Это секретное оружие Канады, залежи нефти стоящие триллионы, но чтобы добыть эту сырую нефть из под земли в одном из самых суровых мест на планете, требуются самые большие буровые установки и огромнейший нефтезавод в мире.
В крупнейшей нефтедобывающей компании на свете идут нос в нос в гонке за строительство нефтяных шахт.
В тени Северного полярного круга в 960 км к северу от Монтаны находится Альберта - огромный канадский лес.
Эти девственные леса площадью со штат Нью-Йорк были нетронутыми в течении 10 тысяч лет, до этого дня.
На шахтах компании Синкруд проходит строительство одного из крупнейших в мире шедевров инженерного искусства.Мега проект стоимостью 10 млрд долл США занимает площадь более 100 тыс га дикой местности.
Почти 12 тысяч рабочих специалистов по самым большим буровым вышкам в мире выполняют тяжелую работу у черта на куличиках.
Почему в этом отдаленном месте они борются с одним из самых суровых климатов на земле?
Зачем терпеть температуры, разница между которыми может достигать 80оС во время палящей летней жары и сильных зимних морозов?
Потому что под поверхностью этого леса находится богатство стоимостью 83 трлн долл США.
Это не алмаз, это не золото, это нефть.
В 3 раза больше нефти, чем есть во всей Саудовской Аравии.
И крупные нефтяные компании из-за этого сделают все возможное, сколько бы это ни стоило, и какой бы вред ни был причинен природе.
Для этого крупного Проекта требуются мега машины и супер сооружения, которые черпают, вывозят, выкапывают и перерабатывают.
Все элементы должны работать согласованно друг с другом, чтобы создать единый огромный организм пожирающий песок и выплевывающий прибыль.
Этот запах можно описать только, как запах денег.
Это должно быть пьянящий запах, потому что эта работа по истине нечеловеческая.
Природа издевается над этими парнями, так как, несмотря на то, что у них под ногами находятся самые богатые залежи нефти на свете - они недосягаемы.
Ни один бур не сможет извлечь эту нефть, потому что она не жидкая.
Это вязкая смолянистая нефть называемая битумом, смешанная с песком и образующая тяжелую песчаную грязь, которая в своем естественном виде ничего не стоит.
Из этой бесполезной вязкой массы необходимо добыть черное золото - нефть, но это дорогостоящий процесс.
Добыть баррель сырой нефти из этого песка в 10 раз дороже, чем выкачать его из-под земли, на обычном нефтяном месторождении.
Зачем же это делать?
Затем что спрос на нефть не был еще никогда таким большим и цены на нефть сырец продолжают расти.
Именно это заставляет этих мужчин и женщин испытывать себя и свое оборудование до предела.
Ставки высоки и высока и возможна награда.
Поэтому более 30 лет назад Синкруд пришел сюда.
В то время добычу нефти из песка ни во что не ставили, она была слишком дорогой.
Но сейчас уже нет.
Синкруд вычислил, как сделать это дело прибыльным и их успех не остался незамеченным.
У них начали появляться конкуренты.
В 35 км отсюда строится еще 1 мегапроект.
Конкурент компании Синкруд - нефтяные шахты Альбион компании Shell.
Весьма лирическое название для огромного рубежа стали, бетона, экскаваторов, самосвалов, грязи, песка и нефти площадью 2600 гектаров.
Компания Шелл Ойл новичок в этой песочницt, и теперь она ведет жесткую игру стараясь построить свое собственное супер сооружение.
Пока Шелл Ойл вложила в свой проект более 4 млрд долларов, и теперь она идет нос в нос с Синкруд пытаясь побить конкурентов, пытаясь побить конкурента в его же игре.
Победителем будет тот кто произведет большее количество нефти при меньших затратах и получит наибольшую прибылью.
В чем секрет? В объеме.
Чтобы добыть нефть из песка, нужно вырыть много земли, 2 т/барр.
Это лучше всего делать, используя самое большое и крепкое оборудование в мире.
Весь процесс начинается за много километров на огромной нефтяной шахте.
