Платформа Приразломная стоит на дне и является единой монолитной конструкцией, скважина находится внутри самой платформы. Между скважиной и морем находятся стены кессона. Попадание нефти и нефтепродуктов из скважины в море исключено.
Этот край Земли точно не похож ни на один другой: низовье реки Печора, Заполярный Нарьян-Мар.
Чтобы добраться до арктической морской ледостойкой стационарной буровой платформы (МЛСП) Приразломная нужен вертолет и не один, а целых два. Сначала - до крайней точки на суше поселка Варандей. Путь на первую в мире арктическую буровую платформу начинается здесь. Это небольшой вахтовый поселок Варандей на побережье Печорского моря. Отсюда до буровой летают вертолеты, а расстояние до платформы составляет примерно 60 км.
Морская ледостойкая стационарная платформа Приразломная
Варандей встречает дождем и ветром под 20 м/с. Погодные условия дальше становятся еще более суровыми. Второй полет над водой. Обязательное требование - герметичный авиационный костюм, яркий, со светоотражающими стикерами. Но главное, в случае чего он поможет удержаться на воде, и в то же время не замерзнуть. Время в пути - примерно 40 мин, но никакого расписания здесь нет. Все решения принимаются только по фактической погоде, так как она тут слишком переменчивая.
Прибрежное Печорское море найти можно далеко не на всех картах. Привычный ориентир - юго-восточная часть Баренцева моря. Нефте и газоносное, к тому же самое изученное на российском арктическом шельфе. Здесь в 1989 г и открыли месторождение Приразломное. Спустя 22 года для его разработки была построена специальная морская ледостойкая нефтедобывающая платформа.
Приразломная - первый важный опыт бурения на шельфе российской Арктики
Никто ранее не добывал углеводороды в столь сложных условиях дрейфующих льдов.
Арктический шельф начал осваиваться практически российской компанией с максимально российским участием. Все самое современное применено в процессе строительства. Именно на Приразломной родился новый сорт нефти, который так и называется - arctic oil (arco). Первая нефть арктического шельфа России и первая нефть Приразломного месторождения фактически открыли новый этап развития отечественной нефтяной отрасли.
Важная веха в освоении Арктики
Россия - крупнейшая арктическая держава, и, безусловно, Приразломная - это важная веха в освоении Арктики. В результате реализации этого проекта была создана инфраструктура, получен опыт, знания, которые в перспективе будут использованы при реализации других новых проектов российской части Арктики.
Утро на платформе начинается рано. Руководители подразделения отчитываются о работе за сутки: были ли происшествия, сколько нефти добыто, все ли готово для начала отгрузки на танкер.
На платформе используется так называемый мокрый способ хранения нефти, где исключается попадание кислорода в танки-хранилища нефти, то есть там нефть и вода. Если мы добываем нефть, то откачиваем воду, если откачиваем нефть, то добавляем воду. Таким образом, отсутствует прослойка воздуха, в которой может образоваться газожидкостная взрывоопасная смесь. Получается, что возможность взрыва исключена.
Все в высшей степени безопасно в первую очередь потому, что платформа стоит на дне как искусственный остров. Вот о каких масштабах идет речь: высота над уровнем моря до факельной вышки составляет 122 м, этот как 40-этажный небоскреб, общая масса вместе с балластом - 506 тыс т, площадь одного уровня - 2 футбольных поля.
Само сооружение состоит из 6 основных блоков: главная опорная часть кессон - эта стальная конструкция, внутри которой бетон, служит еще и нефтехранилищем. Так же есть верхнее строение, устройство отгрузки, вспомогательный модуль, промежуточная палуба и жилой модуль.
Приразломная сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Платформа работает по принципу нулевого сброса, то есть использованный буровой раствор, шламы и другие технологические отходы вывозятся на берег, а впоследствии они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину.
Глубина моря здесь порядка 20 м, запасы нефти составляют около 72 млн т. Планируется достичь объемов добычи в 5,5 млн т/год при сроке разработки в 25 лет. В 2014 г на Приразломной добыли миллионный баррель. Бурение скважины было начато в 2013 г. Первая отгрузка нефти состоялась в апреле 2014 г, тогда же на связь с Приразломной по телемосту вышел президент России В.Путин.
