USD 92.2628

-0.33

EUR 99.7057

-0.56

Brent 86.99

+0.1

Природный газ 1.752

-0

6564

Стратегический самолет топливозаправщик McDonnell Douglas КС-10 EXTENDER

В 1977 г. специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолета для дозаправки в воздухе самолетов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. 

Стратегический самолет топливозаправщик McDonnell Douglas КС-10 EXTENDER

В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолета.

Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолетов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender.

Опытный образец самолета совершил первый полет 12 июля 1980 г.

Поставки начались 17 марта 1981 г. и завершились в 1989 г. после постройки 60 самолетов.


Конструктивно КС-10 в значительной степени аналогичен своему гражданскому аналогу DС-10.

Это широкофюзеляжный моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности по 1/4 хорд равен 35°).

Шасси трехстоечное.

Носовая стойка имеет 2 колеса, основные стойки - четырехколесные тележки.

Силовая установка состоит из 3х турбореактивных двигателей CF6-50C2 с максимальной тягой 23815 кгс.

2 двигателя расположены на пилонах под крыльями, а 3й - над задней частью фюзеляжа Кабина летчиков находится в носовой части фюзеляжа.


Особенностью этого самолета-заправщика является то, что кроме топлива он способен перевозить значительное количество грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м2.

Здесь могут быть размещены около 77 т груза (27 стандартных поддонов 463L) и до 80 человек личного состава.

Для погрузки и выгрузки используется находящийся в носовой части фюзеляжа по левому борту люк размером 3,55 х 2,59 м.


Под грузовой кабиной находятся 7 мягких топливных баков общей емкостью 53,3 т.

С учетом крыльевых топливных баков самолет может принять на борт 161,5 т топлива.

Для передачи топлива в воздухе самолет имеет телескопическую штангу длиной 17 м, топливозаправочный агрегат с гибким шлангом в хвостовой части фюзеляжа справа от заправочной штанги и 2 контейнерных топливозаправочных агрегата с гибкими шлангами.

Таким образом, одновременно могут заправляться 2-3 самолета.

Преимущества такой концепции заправщик - транспортный самолет особенно наглядно проявляются при использовании КС-10 для перебазирования авиационных подразделений: заправщик не только обеспечивает самолеты топливом, но и одновременно перебрасывает на новое место базирования необходимое аэродромное оборудование и обслуживающий персонал.


Часть гражданских самолетов DC-10 были так же переоборудованы в топливозаправщики и под обозначением KDC-10 поставлялись в ВВС Нидерландов.


Конструкция самолета


Самолет нормальной схемы с низкорасположенным крылом и тремя двигателями.

По конструкции идентичен на 88 % грузопассажирскому самолету DC-10-30CF и отличается оборудованием, дополнительными топливными баками, наличием огней наведения для заправляемых самолетов и отсутствием большей части окон и нижних грузовых дверей.


Крыло - трапециевидное, каждая консоль снабжена двумя секциями элеронов, закрылками у корня крыла и предкрылками по всему размаху крыла.

Хорда крыла у корня - 10,71 м, на концах - 2,73 м, удлинение крыла - 7,5.

Общая площадь элеронов - 17,74 м2, закрылков - 62,1 м2, отклоняемых предкрылков - 43,84 м2, интерцепторов - 12,73 м2.

Длина фюзеляжа - 51,97 м, максимальная ширина - 6,02 м.


Кабина летного экипажа трехместная.

В основной кабине имеются 5 пассажирских дверей.

При использовании самолета в грузовом варианте в кабине могут размещаться 25 платформ размерами 2,23 х 2,74 м при 2х проходах по бокам фюзеляжа или 27 платформ с одним проходом по правому борту.

Грузовая открывающаяся вверх дверь размерами 2,59 х 3,56 м находится в передней части фюзеляжа по левому борту и обеспечивает погрузку стандартных платформ 463L, крупногабаритных грузов или колесной техники.

Для перемещения грузов используется лебедка.

В передней части основной кабины возможно размещение ограниченного числа обслуживающего персонала.

В задней нижней части фюзеляжа имеется герметический отсек с рабочими местами оператора заправочной штанги, инструктора и курсанта-наблюдателя.

Доступ в этот отсек осуществляется из верхней основной кабины.

Окно на рабочем месте оператора и установленный на самолете перископ обеспечивают хороший обзор.


Размах стабилизатора - 21,69 м.

Площадь киля - 45,92 м2, руля направления - 10,29 м2, стабилизатора - 96,6 м2, рулей высоты - 27,7 м2.


Конструкция шасси такая же, как у самолета DC-10-30CF.