После того как на территории были выкорчеваны все деревья, начались раскопки.
Каждый день в году они пытаюсь добыть хотя бы 435 тыс т нефтяного песка.
Добыть меньше, значит получить мало прибыли.
Чтобы выполнить такой объем работы Синкруд вложил сотни млн долл США в самые большие и дорогие в мире горные машины образующие сложную многоэтапную систему добывания и транспортировки нефтяного песка.
Во главе них находится этот огромный зверь - Драглайн, электрический экскаватор высотой почти 20 этажей, способный зачерпнуть почти 300 тонн земли.
Это все равно, что поднять 27 полностью загруженных автобусов.
Он вырывает каньоны глубиной 50 метров.
Затем он сбрасывает все в огромную гору.
Это пища, которую пожирает роторный экскаватор, перекладывающий свой богатый нефть груз на 40 - километровую конвейерную ленту.
Когда он работает исправно, одна из этих систем может переправить на завод 6500 т/час песка.
Первоначально Синкруд построил 4 таких системы, но дела пошли не так как должно было.
Оказалось, что эти массивные машины могут быть капризными, что совсем не к месту при здешних температурах.
Под давлением этих суровых условие оборудование ломается и останавливается.
С поломкой одного элемента останавливается и вся система, снижая добычу нефти на 25 %.
Несмотря на то, что эти машины стоят сотни млн долл США Синкруд решил отказаться от всех 4 систем Драглайнов.
Что может заменить их? Что может быть достаточно большим чтобы выполнить эту работу и прекратить дорогостоящее простаивание.
Без решения этой проблемы быстро растущий город Синкруд непременно бы обанкротился.
Вдалеке от перерабатывающего завода Синкруд, шахта работает на надежде и молитвах.
Огромные Драглайны, когда то являвшиеся гордостью проекта, стали его ахиллесовой пятой.
Поэтому инженеры приняли непростое решение - заменить этих монстров целой флотилией более подвижных и быстрых экскаваторов.
Они меньше чем Драглайны, но нефтяном сооружении понятие маленький относительные.
Познакомьтесь с крупнейшими в мире экскаваторами в своем роде.
Их высота 21 метр - это 2 поставленных друг на друга школьных автобуса.
Мощностью 8000 л.с и весом 1300 тонн этот экскаватор в 1м ковше может поднять 90 тонн песка, итого 9000 т/час. Но это была бы бессмысленная работа если бы эту гору экстракционного песка нельзя было перевезти на переработку.
Для этого нужны самосвалы, очень, очень большие самосвалы.
Супер сооружение Синкруд работает благодаря флотилии из 33 самых больших самосвалов в мире.
Они весят более 250 тонн каждый и в высоту достигают более 6 метров - это 3 поставленных друг на друга внедорожника.
Они могут перевозить песок со скоростью 67 км/час, поднимая слепящие песчаные бури.
Эта машина, весящая больше чем Аэробус 747 серии, что ее водитель едва замечает, если в ее кузов экскаватор загружает более 360 тонн песка.
Работая 24 час/сутки 365 дней в году, флотилия из этих самосвалов является источником силы проекты по добыче нефтяного песка.
Работа дуэта экскаватора и самосвала оказалось значительно эффективнее старой системы Драглайн конвейера.
Но ничего не совершенно.
Во время весенней оттепели дороги на шахте начинают ухудшаться.
Они не очень грязные, но для самосвала весом 250 тонн, везущего в кузове 360 тонн песка, они также опасны как зыбучие пески.
В день из шахты на завод перевозят 1200 машин с песком, и когда-нибудь и где-нибудь кто-то неизбежно застревает.
Единственное решение - это сбросить груз и начать сначала.
200 баррелей нефти возвратятся к матери природе.
Но эта потеря не станет причиной закрытия шахты.
И даже если случится худшее, и самосвал замертво остановится, это его место займет другой, и песок будет поступать прямо в глотку перерабатывающего завода.
Последняя часть его пути начинается на линии по переработке (train).
Это название Синкруд дал современной и дорогостоящей системе транспортировки.