Первый танкер с арктической нефтью отправился в западную Европу, в мае нефть с платформы прибыла в Роттердам. Покупателем нового сорта стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье было реализовано по прямому контракту.
- Начало добычи нефти на арктическом шельфе - это очень важное и значимое событие для России с точки зрения экономики и с точки зрения дальнейшего развития. Приразломная - это все-таки некий элемент уверенности в дальнейшей реализации подобных проектов, то есть он уникален для России и для мира, в таких широтах проекты пока не реализовывались.
К первой такой капле арктической нефти Россия шла долго, но целенаправленно. Именно наша страна первой начала исследование Арктики с помощью дрейфующих полярных станций. Дебютная экспедиция «Северный полюс 1» высадилась здесь еще в 1937 г. В 21 веке Россия приступила к промышленному освоению Арктики.
Строительство платформы Приразломная проходило в несколько этапов: изготовление на заводе Севмаш в Северодвинске, достройка в Мурманске и, наконец, установка на месторождении, куда ее доставили буксировщики.
Технологии адаптировали под суровую природу Арктики
Стратегическая добыча ведется с помощью передовых технических решений. Центральный пульт управления - мозг всей платформы. Показатели контролирует инженер-технолог, и система автоматического отключения, которая вмешается сама, если возникнет необходимость.
На мониторе виден процесс подготовки нефти, здесь мы видим товарные танки, здесь можно увидеть технологическую цепочку подготовки нефти до товарной кондиции. Это роторная площадка и святая святых платформы - бурильная установка. На наших глазах происходит бурение поглощающей скважины.
Всего же Приразломная рассчитана на бурение 36 скважин: это 19 добывающих,16 нагнетательных и 1 поглощающая, для утилизации отходов бурения. Кроме того, забиты направления для 4 резервных скважин. К процессу бурения вообще особое внимание, ведь добыча нефти впервые ведется в таких климатических условиях.
-У нас для этих целей закрыта сама вышка, то есть она полностью обшита. Вышка рассчитана на скорость ветра до 50 м/с. В связи с температурными условиями, которые у нас в Арктике происходят, все трубопроводы и оборудование подогреваются. Так что все отапливаемо и процесс не влияет на окружающую среду.
На специальном датчике есть все необходимые показатели: уровень кислорода, сероводорода, метана и угарного газа. Рядом запрещено находиться с любыми включенными электронными приборами, со всем, что может дать искру.
В этот отсек доступ ограничен даже персоналу. Здесь находятся гигантские насосы, которые перекачивают забортную воду. Она, в свою очередь, используется для производства нефти и других технологических процессов. Производительность каждого - 3 тыс м3/час воды. Всего таких насосов 5, а вокруг находятся лабиринты труб - это нижние этажи платформы. Если на трубе коричневая стрелка, то по ней в данный момент как раз идет нефть.
Добыча нефти на месторождении Приразломное стартовала в декабре 2013 г, а в апреле 2014 г состоялась первая отгрузка. Сейчас же в танкер закачивается вторая партия такой важной арктической нефти.
Вот она - драгоценная арктическая нефть. Прямо на платформе специалисты проверяют состав нефти и изучают ее структуру в специальной мобильной лаборатории. Тяжелая, высокосернистая, плотность - порядка 906 кг/м3, то есть в отличие от той же urals, arco имеет низкое содержание парафина. Был даже поставлен своеобразный опыт: добытая нефть была вынесена на мороз -25 С.
Нефть постояла там несколько часов, но при этом не потеряла своей текучести. За счет парафина тяжелая арктическая нефть проста в транспортировке, и в ней много масляных фракций, что отлично подойдет, например, для производства масел. Кроме нефти в лаборатории изучают попутный нефтяной газ (ПНГ) и воду.
