На практике различают следующие виды франчайзинга:
- товарный франчайзинг;
- производственный франчайзинг;
- деловой франчайзинг.
Товарный франчайзинг – это право продажу товара определенной торговой марки.
По таким франшизам в мире открыто 90 % магазинов в торговых центрах, таких как H&M, Zara, Baldinini и др.
Производственный франчайзинг – это право производить товары определенной торговой марки.
Яркие примеры – Pepsi, Coca-Cola и др.
Деловой франчайзинг – это право на открытие бизнеса в сети франчайзера. Распространен в сфере общепита, услуг, в гостиничном бизнесе.
Примеры – Макдональдс, Hilton и др.
Существует 2 способа оплаты франшизы:
- паушальный взнос;
- роялти.
Паушальный взнос – это однократный платеж за право пользоваться продуктом, брендом, бизнес-моделью.
Кроме того, может быть предусмотрен ежемесячный платеж в виде процента от оборота.
Ежемесячный платеж устанавливается не всегда.
На практике встречаются франшизы только с однократным платежом (паушальным взносом).
Роялти - это ежемесячный платеж, это своего рода арендная плата за возможность использования раскрученного бренда.
Размер роялти составляет обычно 5-10 % от оборота.