Для палеонтологической проверки этих конкурирующих гипотез мы изучали керновый материал по Северо-Конитлорской площади. Керн привязывали к диаграммам ГИС и фотографировали.
Рис. 1. Керновый материал из зоны аномального разреза Северо-Конитлорской скв. 307
На рис. 1 представлены фотографии керна, отобранного из зоны аномального разреза в скв. 307. На геолого-геофизическом разрезе в интервале глубин 2896–2900 м залегают листоватые, тонкоотмученные, низкоомные подачимовские глины. Далее, до глубины 2920 м залегают классические «бажениты». Низкоомные глины георгиевской свиты залегают в интервале 2944–2947 м, а интервал 2920–2944 м составляет аномальный разрез. Интервал залегания аномального разреза достаточно полно охарактеризован керном.
В керне заметны яркие признаки следов течения и волочения слаболитифицированных аргиллитов (ящики 37/56, 38/56 и 39/56). Многочисленные остроугольные обломки темно-серых и черных битуминозных аргиллитов расклинены внедрениями прожилок светло-серых аргиллитов (ящики 40/56 и 42/56). Таким образом, в целом разрез имеет характерный облик тела пластического оползня.
Зоны преобладания песчано-алевритового материала хорошо согласуются с потенциалом спонтанной поляризации пород на стенках скважины (PS). Относительно высокий уровень естественной радиоактивности пород (ГК) аномального разреза объясняется многочисленными вкраплениями обломков баженитов в оползневую пульпу.
Для палеонтологического и геохимического исследования из скв. 307, 308 и 315 Северо-Конитлорского месторождения было отобрано 5 образцов. Микропалеонтологические исследования проводились в лаборатории биостратиграфии ЗапСибИПГНГ ТюмГНГУ. Из этих пяти образцов было выделено 11 проб: 5 – на микрофаунистический, 6 – на спорово-пыльцевой анализы. Фораминиферы были обнаружены только в одной пробе, а спорово-пыльцевые спектры – в четырех.
Особый интерес представляют данные по образцу №1, отобранному в скв. 307, в интервале 2926–2933 м, глубина 1.34 м, из зоны аномального разреза баженовской свиты (рис. 1). Литологически он представляет собой брекчию, состоящую из двух типов пород, плотно спаянных друг с другом по вертикальной оси керна. Одна часть сложена аргиллитом темно-серым, со слабым коричневатым оттенком, визуально слабобитуминозным, тонкоотмученным, с раковистым изломом, очень крепким, окремненным, известковистым, раскалывающимся на остроугольные обломки разнообразной формы. На свежем сколе ощущается слабый запах нефтепродуктов, а при нагревании появляется запах жженой резины. Из этой части сформирована проба №1а на микрофаунистический анализ и проба №1 б — на спорово-пыльцевые исследования.
Другая часть представлена алевролитом светло-серым, крупнозернистым (тонкозернистый песчаник), массивным, на кремнистом цементе, содержащим тонкие, пластичные осколки битуминозных аргиллитов. Из этой части отобрана проба №1в на спорово-пыльцевой анализ.
В пробе №1а определены фораминиферы, которые с определенной долей условности датируют вмещающие отложения поздневолжским временем. Темно-серые со слабым коричневатым оттенком слабобитуминозные аргиллиты из интервала 2926–2933 м (глубина 1.34 м, образец №1а) содержат более 100 экземпляров фораминифер очень плохой сохранности. Стенки раковин забиты кремнистыми минералами, видны лишь фрагменты камер, только в отдельных экземплярах удалось проследить обороты спирали. Фораминиферы принадлежат агглютинированному роду Evolutinella. По общему облику они приближаются к Evolutinella emeljanzevi, распространенной в волжско-берриасских отложениях, но большие скопления этот вид образует в конце волжского века. При проецировании этих данных на нормальный разрез они указывают на верхи баженовской свиты, но несколько ниже ее кровли. Это первый случай, когда из битуминозных пород центральной части территории распространения баженовской свиты в таком количестве выявлены фораминиферы, позволяющие, хотя и не абсолютно точно, но судить о возрасте включающих их отложений. До сих пор встречались лишь единичные раковины из низов баженовской свиты широкого стратиграфического диапазона, что позволяло делать предположение о возможном засорении керна и случайности находок.
Из этих же битуминозных отложений в пробе №1 б определены спорово-пыльцевые спектры, указывающие на волжский ярус, возможно, берриас. Это достаточно стандартный комплекс баженовской свиты, установленный в ряде районов ее распространения.
Комплексирование микрофаунистических и палинологических данных однозначно указывает на волжский возраст анализируемых битуминозных отложений.
В пробе №1в, представляющей собой светло-серый алевролит, выявлен валанжинский спорово-пыльцевой комплекс, во многих районах встречаемый совместно с валанжинскими аммонитами. Этот палинокомплекс больше тяготеет к средней части сортымской свиты, где охватывает верхи ачимовской толщи и перекрывающие отложения. Как правило, в низах свиты не встречается. В верхах сортымских отложений он в ряде разрезов сопровождается спектрами с несколько большим содержанием спор, относимых к валанжин-готериву, как это установлено в скв. 308, в интервале 2815–2826 м, глубина 3.8 м (проба №4 б).
Таким образом, впервые был получен палеонтологический материал, однозначно доказывающий, что сероцветные отложения в зоне аномальных разрезов баженовской свиты моложе битуминозных аргиллитов, слагающих это подразделение. Наряду с текстурными особенностями пород разреза это доказывает, что сероцветные глины, алевролиты, песчаники внедрились в битуминозные отложения после их формирования.
Автор: Брадучан Ю.В., Глушко Н.К., Комиссаренко В.К., Шатова Л.А., Гришкевич В.Ф., Касаткин В.Е., Предеин С.А., Теплоухова И.А.