Все дело в том, что в районе Приразломной находятся особо охраняемые зоны, заказник и сразу несколько заповедников. На самой платформе работает особая система отпугивания птиц от факела - так называемая биоакустическая установка, это в воздухе. У воды - рыбозащитные устройства. Ежегодно проводится экомониторинг - экологичность и безопасность - вот два кита Приразломной.
Учебные тревоги на платформе происходят каждую неделю, сигнал означает, что все сотрудники должны собраться у шлюпок, и каждый переворачивает карточку со своим именем. Это значит, что его не надо искать. Всего на платформе есть 4 спасательных шлюпок 4, вместимость - 264 человека, это даже больше, чем нужно. Но система эвакуации многоуровневая, кроме шлюпок есть еще и спасательный рукав.
Специалисты также часто проводят различные учения по отработке действий, направленных на устранение возможных разливов нефти, что в условиях работы на такой платформе практически исключено. Только в 2014 г было более 100 занятий.
Что такое безопасность, сотрудники Приразломной узнают вовсе не на платформе, а задолго до полета туда. Все без исключения проходят курс спецподготовки по программе BSE. От медосмотра, оказания первой помощи до ликвидации пожара и правил выхода из вертолета под водой - все это сотрудники платформы должны знать. Что делать, если вертолет вдруг оказался в воде, как правильно себя вести, ровно дышать и не паниковать, всему этому специалистам платформы предстоит научиться.
Все это отрабатывается фактически. Сотрудники Приразломной работают по вахтовой схеме. Большинство - месяц-через месяц. Пересменка проходит оперативно и четко. На платформу прилетает ровно столько человек, сколько ее покидает.
Проект Приразломная - это не только буровая платформа, это еще и специализированный флот, ведь только еды нужно 14 тонн в неделю. Грузы доставляют по морю и отгружают на платформу в контейнерах.
Круглосуточно в районе буровой платформы Приразломной дежурят 2 судна снабжения - это многофункциональные ледокольные судна, построенные специально для проекта добычи нефти в Арктике. Они доставляют грузы, пополняют запасы провизии и топлива, а также обеспечивают работу танкеров.
Работы этим судам хватает. Тот же лед в этих широтах держится 8 месяцев в году. Высота покрытия доходит до 1,5 м. Всего на платформе одновременно могут находиться до 250 человек - это и сотрудники, и гости.
Ключевой момент работы платформы - отгрузка нефти на танкер - сложнейший процесс. Для начала важна погода. Если метеоусловия подходящие, один из двух специально построенных танкеров Михаил Ульянов и Кирилл Лавров подходит на безопасное расстояние. Танкеры швартуются около часа, причем швартовка эта бесконтактная. Только после этого начинается отгрузка с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Расстояние между танкером и платформой во время отгрузки минимум 80 м.
Удерживать судно на месте помогает система динамического позиционирования. КУПОН берется за дело, только если соблюдены аж 30 необходимых условий. Главный принцип отгрузки нефти - контроль на каждом уровне. Весь этот почти ювелирный процесс лежит на плечах капитана. Платформа хоть и не корабль, но за все морские операции отвечает именно капитан.
- Система отгрузки была новая, пришлось долго изучать ее вместе с коллегами, все пришлось рассмотреть и пощупать своими руками, чтобы детально все изучить. Это система такая - специалисты должны сами пробурить скважину, должны добыть нефть. Это итог того, что сделал персонал платформы. Это итог всей работы - отгрузить нефть на танкер, чтобы он проследовал к заказчику.
Морская ледостойкая платформа Приразломная - это еще и слаженная команда, команда, на каждом сотруднике которой лежит огромная ответственность. Все эти люди уже вошли в историю как часть арктического проекта. Современные покорители Арктики продолжают славные традиции освоения Севера. В наши дни разработка шельфа это больше, чем просто добыча углеводородов. Это новые горизонты развития всей страны.
Этот проект важен имиджево, и реализация этого проекта еще раз подтвердила, что Россия занимает лидирующие позиции в освоении Арктики, и что в этом регионе можно успешно и безопасно работать. Старт добычи нефти в Арктике - только первый шаг на пути освоения богатейших запасов углеводородов на российском шельфе в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей.
