Группа ученых из Института проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН) под руководством кандидата физико-математических наук Азария Баренбаума разработали концепцию современного происхождения нефти и газа. Концепция предполагает, что нефтегазообразование – это процесс не только геологический, но и климатический, тесно связанный с современным геохимическим круговоротом воды и углерода на нашей планете. Решающая роль в формировании залежей нефти и газа в этом механизме отводится переносу подвижного углерода метеогенными водами, инфильтрующимися под земную поверхность в ходе их регионального климатического круговорота. Поступающий с водами углерод (преимущественно, в форме гидрокарбоната) в условиях земной коры восстанавливается до углеводородов, которые в геологических структурах-ловушках формируют скопления нефти и газа.
Теоретические оценки показывают, что приблизительно до 90% нефти и газа сегодня может быть генерировано по этому механизму. Остальная часть образуется из органических остатков в земной коре. Благодаря активному участию в формировании нефтегазовых залежей метеогенных вод климатического круговорота заметное пополнение месторождений углеводородами осуществляется не за многие сотни тысяч – миллионы лет, а всего лишь за несколько десятилетий.
Таким образом, формирование нефтегазовых скоплений определяется не только условиями образования и накопления углеводородов в недрах Земли, но и процессами круговорота углерода и воды над поверхностью планеты.
Последний фактор в немалой степени зависит от хозяйственной деятельности людей. Современные объемы потребления человечеством природных топлив (7,6 млрд. т углерода в нефтяном эквиваленте), по мнению авторов, способны оказывать влияние не только на глобальное изменение климата планеты, но и на региональные процессы накопления нефти и газа в ее недрах. Ученые считают, что достаточно умеренное по темпам извлечение нефти и газа из залежей не должно сильно влиять на потенциальную нефтегазоносность региона. Однако это верно лишь при условии, что извлекаемые углеводороды будут потребляться в пределах того же гидрогеологического бассейна, что и их добыча.
Наблюдаемое увеличение запасов давно эксплуатируемых нефтегазовых месторождений в регионах с относительно высоким потреблением углеводородов, как считают авторы концепции – прямое следствие процессов современного нефтегазообразования. В числе таких регионов: Татария и Чечня в России, Украина, Азербайджан, штаты Техас и Оклахома в США, Мексика и др.
Так что, если исходить из новой концепции, ресурсы нефти и газа в масштабах всей планеты, оказываются неисчерпаемыми. Правда, отдельные регионы и страны, где происходит преимущественно добыча углеводородов без интенсивного их потребления, вскоре могут столкнуться с проблемой истощения недр.
Автор: Татьяна Зимина