USD 91.6712

+0.24

EUR 102.039

+0.53

Brent 74.7

+1.74

Природный газ 2.272

-0.03

3 мин
...

Трубоукладочное судно для арктического шельфа России

Создание трубоукладочного судна (ТУС) для арктического шельфа России является чрезвычайно важной и актуальной задачей из-за необходимости освоения богатых месторождения нефти и газа, а также отсутствием в мире ТУС, которые могли бы быть арендованы для работы в тяжелых ледовых и климатических условиях. Большие перспективы строительства морских подводных трубопроводов (МПТ) в России и за рубежом обеспечат максимальную загрузку таких судов.

Трубоукладочное судно для арктического шельфа России

Создание трубоукладочного судна (ТУС) для арктического шельфа России является чрезвычайно важной и актуальной задачей из-за необходимости освоения богатых месторождения нефти и газа, а также отсутствием в мире ТУС, которые могли бы быть арендованы для работы в тяжелых ледовых и климатических условиях. Большие перспективы строительства морских подводных трубопроводов (МПТ) в России и за рубежом обеспечат максимальную загрузку таких судов.

Параметры ТУС должны выбираться на основе оптимизации как компонентов трубоукладочного комплекса (трубоукладочных судов, вспомогательных судов и береговой базы снабжения), так и отдельных этапов укладки морского подводного трубопровода (МПТ). Например, выбор основного параметра ТУС - грузоподъемности, определяемого весом хранящихся на палубе или в трюме труб, зависит от диаметра, толщины и длины труб, количества сварочных постов, грузоподъемности и вылета грузового крана, качки и ледовой прочности судна, а также от грузоподъемности, конструкции и количества судов для перевозки труб и отстояния от береговой базы снабжения (ББС). При этом, особое внимание уделяется технологической безопасности, как укладки, так и эксплуатации МПТ с надлежащей оценкой рисков.

На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования.

Создание перспективных технологических судов арктического плавания требует

углубленной научно-технической поддержки и инновационных проектно-конструкторских решений.

Проектируемое ТУС должно выполнять следующие основные функции и при этом удовлетворять следующим техническим требованиям:

Функции:

Укладка обетонированных стальных труб, а также гибких металлопластиковых труб в открытом море на глубинах 20-500 м, в том числе в мелкобитом льду;

Хранение, подготовка, сварка и укладка стальных труб диаметром до 1220 мм, длиной до 12-24 м, толщиной стенки до 30 мм, рабочим давлением до 25Мпа;

Спуск труб, шлангов и кабелей по туннелю, плавно переходящему в стингер, в средней части корпуса для предохранения от воздействия льда;

Обеспечение скорости хода при волнении - около 12 узлов и во льдах - до 5 узлов.

Технические требования и ограничения:

Выход стингера в пределах ватерлинии в ледовых условиях.

Специальные устройства погрузки, перемещения и хранения труб.

Полная винтеризация технологического комплекса.

Архитектурно-конструктивный тип судна с размещением жилых помещений в носовой части судна, технологических линий в средней части, а машинно-котельного отделения и ангаров в кормовой части.

Установка кранов-манипуляторов с высокой скоростью и точностью погрузки, обеспечивающих грузовые операции без швартовки вдоль борта судна снабжения.

Технические решения концептуального проекта трубоукладочного судна:

Дизель-электрическая ЭУ, движители (ВРК) для движения и позиционирования - 3 в носу и в 3 корме.

Комбинированная система удержания:

система динамического удержания (ВРК - 3 в носу, 3 в корме);

система якорного удержания (якорные линии - 6 в носу, 4 в корме).

Эксплуатация механической установки из ЦПУ без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях.

Централизованная система управления грузовыми и балластными операциями.

Система винтеризации и защиты судовых систем, устройств и оборудования от обледенения.

Повышенная экологическая безопасность.

Непотопляемость при затоплении двух смежных отсеков.

S-метод спуска плети труб в воду по стингеру в пределах корпуса для исключения взаимодействия со льдом.

Специальные грузовые краны с грузовым моментом, обеспечивющим перегрузку обетонированных труб.

Взлетно-посадочная вертолетная площадка.

Технологический цикл подготовки, сварки и спуска трубопровода расположен в закрытом помещении.

Предусмотрены средства для борьбы с обледенением конструкций и оборудования.

При проведении мореходных испытаний ТУС:

Определены кинематические и динамические характеристики системы, находящейся под воздействием волн, ветра и течения во время выполнения операций по укладке трубопровода.

Изучены поведения системы «ТУС + стингер + трубопровод + якорная система удержания».

Проверены расчетные оценки, действующих на компоненты системы при различных волновых условиях.

Получены необходимые оценки, позволяющие эксплуатировать ТУС в арктических условиях (битый лед).

Для определения условий эксплуатации ТУС в ледовых условиях проведены испытания модели ТУС в ледовом бассейне.

На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования

Разработан концептуальный проект трубоукладочного судна, полностью удовлетворяющий требованиям эксплуатации в Баренцевом, Печорском и Карском морях, он является базисом для разработки технического проекта в Крыловском государственном научном центре.

Николай Вальдман