Низовье реки Печора, Заполярный Нарьян-Мар
Этот край Земли точно не похож ни на один другой.
Чтобы добраться до арктической морской ледостойкой стационарной буровой платформы (МЛСП) Приразломная нужен вертолет и не один, а целых два. Сначала - до крайней точки на суше поселка Варандей. Путь на первую в мире арктическую буровую платформу начинается здесь. Это небольшой вахтовый поселок Варандей на побережье Печорского моря. Отсюда до буровой летают вертолеты, а расстояние до платформы составляет примерно 60 км.
Варандей встречает дождем и ветром под 20 м/с. Погодные условия дальше становятся еще более суровыми. Второй полет над водой. Обязательное требование - герметичный авиационный костюм, яркий, со светоотражающими стикерами. Но главное, в случае чего он поможет удержаться на воде, и в то же время не замерзнуть. Время в пути - примерно 40 мин, но никакого расписания здесь нет. Все решения принимаются только по фактической погоде, так как она тут слишком переменчивая.
Прибрежное Печорское море найти можно далеко не на всех картах. Привычный ориентир - юго-восточная часть Баренцева моря. Нефте и газоносное, к тому же самое изученное на российском арктическом шельфе. Здесь в 1989 г и открыли месторождение Приразломное. Спустя 22 года для его разработки была построена специальная морская ледостойкая нефтедобывающая платформа. Приразломная - первый важный опыт бурения на шельфе российской Арктики. Никто ранее не добывал углеводороды в столь сложных условиях дрейфующих льдов.
Арктический шельф начал осваиваться практически российской компанией с максимально российским участием. Все самое современное применено в процессе строительства. Именно на Приразломной родился новый сорт нефти, который так и называется - arctic oil (arco). Первая нефть арктического шельфа России и первая нефть Приразломного месторождения фактически открыли новый этап развития отечественной нефтяной отрасли.
Россия - крупнейшая арктическая держава, и, безусловно, Приразломная - это важная веха в освоении Арктики. В результате реализации этого проекта была создана инфраструктура, получен опыт, знания, которые в перспективе будут использованы при реализации других новых проектов российской части Арктики.
Утро на платформе начинается рано. Руководители подразделения отчитываются о работе за сутки: были ли происшествия, сколько нефти добыто, все ли готово для начала отгрузки на танкер.
На платформе используется так называемый мокрый способ хранения нефти, где исключается попадание кислорода в танки-хранилища нефти, то есть там нефть и вода. Если мы добываем нефть, то откачиваем воду, если откачиваем нефть, то добавляем воду. Таким образом, отсутствует прослойка воздуха, в которой может образоваться газожидкостная взрывоопасная смесь. Получается, что возможность взрыва исключена.
Все в высшей степени безопасно в первую очередь потому, что платформа стоит на дне как искусственный остров. Вот о каких масштабах идет речь: высота над уровнем моря до факельной вышки составляет 122 м, этот как 40-этажный небоскреб, общая масса вместе с балластом - 506 тыс т, площадь одного уровня - 2 футбольных поля. Само сооружение состоит из 6 основных блоков: главная опорная часть кессон - эта стальная конструкция, внутри которой бетон, служит еще и нефтехранилищем. Так же есть верхнее строение, устройство отгрузки, вспомогательный модуль, промежуточная палуба и жилой модуль.
Платформа Приразломная стоит на дне и является единой монолитной конструкцией, скважина находится внутри самой платформы. Между скважиной и морем находятся стены кессона. Попадание нефти и нефтепродуктов из скважины в море исключено.
Приразломная сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Платформа работает по принципу нулевого сброса, то есть использованный буровой раствор, шламы и другие технологические отходы вывозятся на берег, а впоследствии они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину.
Глубина моря здесь порядка 20 м, запасы нефти составляют около 72 млн т. Планируется достичь объемов добычи в 5,5 млн т/год при сроке разработки в 25 лет. В 2014 г на Приразломной добыли миллионный баррель. Бурение скважины было начато в 2013 г. Первая отгрузка нефти состоялась в апреле 2014 г, тогда же на связь с Приразломной по телемосту вышел президент России В.Путин.