Train состоит из 3х частей.
Сначала самосвалы сбрасывают нефтеносный песок в дробильные установки, которые измельчают крупные глыбы на маленькие куски.
Далее рыхлый песок попадет на конвейерную ленту которая перемещает его уравнительный бункер.
Он похож на прославленную воронку, но на самом деле этот сердце системы транспортировки.
Он регулирует поток песка поступающего на перерабатывающий завод и следит за тем, чтобы густая масса из нефти песка и камней проходила равномерно, чтобы ее не было слишком много или мало.
Наконец песок, поступающий из уравнительного бункера, направляется в 42-метровый бункер, для вязких веществ называемый башней для приготовления пульпы, где песок смешивают с водой и затем по трубам переправляют на завод для переработки.
С 1997 г. линия работала исправно.
Инженеры снизили расходы на энергию на 45 %. Этот train стал таким ценным, что компания решила повторить эксперимент, и она взяла на себя финансовый риск чтобы построить новый train.
Он основан на существующей системе и поэтому построить его будет пустяковым делом, верно? А вот и нет!
Стоимостью в 0,5 млрд долл. США этот дорогостоящий проект является таким же сложным, как передовой линкор. Чтобы его собрали во время и по графику ведется решительное сражение.
Уравнительный бункер - это воронка высотой в 7 этажей, которая будет регулировать поток поступающего песка.
Его построили в Корее и затем разобрали и по частям на корабле привели сюда.
Чтобы доставить сотни огромный частей на место строительства потребовалось 90 грузовых автоплатформ.
Части стены весят по 40 тонн каждая.
Изначально требовалось чтобы бригада работала 5 дней в неделю по 10 смен, но от этого плана уже отказались.
Рабочим мешает ветер штормовой силы который иногда делает работу на 24 метровой высоте слишком опасной.
Неожиданно оказывается что есть более серьезные проблемы, чем погода.
Некоторые части не подходят, а это значит что много сверхурочной работы.
Все рабочие решают, что им нужно попытаться видоизменить структуру одной из стен воронки, это сложная и опасная работа.
Они поднимают 11 тыс кг стали медленно и осторожно, пока она не повисла, как самая большая в мире гильотина.
Команда вставила кусок мозаики весом 12 тонн на место.
Время грубой силы подошло к концу. Легкий удар, и вуа ля.
Одна мега проблема решена. Однако впереди еще множество других. Рабочие сделали все что могли и теперь у них выходные.
Компания Синкруд начала добычу нефти в 1970е.
В те времена цены на нефть были такими большими, что тратить миллиарды на новые технологии, чтобы добывать сырец из песка было нормальным.
Но в 1980х гг рынок нефти лишился почвы под ногами.
Саудовская Аравия затопила мир дешевой нефтью, и цены упали до 10 долл/баррель. 1 баррель нефти компании Синкруд стоил 15 долл США. В одно мгновение ее бизнес испарился, и компания едва не последовала за ним.
Но вместо того чтобы повысить ставки и вернуть инвестиции, компания решила выждать подходящего момента. И теперь дела идут своим чередом.
Цены снова подскочили и из-за этого у компании появился конкурент - Шелл Ойл.
Эта компания вложила миллиарды в свою собственную нефтяную шахту Альбион.
Безумна ли она? Неужели она не учится на ошибках Синкруд? Никто не знает, что нас ждет в будущем.
Но на этот раз ситуация другая, потому что спрос на нефть растет.
Толька США сжигает 20 млн барр/сутки - это больше чем любая другая страна в мире, но это не надолго.
Китай с его разрастающейся экономикой скоро превзойдет всех и окажет на мир невероятное давление, заставляя добывать все больше и больше нефти.
Shell начала строительство на Альбионе в 1999 г.
Потребовалось 4 года и 14 тысяч рабочих, чтобы проект заработал.
Компания извела себя до предела и платила большую цену за свои амбиции.
Пожар в Техасе на нефтяном заводе убил 15 человек и принес большие убытки.
