Сопоставление технологий по стоимости снижения выбросов (относительно базовой технологии) дает существенный разброс значений из-за неопределенности показателей технологий и дисконтирования.
Широкий диапазон стоимости снижения выбросов для основных технологий заставляет рассматривать крайне широкий конус сценариев роста платы за выбросы СО2 до 2030 года, как одного из возможных механизмов управления эмиссией ПГ в электроэнергетике.
Исследование адаптации отрасли к пост-киотским механизмам проводится на базе модифицированной версии оптимизационной модели (EPOS-CARBON) с широкими возможностями оптимизации технологических и структурных мер ограничения эмиссии СО2 в электроэнергетике.
Основные изменения в структуре мощностей связаны с ростом доли атомной и газовой генерации. Как следствие, суммарный расход топлива будет снижаться, а доля газа в структуре топливного баланса отрасли – возрастать по сравнению с базовым вариантом.
Из-за инерционности структурных изменений в электроэнергетике эмиссия СО2 до 2020 года будет расти во всех сценариях. В дальнейшем действие платы за выбросы позволит к 2030 г. сократить эмиссию на 25–35% по отношению к базовому варианту.
Основная часть снижения к 2030 г. обеспечивается за счет замещения угля щ у другими видами ТЭР. При высокой плате за выбросы часть снижения обеспечивается также новыми угольными технологиями с улавливанием СО2.
Проведенные расчеты позволили получить кривую потенциальных объемов снижения эмиссии СО2 в электроэнергетике с использованием различных технологий низко- и неуглеродной энергетики
Снижение эмиссии СО2 сопровождается увеличением капиталовложений в электроэнергетику после 2020 года. Плата за выбросы СО2, являясь своеобразным налогом на использование органического топлива, увеличит топливные затраты отрасли в 1,5–2 раза.
Переход р д на траекторию активной экологической политики в электроэнергетике связан с серьезной инвестиционной и ценовой нагрузкой на экономику страны.
Автор: Ф. В. Веселов, к.э.н., А. С. Макарова, к.э.н., А. А. Хоршев, к.э.н.