Первый танкер с арктической нефтью отправился в западную Европу, в мае нефть с платформы прибыла в Роттердам. Покупателем нового сорта стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье было реализовано по прямому контракту.
- Начало добычи нефти на арктическом шельфе - это очень важное и значимое событие для России с точки зрения экономики и с точки зрения дальнейшего развития. Приразломная - это все-таки некий элемент уверенности в дальнейшей реализации подобных проектов, то есть он уникален для России и для мира, в таких широтах проекты пока не реализовывались.
К первой такой капле арктической нефти Россия шла долго, но целенаправленно. Именно наша страна первой начала исследование Арктики с помощью дрейфующих полярных станций. Дебютная экспедиция «Северный полюс 1» высадилась здесь еще в 1937 г. В 21 веке Россия приступила к промышленному освоению Арктики. Строительство платформы Приразломная проходило в несколько этапов: изготовление на заводе Севмаш в Северодвинске, достройка в Мурманске и, наконец, установка на месторождении, куда ее доставили буксировщики.
Технологии адаптировали под суровую природу Арктики, стратегическая добыча ведется с помощью передовых технических решений. Центральный пульт управления - мозг всей платформы. Показатели контролирует инженер-технолог, и система автоматического отключения, которая вмешается сама, если возникнет необходимость.
На мониторе виден процесс подготовки нефти, здесь мы видим товарные танки, здесь можно увидеть технологическую цепочку подготовки нефти до товарной кондиции. Это роторная площадка и святая святых платформы - бурильная установка. На наших глазах происходит бурение поглощающей скважины. Всего же Приразломная рассчитана на бурение 36 скважин: это 19 добывающих,16 нагнетательных и 1 поглощающая, для утилизации отходов бурения. Кроме того, забиты направления для 4 резервных скважин. К процессу бурения вообще особое внимание, ведь добыча нефти впервые ведется в таких климатических условиях.
-У нас для этих целей закрыта сама вышка, то есть она полностью обшита. Вышка рассчитана на скорость ветра до 50 м/с. В связи с температурными условиями, которые у нас в Арктике происходят, все трубопроводы и оборудование подогреваются. Так что все отапливаемо и процесс не влияет на окружающую среду.
На специальном датчике есть все необходимые показатели: уровень кислорода, сероводорода, метана и угарного газа. Рядом запрещено находиться с любыми включенными электронными приборами, со всем, что может дать искру.
В этот отсек доступ ограничен даже персоналу. Здесь находятся гигантские насосы, которые перекачивают забортную воду. Она, в свою очередь, используется для производства нефти и других технологических процессов. Производительность каждого - 3 тыс м3/час воды. Всего таких насосов 5, а вокруг находятся лабиринты труб - это нижние этажи платформы. Если на трубе коричневая стрелка, то по ней в данный момент как раз идет нефть.
Добыча нефти на месторождении Приразломное стартовала в декабре 2013 г, а в апреле 2014 г состоялась первая отгрузка. Сейчас же в танкер закачивается вторая партия такой важной арктической нефти.
Вот она - драгоценная арктическая нефть. Прямо на платформе специалисты проверяют состав нефти и изучают ее структуру в специальной мобильной лаборатории. Тяжелая, высокосернистая, плотность - порядка 906 кг/м3, то есть в отличие от той же urals, arco имеет низкое содержание парафина. Был даже поставлен своеобразный опыт: добытая нефть была вынесена на мороз -25 С. Нефть постояла там несколько часов, но при этом не потеряла своей текучести. За счет парафина тяжелая арктическая нефть проста в транспортировке, и в ней много масляных фракций, что отлично подойдет, например, для производства масел. Кроме нефти в лаборатории изучают попутный нефтяной газ (ПНГ) и воду.
