USD 94.5054

+1.15

EUR 104.4481

+0.8

Brent 76.52

+1.87

Природный газ 2.957

+0.04

...

Умные машины в тени «черного золота»

Умные машины в тени «черного золота»

Российская нефтяная промышленность по-прежнему лидирует среди других отраслей. В 2006 году объем добычи нефти с газовым конденсатом в России составил 480,02 миллиона тонн, что на 2,1% больше по сравнению с 470 миллионами тонн в 2005 году, – такие цифры приводятся в статотчете «О текущей ситуации развития промышленного производства в январе-декабре 2006 года», подготовленном Минпромэнерго. На фоне богатеющей нефтяной отрасли наблюдается заметное отставание других, не менее перспективных отраслей, в том числе машиностроения. Для Новосибирска с его оборонным комплексом вписаться в «нефтеномику» и составить конкуренцию ведущим западным корпорациям остается одной из ключевых задач.

А что у нас?

«Нефтеномика», или экономика «большой трубы» – так называется экономическая модель страны, ориентированной преимущественно на экспорт нефти и газа. Таково экономическое состояние России на сегодняшний день. Новосибирской области не повезло – не входит в разряд нефтеносных регионов. Зато здесь сосредоточен большой машиностроительный и оборонный комплекс. По информации Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, в течение последних трех лет НСО уверенно занимает пятое место в Российской Федерации по концентрации машиностроения и оборонных производств.

С 1989 г. в России происходило сначала постепенное, а с 1991 г. – обвальное снижение добычи. К концу 1990-х гг. добыча нефти в России стабилизировалась на уровне 300–307 млн т, или 8–9% от общемирового показателя. Основные причины падения добычи: разрыв хозяйственных связей, изменение организационной структуры в отрасли, естественное исчерпание ряда крупных месторождений (Самотлор и др.), снижение внутреннего спроса, снижение инвестиций. В последние годы в результате благоприятной международной конъюнктуры и в основном завершения организационных преобразований нефтяная промышленность России находилась на подъеме. Однако не все сибирские регионы смогли встроиться в «нефтеномику».

«Практически все новосибирские машиностроительные предприятия могут производить широкую гамму машин и оборудования для всех отраслей экономики, в том числе и для нефтегазовой промышленности», – отмечает Виктор Андреевич Бажанов, заведующий сектором экономических проблем машиностроения Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. По мнению ученых, сильными сторонами новосибирского машиностроения являются: наличие значимого количества стратегически важных оборонных предприятий; выгодное экономико-географическое положение НСО; высокий предреформенный уровень потенциала оборонных предприятий (производственный и НИОКР), снизившийся за 15 лет, но позволяющий легче адаптироваться к современным ситуациям в оборонной политике; весомый потенциал прикладной оборонной науки; достаточно развитая рыночная инфраструктура; сохранившиеся резервы освоения новой продукции; рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции; незадействованные производственные мощности для быстрого увеличения объема производимой продукции; близость к научно-техническому потенциалу области.

На территории области ведутся научные прикладные исследования по машиностроительной тематике, конструирование продукции, проектирование ее производства. Складирование, производство продукции могут производить более 40 крупных оборонных и гражданских машиностроительных предприятий, в том числе 23 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП). Вот неполный перечень продукции, производимой новосибирскими машиностроителями для ТЭК:

