Гаагские правила были разработаны Международной ассоциацией юристов при участии Международной торговой палаты и предложены в сентябре 1921 г. на конференции в Гааге.
Позднее в них были внесены некоторые изменения.
На дипломатических конференциях в Брюсселе 1922, 1923 и 1924 гг. они были рекомендованы как международные правила (Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаментах - Брюссельская конвенция 1924 г.).
Потребность в унифицированных правилах была связана с необходимостью единообразного толкования условий коносаментов в условиях международного характера перевозок и участием в них широкого круга различных участников: судовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, банки, страховщики.
В соответствии с Гаагскими правилами перевозчик обязан:
- проявлять должную заботливость, чтобы сделать судно мореходным, снарядить и снабдить его всем необходимым, надлежащим образом укомплектовать личным составом, обеспечить пригодность грузовых помещений для приема, транспортирования и сохранности груза;
- грузить, укладывать, перевозить, сохранять и выгружать перевозимый груз надлежащим образом и с проявлением должной заботливости;
- выдавать коносамент на определенном формуляре.
- любой пункт, статья или условие в договоре перевозки, освобождающие перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего, или уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Гаагскими правилами, считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий;
- перевозчик может быть освобожден от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом обстоятельств непреодолимой силы, карантинных ограничений, военных действий, восстаний или гражданских волнений, скрытых недостатков груза и т. д.
Они были направлены на уменьшение размеров изъятий из ответственности перевозчика, а также на повышение их имущественной ответственности.
Пересмотренные на конференции в Брюсселе правила известны как Правила Гаага-Висби.
Правила Гаага-Висби были существенно изменены Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г., которая включает в себя так называемые Гамбургские правила.
Последние были подготовлены ЮНСИТРАЛ и приняты конференцией ООН в Гамбурге 30 марта 1978 г.
В соответствии с Гамбургскими правилами ответственность перевозчика за каждую грузовую единицу определяется из расчета 2,5 СДР за 1 кг массы груза или 835 СДР за каждую грузовую единицу.
Срок исковой давности - 2 года.