USD ЦБ — 57,27 −0,15
EUR ЦБ — 67,91 +0,18
Brent — 57,24 −0,16%
пятница 20 октября 06:16

Наука и технологии // Бурение на шельфе

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) -Приразломная - основной объект обустройства Приразломного месторождения. Часть 1

23 декабря 2013 г., 11:52Газпромнефть шельф8984

Основной объект обустройства Приразломного НМ - морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» выполняет все технологические операции на месторождении:

  • бурение добывающих и нагнетательных скважин;
  • добыча нефти, попутного газа, закачка воды в пласт;
  • подготовка добытой нефти и газа;
  • временное хранение товарной нефти;
  • отгрузка товарной нефти на челночные танкеры.

При проектировании МЛСП «Приразломная» был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

МЛСП гарантировано удерживается на дне моря за счёт своей массы, от подмыва ее защищает каменная берма высотой 2,5 м.

От волновых и ледовых воздействий платформу защищает высокопрочный дефлектор, который изготовлен из хладостойкой стали.

Наружные борта нижнего строения платформы (кессона) в районе воздействия ледовой нагрузки изготовлены из плакированной стали с нержавеющим слоем.

При строительстве платформы были использованы конструкционные материалы из специальных сплавов, устойчивых к низкой температуре.

Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты.

Для предотвращения нефтегазоводопроявлений и открытых фонтанов процесс бурения на МЛСП контролируется специалистами, которые снимают все геолого-технические параметры и, в случае экстренной необходимости, перекрывают устье скважины, предотвращая возможные выбросы.

В целях эффективного контроля над процессом бурения управление противовыбросовым оборудованием (ПВО) производится с нескольких пультов: основной пульт размещается в помещении станции ПВО на подвышечном основании, выносные пульты - в кабине бурильщика и в эвакуационном коридоре на мезонинной палубе.

Для безопасной эксплуатации скважин используются глубинные клапаны-отсекатели. Устье каждой скважины оборудовано фонтанной арматурой горизонтального типа с дистанционно управляемыми гидравлическими задвижками. Управление клапанами‑отсекателями и гидравлическими задвижками производится с помощью Автоматизированной системы управления и безопасности (АСУБ). АСУБ предназначена для управления процессом добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, управления тепло-энергетическим комплексом, системами жизнеобеспечения, а также для контроля состояния пожарной и газовой обстановки, защиты и своевременной остановки технологического процесса при угрозе аварии.

Нефтехранилище находится в основании МЛСП (кессоне), над которым расположены все остальные технологические комплексы и системы. Такое конструктивное решение выдвигает дополнительные требования безопасности при эксплуатации МЛСП. В целях исключения утечки паров легких углеводородов в пространство, расположенное над кессоном, в танках­-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти. Данный способ хранения нефти исключает попадание кислорода в нефтехранилище и образование в нем взрывоопасной среды, что является дополнительным условием безопасности МЛСП «Приразломная».

МЛСП «Приразломная» оборудована комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы.

Всего предусмотрено два таких устройства, для обеспечения беспрепятственного подхода танкеров к платформе в зависимости от погодных и навигационных условий. Устройства КУПОН на основе крановой системы предназначены для обеспечения круглогодичной перегрузки нефти с МЛСП на танкеры, оборудованные специальным носовым приемным устройством.

Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления воздействия внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра).

Для предотвращения разлива нефти в процессе ее перекачки на танкер отгрузочная линия оснащена системой аварийного останова и аварийного закрытия.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку.

Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования.

На МЛСП имеются все необходимые системы, обеспечивающие безопасные условия выполнения производственных процессов, труда и отдыха рабочего персонала, а также средства спасения работающих на платформе людей.

Системы эвакуации и спасения персонала на платформе включают в себя эвакуационные коридоры с аварийным освещением и огнестойкостью стен 120 минут, временное убежище для персонала на мезонинной палубе, эвакуационные мосты и системы СЭС-2Д с рукавами и спасательными плотами, индивидуальные средства спасения (спасательные жилеты, круги, гидротермокостюмы), спасательные шлюпки танкерного типа для спуска на открытую водную поверхность.

Экологическая безопасность

Технология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов, масел, пластовой воды, загрязнённых производственных, ливневых стоков и других вредных веществ в море.

Отходы бурения и производства (шлам, сточные воды) будут помещаться в дренажные ёмкости, контейнеры и танки с последующей перегрузкой на транспортные суда для утилизации на специализированном полигоне или с очисткой и закачкой в поглощающую скважину (пласт).

Пластовая вода и нефтесодержащие балластные и льяльные воды будут предварительно очищаться и также закачиваться в пласт.

В соответствии с требованиями Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (MARPOL) за борт будут сливаться только вода из систем охлаждения технологического оборудования и водяного пожаротушения. Проектные решения не предусматривают сбросов нефтесодержащей воды.

Технические решения по охране недр предусматривают использование таких способов защиты подземных вод во время бурения, которые направлены на недопустимость их загрязнения и на предотвращение возможности смешения вод разных горизонтов. Закачка отходов бурения в изолированные глубокозалегающие пласты будет возможна только после их очистки при соответствующем геологическом обосновании, разрешении территориального геологического управления и санкции органов государственного санитарного надзора.

