собой параллелепипед с закруглёнными углами, либо имеют корабельные обводы.
Понтоны с прямоугольными углами имеют плоское дно и срез в кормовой (или носовой) части.
Иногда кран монтируют на 2х понтонах (кран-катамаран).
В этих случаях каждый понтон имеет более или менее ясно выраженный киль и форму, аналогичную форме корпусов обычных судов.
Понтоны плавучих кранов иногда делают непотопляемыми, то есть снабжают продольными и поперечными переборками.
Для увеличения остойчивости плавучего крана, т. е. способности возвращаться из отклоненного положения в первоначальное после снятия нагрузки, понижают его центр тяжести.
Для этого избегают высоких надстроек, а жилые помещения для команды крана и склады помещаются внутри понтона.
На палубу выносится только рубка, камбуз и столовая.
Внутри понтона, вдоль его бортов, располагают танки (цистерны) для дизельного топлива и пресной воды.
Механизмы плавучих кранов имеют, как правило, дизель-электрический привод.
В качестве движителей используют гребные винты или крыльчатые движители.
Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву.
Для массовых перегрузочных работ используют краны (обычно несамоходные) грузоподъемностью до 25 т с вылетом до 35 м; для перегрузки судов-тяжеловесов, а также для производства строительно-монтажных, судостроительных и аварийно-спасательных работ - поворотные краны грузоподъёмностью до 350 т (обычно самоходные) с вылетом до 60 м.