На замененных участках проведена внутритрубная диагностика, по ее результатам выявлены и устранены дефекты, что позволило значительно повысить надежность и безопасность нефтепроводов, а также увеличить срок их эксплуатации.
Нефтепроводы с подкладными кольцами сосредоточены в Центральной части России, Юго-Восточной Сибири. По ним обеспечивается поставка нефти на Уфимскую группу заводов, Пермский завод „Нефтеоргсинтез“, Волгоградский, Рязанский, Сызранский, Ангарский и Ачинский нефтеперерабатывающие заводы.
Основной проблемой эксплуатации нефтепроводов, построенных с применением подкладных колец, является невозможность внутритрубной диагностики МН вследствие возможного повреждения дорогостоящих инспекционных сна-
рядов, а также очистных устройств при проведении очистки внутренней полости нефтепроводов от парафиновых отложений.
Отсутствие результатов внутритрубной диагностики МН с подкладными кольцами общей протяженностью 6700 км не позволяет своевременно проводить ремонт их дефектных участков.
С 1992 по 2004 г. на нефтепроводах с подкладными кольцами произошло 47 аварий и отказов.
К 2004 г. в ОАО „АК „Транснефть“ эксплуатировались участки магистральных нефтепроводов с подкладными кольцами общей протяженностью 4414 км, в том числе 20,5 км на переходах через водные преграды; 48,6 км на переходах через автомобильные и железные дороги; 50 км на участках, проходящих вблизи населенных пунктов.
В 2004 г. была утверждена Программа приведения в нормативное состояние нефтепроводов с подкладными кольцами ОАО „АК „Транснефть“, которая предусматривает поэтапную замену участков МН с подкладными кольцами.
Программой определены объемы и сроки ремонта стыков с подкладными кольцами с учетом приоритетности ремонтируемых участков и выбора метода ремонта: выборочно или путем замены участка нефтепровода. Выборочный ремонт осуществляется путем вырезки стыка с подкладным кольцом.
Участки нефтепроводов с подкладными кольцами сгруппированы по приоритетности, определяющей очередность их ремонта:
— участки на подводных переходах;
— участки на пересечениях с железными и автомобильными дорогами;
— участки вблизи населенных пунктов;
— участки на выкиде НПС;
— оставшиеся участки.
В 2004–2007 гг. проведена замена участков нефтепроводов с подкладными кольцами общей протяженностью 1709,8 км, в том числе в ОАО „Верхневолжскнефтепровод“ – 248,2 км, ОАО «Уралсибнефтепровод“ – 131,4 км, ОАО «Северо-Западные МН“ – 327,7 км, ОАО «Транссибнефть“ – 860,4 км, ОАО «Приволжскнефтепровод» – 122,7 км, ОАО «МН
„Дружба“ – 19,3 км.
В 2008 г. проведены работы по замене 1005,4 км трубы с подкладными кольцами,
в том числе ОАО „Верхневолжскнефтепровод“ – 238 км, ОАО „Приволжскнефте-
провод“ – 224,8 км, ОАО „Уралсибнефтепровод“ – 542,6 км.
На начало 2009 г. остаток незамененных участков МН составил 2059,2 км,
в т. ч. ОАО „Приволжскнефтепровод“ – 143,8 км, ОАО «Уралсибнефтепровод» – 1343 км, ОАО «Северо-Западные МН»
— 421 км, ООО «Востокнефтепровод» (Иркутское РНУ) – 130,5 км, ОАО «Верхневолжскнефтепровод» – 20,4 км.
В полном объеме участки нефтепроводов, построенных с применением подкладных колец, планируется заменить к 2015 г.
В целом на реализацию целевой программы приведения в нормативное состояние нефтепроводов с подкладными кольцами планируется затратить свыше
90 млрд руб. Потребность в трубах для выполнения данной программы составляет более 800 тыс. т.
В 50–60-х годах XX столетия строительство нефтепроводов с подкладными кольцами
было обусловлено отсутствием качественных сварочных материалов и оборудования для
ведения строительно-монтажных работ. Подкладные кольца применялись для облегчения формирования корневого слоя сварного шва. Использовались трубы из сталей марок
19Г, 18Г2, 10Г2С1, а также марок Ц, МК, характеризующихся высоким содержанием
углерода (до 0,24%), недостаточной прочностью (К50), структурой металла с кар-
бидным упрочнением. В местах расположения остающихся подкладных колец интенсивно
скапливались асфальто-парафинистые и гидратные отложения, а кольца препятствовали очистке внутренней полости и дефектоскопии. Расчетный ресурс данных трубопроводов предусматривал их эксплуатацию в течение 35 лет.
В начале 60-х гг. отказ от монтажа стыков труб на остающихся подкладных кольцах требовал изменения схемы организации сварочно-монтажных работ. Проводились поисковые работы по созданию съемных подкладных колец из меди, керамических материалов, стеклолент. Испытывались различные конструкции, в том числе и предложенные многочисленными рационализаторами. Но положительных результатов достигнуть не удалось.
Наиболее эффективными оказались две технологии сварки корневого слоя на весу без
подкладных колец. Одна из них предусматривала применение нового для того времени
метода полуавтоматической сварки в углекислом газе, изобретенного в СССР и удостоенного Ленинской премии. Вторая – разработка для сварки первого слоя принципиально новых типов электродов с тонким газозащитным покрытием, ранее не применявшихся в отечественной практике.
В 1962 г. широкое внедрение полуавтоматической сварки в углекислом газе и электроконтактной сварки целлюлозными электродами позволили полностью отказаться от монтажа стыков на подкладных кольцах.