Для охраны атмосферного воздуха попутный нефтяной газ будет использоваться на собственные нужды - как топливо для турбин электрогенераторов, для выработки тепловой энергии и для подготовки нефти.

Ликвидация разливов нефти (ЛРН)

В целях недопущения аварийных ситуаций и сведения к минимуму воздействия на окружающую среду выполнено математическое моделирование аварийных сценариев, идентификация источников опасности (скважина, танкер, платформа) и смоделированы объемы возможных разливов нефти. Результаты математического прогноза и моделирования просчитывают миграции аварийных пятен нефти с учетом сезона года, скорости течений, ледовой обстановки и ряда других факторов воздействия.

Учитывая опыт США и Канады, ООО «Газпром нефть шельф» закупило специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

Основными средствами предотвращения ЧС и аварийных разливов нефти в районе МЛСП «Приразломная» являются, в 1-ю очередь, собственные средства ООО «Газпром нефть шельф».

Постоянное аварийное дежурство рядом с платформой будут нести МФЛС «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», оборудованные новейшими мощными комплексами аварийного нефтесборного оборудования.

На самой платформе размещен запас сорбентов и морских огнеупорных бонов в комплекте со вспомогательным оборудованием.

Кроме того, в состав средств ЛРН входит береговой комплекс с базированием на Варандее. Он позволяет защитить береговую шельфовую зону общей протяженностью более 100 км. Он обладает достаточными средствами для сбора нефти, резервуарами для ее временного хранения, берегозащитными и сорбирующими бонами, а также установками по утилизации загрязненной нефтепродуктами почвы и отработанных сорбентов. В соответствии с Планом ЛРН помощь с Варандея прибудет к месту разлива в течение четырех часов.

В устранении последствий ЧС регионального уровня будут участвовать федеральные силы по ликвидации аварийных ситуаций на море, несущие постоянное аварийно-спасательное дежурство в районе добычи в соответствии с договором с ООО «Газпром нефть шельф».

Экологический мониторинг и компенсационные мероприятия

Регион Баренцева моря относится к особо охраняемым природным территориям. Морская биота региона насчитывает десятки видов фито- и зоопланктона, 13 видов млекопитающих (в том числе 11 видов китообразных), здесь обитает морж, белуха, кольчатая нерпа, гренландский тюлень, 13 видов птиц и 74 вида рыб.

При освоении Приразломного нефтяного месторождения планируется реализация мероприятий, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду и охрану морских биоресурсов. Экологический контроль и мониторинг окружающей среды обеспечен комплексом мероприятий по охране атмосферного воздуха, геологической среды, подземных вод и морских биоресурсов.

Район добычи Приразломного НМ окружен многочисленными государственными заповедниками и заказниками, где обитают моржи, относящиеся к атлантическому подвиду: на о. Долгий, о. Вайгач, в Ненецком заповеднике. Эти животные занесены в Красную книгу Российской Федерации и ООО «Газпром нефть шельф» принимает активное участие в мероприятиях по сохранению популяции моржей и мест их обитания, помогает экологическим организациям в осуществлении мониторинга ареала их обитания.

Графики и трассы движения судов при освоении Приразломного НМ спланированы таким образом, чтобы, по возможности, не мешать промысловому рыболовству. Водозабор будет осуществляться через рыбозащитные устройства с высокой функциональной эффективностью. Для воспроизводства водных биологических ресурсов в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012 г. выпущено 123 тыс. двухгодовиков атлантического лосося.

При эксплуатации Приразломного месторождения не будут использоваться вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации для воды рыбохозяйственных водоемов. Кроме того, в капиталовложения природоохранного назначения включены компенсационные платежи за ущерб морским биоресурсам.

Информирование общественности

В 2010 году в г. Нарьян-Мар и в г. Москве прошли общественные слушания Группового проекта на строительство эксплуатационных (добывающих и нагнетательных) скважин на нефтяном месторождении Приразломное с МЛСП и ТЭО (проект) МЛСП «Приразломная». По результатам общественных слушаний составлены протоколы, подписанные представителями Администрации, общественных организаций Ненецкого автономного округа и ООО «Газпром нефть шельф». Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на основании вышеуказанных документов выдала положительные заключения на проекты.

Информирование общественности о слушаниях проводилось в соответствии с требованиями Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 г. № 372 (Положение об ОВОС). В соответствии с п. 4.8. Положения об ОВОС в г. Москве и г. Нарьян-Маре в течение месяца работали общественные приёмные, в которых каждый мог ознакомиться с материалами.

ООО «Газпром нефть шельф» регулярно информирует общественность по вопросам экологической безопасности проекта освоения Приразломного НМ. В марте 2011 года генеральный директор А.Я. Мандель провел пресс-конференции в г. Нарьян-Маре и г. Мурманске, где ответил на вопросы журналистов и представителей экологических организаций и выступил с докладом на Международной научно-практической нефтегазовой конференции «ЕвроАрктика-2011».

Документальный фильм о платформе «Приразломная»:

Часть 2

Комментарии

Пока нет комментариев.

Написать комментарий


Neftegaz.RU context