Это участок №2 морского порта Сабетта.
Строительство терминала Утренний позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн. т/год в рамках освоения Утреннего месторождения проекта Арктик СПГ-2.
Контракт на строительство был подписан 3 июля 2020 г.:
- заказчиком строительства объектов федеральной собственности - ФГУП Гидрографическое предприятие, дочка Росатома;
- в соответствии с распоряжением правительства РФ Межрегионтрубопроводстрой был определен единственным исполнителем работ по строительству объектов федеральной собственности терминала Утренний.
Общий объем дноуглубительных работ для терминала Утренний - порядка 60 млн м3.
Стоимость дноуглубительных работ составит 37,5 млрд руб.
Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта предполагает:
- строительство объектов федеральной собственности,
- реконструкцию морского канала:
- дноуглубительные работы в акватории и на подходном канале участка № 2 морского порта Сабетта объемом свыше 20 млн м3 донного грунта,
- строительство ледозащитных сооружений общей протяженностью свыше 4,4 км,
- также необходимо создать объекты системы обеспечения безопасности мореплавания и пункта пропуска через государственную границу;
- работы будут выполняться в сжатые сроки (период без ледовой навигации - 60-70 календарных дней в году).
Объекты терминала Утренний делятся:
- на объекты инвестора Арктик СПГ-2;
- на объекты федеральной собственности.
- защищенную от внешних воздействий акваторию с причалами различного назначения
- инженерную инфраструктуру;
- береговую часть с административными зданиями и сооружениями.
- универсальный причал, совмещенный с административной зоной:
- здесь осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по всему проекту в целом,
- причал обеспечивает круглогодичный прием судов;
- причальная набережная с искусственным земельным участком, предназначена для размещения береговых объектов Завода, строится как объект двойного назначения:
- на 1м этапе проекта - это причал для приема строительных грузов;
- в последующем рядом с ней устанавливаются технологические линии (train) и организовывается их стыковка с береговыми объектами Завода.
- технические характеристики: длина - 5,6 км, ширина - 510 м;
- назначение - обеспечить судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда.
Хронология строительства:
- СПГ- терминал Утренний был включен в перечень мероприятий федерального проекта Северный морской путь (СМП) в составе национального проекта Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р;
- в феврале 2019 г. Л. Михельсон попросил В. Путина выделить средства для строительства из бюджета;
- в марте 2019 г. В. Путин поручил правительству выделить деньги на строительство терминала Утренний, а также начать дноуглубительные работы в Обской губе в 2019 г.;
- 31 июля 2019 г. премьер-министр Д. Медведев подписал соответствующее постановление:
- объем финансирования 103,6 млрд руб. при общей стоимости 144,2 млрд руб., то есть более чем на 70%.
- к концу 2020 г. готовность терминала составляла 69%;
- распоряжением от 1 августа 2022 г. №2115-р, в план развития Северного морского пути до 2035 г. включено строительство терминала Утренний;
- в сентябре 2022 г. Росатом сообщил о завершении технологической операции - погружение свайного основания, этапа строительства ледозащитных сооружений на терминале.