В январе 2003 г разрушающий огонь поглотил совершенно новую экстракционную установку Шелл.
Работы были остановлены на 4 месяца.
В то время как рабочие устраняли неполадки, компания теряла деньги. Но она легко отделалась, никто не погиб.
Почему добыча нефтяного песка так опасна?
Не потому ли, что некоторые огромные строения сооруженные инженерами похожи на бомбы выжидающие момент чтобы взорваться.
Ученые многих поколений пытались понять, как можно обуздать эту взрывную мощь.
Первый способ разработал в 1920е гг доктор Карл Кларк.
Синкруд стала одной из первых компаний которая применила ее.
Центром все операции является экстракционная установка.
Именно здесь Синкруд наладила весь процесс и стала крупнейшим производителем нефти из песка в мире.
Этот титул Шелл с радостью перенял бы.
Как работает эта система?
Природа положила этому процессу хорошее начало.
Под микроскопом мы видим что каждую крошечную песчинку включенную в нефть окружают тонкая оболочка воды.
Не было бы воды, нефть и песок навсегда были бы связаны вместе.
Но благодаря воде песок изолирован, и его можно отделить.
Рецепт этого отделения очень прост.
Добавьте горячую воду, много горячей воды, немного каустической соды и хорошо перемешайте все это.
Ежедневно в огромных метровых смесителях называемых тумблерами с водой смешивают около 0,5 миллиона тонн песка.
Сначала машины вытряхивают самые большие камни.
Когда большие камни вышли, в песок заливают горячую воду и все это выливают в огромные резервуары называемые разделительными сосудами.
Затем в полученную массу заливают дополнительную порцию воду и словно это соус для самого большого в мире салата, нефть, частицы битума отделяются и поднимаются на поверхность.
Битум консистенции патоки выливается в сосуды для сбора.
Последним этапом является процесс переработки результатом, которого становится бензин, продаваемый на заправках.
Оставшаяся вода попадает в выработанное пространство, называемое пруд хвостохранилище, оно тянется на километры.
Никто не знает, сможет ли в этой адской пустоши Альберты снова вырасти лес.
Но некоторые даже в худшем индустриальном беспорядке видят золотой ободок.
Мы очищаем песок, которые испортила природа, добавив в него нефть.
Очистка песка это одно мнение.
Но в одном нет сомнения - компании Shell придется много очищать песок чтобы угнаться за Синкрут.
Чтобы возместить млрд вложенные в Альбион? завод должен производить 155 тыс барр/сутки нефти в течение следующих 2 лет.
Но Синкруд идет своим путем, потому что компании соревнуются за главный компонент, которого всегда не хватает, это нечто, без чего нельзя обойтись, и компании готовы платить большие суммы - это умелые рабочие.
Задача находить и удерживать таких рабочих выпала одному из сотрудников Джефу.
В этих местах не хватает рабочих, которые могли бы выполнять запланированную работу.
Другая проблема в том, что инфраструктура города Форт Мак Мюрей ограничена.
Этот ближайший город трещит по швам.
В этом пограничном городе обитает 60 тыс человек, и он разрастается недостаточно быстро.
Мы можем пригласить на работу людей из гг Калгари и Эдмонтона, но этот факт, что они не смогут найти здесь жилье, ограничивает компанию в рабочих.
Цены на жилье очень высоки, а благодаря возможности поторговаться, созданные конкурирующими нефтедобывающими компаниями, зарплаты взметнулись еще выше.
Рэнс Гилиган - хороший тому пример.
Он копает землю уже 15 лет.
Раньше он работал на Синкруд, а теперь работает на Шелл.
Можете быть уверены, от смены работодателя его зарплата не пострадала.
Он находится под давлением времени, у него есть 4 минуты, чтобы загрузить самосвал 4 ковшами вместительностью 90 тонн.
Минутой больше, и план дня не выполнен.
Рэнс должен пробить 2 метра промерзшей тундры.
Ковш экскаватора врезается в замерзший пласт нефтяного песка словно ложка для мороженого.
Для этого требуется рука мастера.