Давление в пневматиках повышено: в носовых до 13,4 кгс/см2, основных - до 14,1 кгс/см2, центральных - до 10,9 кгс/см2.

Дисковые тормоза с автоматом торможения фирмы Гудъир.

База шасси - 22,05 м, колея - 10,57 м.


Силовая установка - ТРДД Дженерал Электрик CF6-50C2 (3 х 23815 кг) в 2х в подкрыльных гондолах, одного в корневой части киля.

Длина двигателя - 4394 мм, максимальная высота (по редуктору) - 2675 мм, сухая масса - 3960 кг.

Расход воздуха - 591 кг, степень двухконтурности - 5,7, степень повышения давления - 29,1.

Максимальная температура перед турбиной - 1330 оС.

Удельный расход топлива на взлетном режиме - 0,371 кг/кгс-ч.


Основная топливная система включает 3 главных топливных бака-отсека и вспомогательный бак-отсек в центроплане и имеет общую емкость 132330 л (108060 кг).

В нижней части фюзеляжа установлены 7 (3 перед крылом, 4 за ним) дополнительных мягких топливных баков фирмы Гудъир общей емкостью 68610 л (53445 кг).

Топливо во всех баках может использоваться для питания двигателей и для передачи другим самолетам.

Для повышения безопасности при аварийной посадке с убранным шасси пол отсеков с топливными баками имеет усиливающие балки, днище первого бака за крылом имеет энергопоглощающее покрытие.

Установлен маслобак емкостью 34,1 л.


Взамен снятого коммерческого оборудования установлены радионавигационная система TACAN, КВ-радиостанция, радиостанция дециметрового диапазона, система кодированной связи и система опознавания.

Имеется модифицированный вариант метеорадиолокатора, установленного на DC-10.


В отличие от других заправщиков самолет КС-10 имеет оборудование для заправки как с помощью заправочной штанги (самолетов ВВС США), так и с помощью системы шланг-конус (самолетов ВМС и корпуса морской пехоты США, а также стран НАТО).

Телескопическая заправочная штанга фирмы Макдоннелл-Дуглас имеет в убранном/полностью выпущенном положении длину 11,1/17,8 м.

Большая часть топливозаправочных операций осуществляется при длине штанги около 15,3 м.

При установлении контакта с заправляемым самолетом штанга может перемещаться в поперечном направлении в диапазоне 10о, после установления контакта и в процессе перекачки топлива - в пределах 25о.

Установлена цифровая электродистанционная система фирмы Сперри, обеспечивающая управление штангой по тангажу и крену (с помощью руля высоты и двух рулей направления) и ее выдвижением; предусмотрено автоматическое уменьшение нагрузок на штангу (устранение ее изгиба) во время контакта с заправляемым самолетом.

Оператор управляет заправкой в сидячем положении (в отличие от положения лежа ничком на заправщике КС-135).

Производительность системы заправки топливом в полете 5678 л/мин, система рассчитана на номинальное давление 3,5 кгс/см2 и максимальное давление 8,4 кгс/см2.

В нижней правой части фюзеляжа рядом с заправочной штангой установлен также шланговый агрегат для заправки методом шланг-конус.

Предусмотрена приемная горловина для заправки в полете самого заправщика.


Последний самолет КС-10А был поставлен с оборудованием для дополнительной установки 2х подкрыльных контейнеров Флайт Рифьюелинг Мк.32В с системами заправки шланг-конус производительностью 1590 л/мин и таким образом может одновременно заправлять в полете три самолета.

Аналогичной модификации предполагалось подвергнуть все ранее построенные самолеты.


Летно-технические характеристики:

  • модификация - KC-10A,
  • размах крыла - 47,34 м,
  • длина самолета - 55,35 м,
  • высота самолета - 17,70 м,
  • площадь крыла - 358,69 м2,
  • масса пустого самолета - 108891 кг,
  • максимальная взлетная масса - 267620 кг,
  • внутреннее топливо - 161508 кг,
  • тип двигателя - 3 ТРДД General Electric CF6-50C2,
  • тяга - 3 х 233.53 кН,
  • максимальная скорость - 982 км/ч,
  • крейсерская скорость - 908 км/ч,
  • практическая дальность - 18503 км,
  • дальность действия - 7042 км,
  • практический потолок - 10180 м,
  • экипаж - 3 чел. + 3 оператора,
  • полезная номинальная нагрузка - 76843 кг топлива или груза,
  • максимальная нагрузка - 90700 кг топлива.

Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»




Произвольные записи из технической библиотеки
18 мая 2008, 15:00
23040

Обновлено 7 июня 2023, 13:47

11 февраля 2021, 13:29
5000