Мазут - остаток после отгона нефти от бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива:
- вязкая жидкость темно-коричневого цвета.
- смесь углеводородов (молекулярной массой 400 - 1000 г/моль), нефтяных смол (500-3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Са).
Плотность мазута - 0,89 - 1 г/м3, при температуре 20оС.
Температура кипения мазута от 430 °C.
lglg(v*10-6 + 0,8) = A – B*lgT, где
v - кинематическая вязкость, мм2/сек;
А и В- коэффициенты;
T - абсолютная температура.
Вязкость не является аддитивным свойством и при смешении ее следует определять экспериментально.
Нормы по вязкости при 50 °С составляют от 5 до 12°ВУ (36 и 89 мм2/сек), а при 80 °С для М-40 и М-100 — 8 и 16 °ВУ (59 и 118 мм2/сек).
Экспортное топливо - менее вязкое, допускается вязкость ВУ80 не более 2-5 °ВУ.
Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть.
С ростом глубины переработки нефти мазут подвергают дальнейшей переработке, путем отгона под вакуумом дистиллятов, выкипающих в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С. Вакуумные дистилляты - сырье для получения моторного топлива и дистиллятного смазочного масла.
Остаток вакуумной перегонки мазута перерабатывают на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел.
Перегонку под смазочное масло ведут под уменьшенным давлением, чтобы снизить температуру кипения углеводородов и избежать разложения их при нагревании.
После перегонки мазута остается нелетучая темная масса - гудрон, используемый в производстве битума для покрытия дорог и тд.
- остается негорючая часть, состоящая из минеральной массы, воды.
- содержание водорода по сравнению с сырой нефтью уменьшается ( из-за насыщения им легких углеводородных фракций, бензина, керосина, дизельного топлива),
- растет содержание серы, азота, кислорода, смол, асфальтенов, золы, механических примесей), что приводит к снижению его теплотворной способности.
- жидкое котельное топливо - топочный,
- для получения дистиллятного и остаточного смазочного масла - прямогонный,
- для крекинга или гидрирования с целью получения моторного топлива (бензина, дизельного топлива) - крекинг-мазут,
- судовое топливо - флотский,
- для производства битума, нефтяного кокса и др.