Как только вскрыт верхний пласт, нижние пласты идут намного легче.
Здесь нужно применить стратегию.
Но даже Рэнс не может побеждать песок вечно, так как вещество, которое он зачерпывает не только замерзшее, но и невероятно абразивное.
Ковш врезается в песок с мощностью способной поднять 200 пикапов.
Комбинация удивительной мощи и грубого песка достаточно чтобы раскрошились даже стальные зубы этого динозавра.
Каждые 12 часов работу останавливают, чтобы команда мега дантистов могла заменить изношенные части ковша.
Совершенно новый зуб весом 90 кг за 12 часов может потерять в весе 27 кг.
Ежедневно на шахте стирается столько металла сколько поместится в 2 грузовика.
Но износ является лишь частью убытков этого бизнеса, спросите об этом у Колина Эштона - менеджера по добыче.
Он начала работать на Альбионе еще за долго до того, как была построена экстракционная установка.
Каждый день он сталкивается с устрашающей проблемой.
Гравий, перемешивающийся по сети стальных вен завода, представляет собой постоянную угрозу.
Мы практически перерабатываем наждачную бумагу, и эта бумага проходит по трубам и быстро изнашивает их.
Остановка работ на ремонт является фактом жизни, поэтому инженеры строят не 1, а 2 независимые экстракционные линии.
Каждая из них может переработать более 6000 т/час песка.
Этого объема достаточно чтобы завод работал исправно.
Но ночью случилась беда.
Работа остановлена из-за лопнувшей трубы.
А на линии номер 2 вот, вот произойдет более серьезный прокол.
Поэтому Колин должен закрыть ее и остановить работу всей установки.
Теперь нужно забраться в брюхо этого зверя и как можно скорее возобновить эти работы.
Задача рабочих заменить поврежденные грохоты типа "банан".
Несмотря на фруктовое название, грохоты типа банан выполняют очень серьезную функцию.
Они фильтруют грязь и отделяют камни от нефтяного песка.
Но постоянная бомбардировка рвет их на части.
Эти стальные фильтры - единственное слабое звено системы.
Абразивный песок проходит через систему в потоке воды.
Завод компании Шелл использует 19 млн литров/час воды, и единственным доступным источником воды является река Атабаско.
Чтоб ограничить свое воздействие, Шелл рециркулирует свою воду, и это создает другой кошмар для команды технического обслуживания.
Они называют это циклопак.
Это 500-метровая линия труб, проносящих грязную воду по 31 маленькой трубе, называемой циклоном.
Когда вода проходит по трубе циклона, обычные продукты песок и глина оседают на дно, а чистая вода поднимается в систему.
До этого циклопак никогда не использовали в нефтедобывающей промышленности.
Он позволяет очищать и обратно использовать до 75 % набираемой в реке воды.
Но, как и грохоты типа банан, песок в циклонах рвет металл на куски, из-за чего систему часто останавливают для ремонта.
Здесь нет простого способа.
Каждый раз команда должна разобрать этого зверя, прочистить его и снова собрать.
В одном из циклонов грязная вода повредила внутренний слой металла и резиновый фильтр.
Далее могли последовать более серьезные неполадки.
Отходы проели дыру в толстой стальной коже.
Еще одна неудача, а шансы на замену запчасти невелики.
Большинство строительных работ останавливается, но здесь строительство останавливается.
Это постоянная борьба, но миру нужна энергия.
Такие волшебники как Колин поддерживают здоровье завода.
Но на передовой линии горняки сталкиваются с другими проблемами.
Флотилия самосвалов доставляет постоянные и дорогостоящие проблемы.
Может ли Альбион найти свою иммунную систему и продолжать работы?
После 12 часов работы, команда Альбиона заканчивают работу установки.
Если они сейчас не возобновят работу завода, то вся их работа может пропасть.
Во время простоя песок в трубах начал застывать.
Если он полностью застынет, то он может остановить всю систему.
На пульте управления Том Пауэл наблюдает за запуском.
Он словно хирург пытается сделать так, чтоб сердце его пациента возобновило работу после шунтирования.