Все дело в том, что в районе Приразломной находятся особо охраняемые зоны, заказник и сразу несколько заповедников. На самой платформе работает особая система отпугивания птиц от факела - так называемая биоакустическая установка, это в воздухе. У воды - рыбозащитные устройства. Ежегодно проводится экомониторинг - экологичность и безопасность - вот два кита Приразломной.
Учебные тревоги на платформе происходят каждую неделю, сигнал означает, что все сотрудники должны собраться у шлюпок, и каждый переворачивает карточку со своим именем. Это значит, что его не надо искать. Всего на платформе есть 4 спасательных шлюпок 4, вместимость - 264 человека, это даже больше, чем нужно. Но система эвакуации многоуровневая, кроме шлюпок есть еще и спасательный рукав.
Специалисты также часто проводят различные учения по отработке действий, направленных на устранение возможных разливов нефти, что в условиях работы на такой платформе практически исключено. Только в 2014 г было более 100 занятий.
Что такое безопасность, сотрудники Приразломной узнают вовсе не на платформе, а задолго до полета туда. Все без исключения проходят курс спецподготовки по программе BSE. От медосмотра, оказания первой помощи до ликвидации пожара и правил выхода из вертолета под водой - все это сотрудники платформы должны знать. Что делать, если вертолет вдруг оказался в воде, как правильно себя вести, ровно дышать и не паниковать, всему этому специалистам платформы предстоит научиться. Все это отрабатывается фактически. Сотрудники Приразломной работают по вахтовой схеме. Большинство - месяц-через месяц. Пересменка проходит оперативно и четко. На платформу прилетает ровно столько человек, сколько ее покидает.
Проект Приразломная - это не только буровая платформа, это еще и специализированный флот, ведь только еды нужно 14 тонн в неделю. Грузы доставляют по морю и отгружают на платформу в контейнерах.
Круглосуточно в районе буровой платформы Приразломной дежурят 2 судна снабжения - это многофункциональные ледокольные судна, построенные специально для проекта добычи нефти в Арктике. Они доставляют грузы, пополняют запасы провизии и топлива, а также обеспечивают работу танкеров.
Работы этим судам хватает. Тот же лед в этих широтах держится 8 месяцев в году. Высота покрытия доходит до 1,5 м. Всего на платформе одновременно могут находиться до 250 человек - это и сотрудники, и гости.
Ключевой момент работы платформы - отгрузка нефти на танкер - сложнейший процесс. Для начала важна погода. Если метеоусловия подходящие, один из двух специально построенных танкеров Михаил Ульянов и Кирилл Лавров подходит на безопасное расстояние. Танкеры швартуются около часа, причем швартовка эта бесконтактная. Только после этого начинается отгрузка с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Расстояние между танкером и платформой во время отгрузки минимум 80 м. Удерживать судно на месте помогает система динамического позиционирования. КУПОН берется за дело, только если соблюдены аж 30 необходимых условий. Главный принцип отгрузки нефти - контроль на каждом уровне. Весь этот почти ювелирный процесс лежит на плечах капитана. Платформа хоть и не корабль, но за все морские операции отвечает именно капитан.
- Система отгрузки была новая, пришлось долго изучать ее вместе с коллегами, все пришлось рассмотреть и пощупать своими руками, чтобы детально все изучить. Это система такая - специалисты должны сами пробурить скважину, должны добыть нефть. Это итог того, что сделал персонал платформы. Это итог всей работы - отгрузить нефть на танкер, чтобы он проследовал к заказчику.
Морская ледостойкая платформа Приразломная - это еще и слаженная команда, команда, на каждом сотруднике которой лежит огромная ответственность. Все эти люди уже вошли в историю как часть арктического проекта. Современные покорители Арктики продолжают славные традиции освоения Севера. В наши дни разработка шельфа это больше, чем просто добыча углеводородов. Это новые горизонты развития всей страны.
Этот проект важен имиджево, и реализация этого проекта еще раз подтвердила, что Россия занимает лидирующие позиции в освоении Арктики, и что в этом регионе можно успешно и безопасно работать. Старт добычи нефти в Арктике - только первый шаг на пути освоения богатейших запасов углеводородов на российском шельфе в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей.