Авиационные масла служат для уменьшения трения и износа деталей, отвода от них теплоты, предохранения от коррозии, удаления твердых частиц износа из зоны трения.
Они работают при разных режимах трения, высоких температурах, нагрузках, скоростях, в контакте с различными конструкционными материалами, в условиях высокой аэрации, вследствие чего к ним предъявляются жесткие требования.
Авиационные масла должны обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью, хорошими смазывающей способностью и вязкостно-температурными свойствами, низкими испаряемостью и температурой застывания, высокими теплоемкостью, температурой вспышки к самовоспламенения, низкой агрессивностью к авиационным конструкционным материалам и малой вспениваемостью.
Авиационные масла делятся на:
- минеральные (нефтяные),
- синтетические.
В качестве минеральных используются дистиллятные фракции высококачественных нефтей (дистиллятные масла) и продукты, получаемые очисткой остатков, образующихся при перегонке мазута (остаточные масла).
Для обеспечения требуемых свойств масла подвергаются очистке.
В отечественной нефтехимической промышленности применяют в основном 2 способа очистки — химический и физический.
К химическим способам относится очистка серной кислотой (масла серии МКК), к физическим — очистка селективными растворителями и отбеливающими землями (масла серии МС).
В качестве основы синтетических масел широко применяются сложные эфиры моноспиртовых и двухосновных кислот, эфиры многоатомных спиртов и синтетических жирных кислот, синтетические углеводороды, силиконовые жидкости и др.
Используются также смешанные основы масел.
Синтетические авиационные масла, несмотря на их значительно большую стоимость по сравнению с минеральными маслами, все более широко используются в силовых установках летательных аппаратов, что объясняется главным образом прогрессирующим ростом теплонапряженности авиадвигателей и, как следствие, необходимостью применения в них более термостабильных масел, чем минеральные.
Синтетические масла могут бессменно работать в течение всего межремонтного срока службы двигателя и упростить эксплуатацию летательного аппарата.
Для улучшения свойств масел в них вводятся различные присадки, улучшающие их физико-химические и эксплуатационные свойства: антиокислительные, загущающие, противозадирные, противоизносные, антикоррозионные, антипенные, моющие и т. п.