Самое больше беспокойство ему доставляет чистота трубы, выводящая отходы.
Засорение этой трубы стало бы разрушающей.
Они ищут проблему и наблюдают за тем, чтобы все насосы работали исправно и чтобы мы не теряли скорость работы нашей главной линии отходов, которая является одной из главных линий на всем заводе.
Если мы лишимся линии отходов, то мы должны будем закрыть train.
Трюк заключается в том, чтобы запустить насос медленно и одновременно.
Но это легче сказать чем сделать т.к в систему циркуляции завода должно быть запущено 12 тысяч тонн песка.
По специальности Том - шахтер, и профессия не подготовила к тонкостям этой работы.
Медленно, но уверенно он приводит трубу в действие.
Сердце завода снова начинает биться.
Завод начинает работать на полную мощность, но появилась новая проблема.
Команда, которая руководит работой самосвалов и экскаваторов столкнулась с новой бедой.
Без предупреждения вся компьютеризированная связь с 20 самосвалами оборвалась.
Водители самосвалов не получают свои задания, поэтому они потеряны.
Для шахты очень важно чтобы самосвалы и экскаваторы всегда знали, в какой части шахты они должны копать.
Если они привезут не соответствующий песок, то экстракционная установка может засориться.
Наконец, инженеры исправили неполадку, и система возобновила работу.
Команда пытается связаться с водителями, чтобы узнать, где они находятся, чтобы дать им задания или сказать, чтобы они оставались на месте.
А в это время весенняя оттепель становится причиной других неполадок флотилии самосвалов.
Некоторые машины сняли с эксплуатации и направили в мастерские для серьезного ремонта.
Даррелл Осачев - главный механик грузовиков.
Его задача поддерживать самосвалы в исправности.
Команда должна выполнить свою работу как можно быстрее.
Такие условия очень опасны для машины.
Они оказывают сильное влияние на двигатель и тягу рулевого управления.
Вчера Даррелл и его команда решили заменить весь двигатель у одной из машин.
Он надеялся что она смогла бы проработать немного дольше.
Новый двигатель 18 тонн будет стоять 600 тыс долл США.
Машина будет вне эксплуатации 5 дней, пока будет проходить ремонт.
Мы хотим, чтобы наша машина, кухонные приборы работали вечно, но этого никогда не происходит.
В это время на пульте управления инженеры решили, что они устранили проблему, которая остановила систему связи с самосвалами.
На одной из подстанций (ПС) упало напряжение.
Теперь следует только перезагрузить систему, и самосвалы снова возобновят работу.
На пульте управления могут вздохнуть с облегчением.
Все вернулось на место и исправно работает это 99,9 %.
Вот за что они получают так много денег.
И они не единственные.
Зарплата водителя самосвала может достичь более 100 тыс канадских долларов.
Зарплаты больше, потому что рабочей силы не хватает, и этот факт открыл двери людям, которые в другой ситуации не получили здесь работу.
Такие водители, как Тайлер.
Он рассказывает что ему 19 лет, а этот самосвал стоит 5 млн долларов.
И Тамара, которая уже 2 года ломает стереотипы, касающиеся женского пола.
Спустя несколько лет работы, шахта Альбион компании Шелл начинает приносить доход.
И она уже решил повысить ставки.
Теперь она планирует потратить 3 млрд долларов, чтобы расширить завод, который увеличит добычу до 300 тыс барр/сутки нефти и сделает Альбион крупнейшей нефтяной шахтой в мире.
Но конкуренты готовы принять такой вызов.
В зимней тьме на магистрали № 63 слышен отдаленный грохот.
Канадская королевская полиция остановила движение в обоих направлениях чтобы дать дорогу огромной новой запчасти перерабатывающей компании Синкрод.
Его длина 60 метров, а вес 360 тонн.
Поэтому его везут 2 грузовика.
На то, чтобы привезти его за 435 км из г. Эдмонтона, уходит несколько дней, и это лишь 1 из 1000 огромных деталей, доставляемых сюда на машинах.
Она напоминает изолированную заставу Тимбукту на севере, но именно по этим огромным сосудам-трубам течет битум и именно здесь его превращают в нефть - сырец в результате последнего этапа переработки называемого обогащением.
Площадь Синкрод стала уже больше площади Манхэттен, но компания расширяет установку обогащения в одном из самых крупных строительных проектов на свете.
Если им это удастся, то они удвоят производство до 500 тыс барр/сутки нефти. Но есть 1 проблема.
У них закончилось пространство, и они должны строить не вширь, а ввысь, на высоту 90 метров.
Это усложняет задачу команды, которая отвечает за строительство главной части проекта.
Это сооружение похоже на ракету, но это не ракета.
Это 540 - тонная часть новой коксовой печи.
Коксовая печь очищает тяжелую смолу, в результате чего образуется легкий приятный и более ценный продукт.
Внутри +500оС.
Битум под высоким давлением выливают в коксовик, и он испаряется, образуя легкие нефтяные пары.
Пары поднимаются и конденсируются, образуя итоговый продукт.
Остаточный углерод, называемый коксом, попадает в печь, где он перерабатывается в топливо.
Новый 80 - метровый коксовик должен точно войти в старую установку.
Этой работой руководит Ирф Парсон.
Учитывая небольшую площадь строительной территории и сложность системы, которую он строит, отдыхать ему некогда.
Ирф и его команда медленно поднимают кусок стали весом с 80 слонов.
К конце дня они сумели выставить новый коксовик в нужное место.
Самым сложным будет его подключение к работе.
Чтобы это сделать несколько человек должны подняться наверх.
И здесь появляется работа для строителей лесов - смельчаков строительной площадки.
Их задача проложить дорогу для трубоукладчиков и других строителей.
Возведение лесов становится неотъемлемой частью строительства таких сооружений.
Когда-то эта работа считалась второстепенной, но теперь без временных лесов построить такое сооружение невозможно.
Кэтти Бучерд руководит своей командой на высоте 60 метров.
Они готовят дорогу для конечного возведения новой части очень важной установки.
Задача этой установки уменьшить загрязнения.
Это лучшая установка для уменьшения двуокиси серы (SO2).
В своей естественной форме смолянистый битум сильно загрязнен серой.
При его сжигании сера попадает в воздух, поэтому перед транспортировкой нефти очень важно извлечь из нее серу.
Некоторая часть серы выходит из битума в жидком виде.
Жидкая сера со временем застывает, и ее выкладывают в огромные пирамиды.
Каждый день в такие пирамиды выгружают 1500 т застывавшей серы.
Коксовики Синкруд выпускают в воздух 220 т/сутки сернистого газа.
Это опасный загрязняющий агент вызывающий кислотный дождь и смог.
Именно поэтому нужен очиститель SO2.
Строители лесов при помощи зажимов скрепляют алюминиевые перекладины, чтобs на высоте в 60 метров над бетоном возвести временные дорожки.
Строители забивают последний зажим.
За ними последуют сварщики чтобы варить последние соединения и после чего все сможет заработать.
Потребовалось 4 года, чтобы построить новую коксовую печь.
Предстоят еще тысячи задач укладка труб, изолирование, электромонтаж.
Эту работу можно будет назвать выполненной самое малое через 1 год. Но даже это только начало.
Вечный поиск уменьшения способа затраты с целью получения прибыли. Такой мега проект как этот должен идти вперед или умереть.
В течение следующих 30 лет появится все больше таких шахт, превращающих замерзшие леса в Западную Саудовскую Аравию.
Нефть не будет дешевой, но это будут стабильные поставки из залежи равно количеству нефти потребляемой в мире в течение 55 лет.
Но добыча этого вида энергии уже оказала беспрецедентное влияние на природу Канады.
Деревья вырублены, вода отведена, воздух и земля загрязнены.
Нефтяные компании обещают восстановить лес когда шахты перестанут работать, но никто не знает сколько времени это займет и даже возможно ли это.
Но пока, похоже, мир готов брать на себя этот риск…..