Комплексные системы управления для нефтегазодобычи; аппаратура высокочастотного индукционного каротажа нефтегазовых скважин – кабельный прибор электромагнитного каротажа; коммутационная аппаратура; полупроводниковые приборы и изделия; электрические машины и электродвигатели; запорные клапаны; электроагрегаты и электростанции; каталитические теплофикационные установки, топливно-дизельные парогенераторы; механизмы электрические прямоходные; станции управления насосными агрегатами низковольтными; трубы электросварные прямошовные из углеродистой и нержавеющей стали; газоанализаторы; универсальные автоматические источники гидропитания; автономная система каротажа в процессе бурения скважин (получение геофизической информации непосредственно в процессе бурения); автоматизированная система управления технологическим процессом работы кустов нефтедобывающих скважин, оснащенных ЭЦН и ШГН; 60-канальная телеметрическая сейсморазведочная система; кабельная ловушка зондов для извлечения из скважин автономных и аварийных устройств; интервальный эксгаустер для интенсификации притока нефти в заданном интервале перфорации; дизель-генераторы судовые аварийные и вспомогательные мощностью 30, 50, 60, 75 кВт; регулируемый привод на основе машин двойного питания для привода машин с «вентиляторной» характеристикой (мощные дымососы, вентиляторы, насосы и т. д.); станции частотного управления насосными агрегатами высоковольтными; буровая установка для скважин большого диаметра на базе трелевочника ТТ-4; автономный модуль нейтрон-нейтронного каротажа на базе генератора нейтронов для систем каротажа в процессе бурения; преобразователи избыточного давления и разности давлений (создание приборов с повышенными метрологическими и эксплуатационными характеристиками); технология поисков месторождений углеводородного сырья (УВС) комплексом несейсмических полевых методов; преобразователи избыточного давления и разности давлений; пневмомолот для бестраншейной замены стальных труб «Трубобур»; индукционный источник света оптического излучения (используется как сверхмощный источник света для освещения площадей и крупных объектов); пневмоимпульсная система для очистки трубопроводов; система учета природного газа; скважинная информационно-измерительная система (ИИС) для интеллектуализации работы добывающих скважин.

Многие образцы являются качественно новыми разработками, не имеющими аналогов на внутреннем и внешнем рынках. Так, например, новосибирское ЗАО «Сибтехномаш» реализует проект, предусматривающий серийное производство сваебойных гидравлических молотов. Пилотная линейка новосибирских гидромолотов представляет собой патентно-чистые сваебойные гидромолоты нового поколения. По основным техническим характеристикам – частоте ударов, энергии удара и коэффициенту полезного действия сваебойные гидромолоты значительно превосходят зарубежные аналоги.

ЗАО НПФ «Сиант» – один из крупнейших поставщиков оборудования и деталей для нефтегазодобычи. Их ноу-хау – разработка кустовых газлифтных комплексов АСУР и АСУТП «Газлифт» для центрального управления 320 скважинами. По мнению экспертов, данное оборудование хорошо тем, что полностью автоматизировано. ЗАО НПП ГА «Луч», кроме «оборонки», наладило выпуск аппаратуры электромагнитного каротажа нового поколения для исследований в поисково-разведочных и эксплуатационных нефтегазовых скважинах. В разных регионах России эксплуатируются свыше 300 комплектов кабельной аппаратуры «ВИКИЗ», освоенной серийно и являющейся основной продукцией. Совместно с Институтом геофизики СО РАН за последние годы разработаны и внедрены автономные модули «ВИКИЗ» для исследования горизонтальных скважин на буровом инструменте; автономная аппаратура исследования боковых стволов, бурящихся из старого фонда скважин (серия «Алмаз-1»); забойная телеметрическая система для каротажа в процессе бурения, электро-магнитный дефектоскоп, прибор гальванического зондирования ГКЗ-10. ПНП «Болид» производит для ТЭК следующее оборудование: панели греющие ПЭГ-500; электроконвекторы ЭлКоН; резисторы для заземления нейтрали. В разработках используют новый материал ЭКОМ с электропроводящими добавками. С ресурсодобывающими регионами работают и другие новосибирские предприятия: ГП «Север», НПО «ЭЛСИБ» ОАО, ЗАО «Автоматика», ФГУП «НЭВЗ», ОАО «Сибэлектротерм», ОАО «НЗМК», ОАО «НЭРЗ», ООО НП «Тайра», ООО «Хаисса», компания «Модульные системы Торнадо». «Гражданские и оборонные предприятия НСО в принципе способны обеспечивать реализацию крупных проектов ТЭКа. Например, освоить производство оборудования для новых нефте- и газопроводов, в частности газотурбинных установок для новых газопроводов и замены на старых. Сегодня износ нефтепроводного транспорта составляет до 65 процентов», – говорит Виктор Бажанов.

Наш восток привлек западных производителей

В прошлом году произошло событие, подогревшее аппетиты многих компаний, в том числе и новосибирских машиностроителей. Речь идет о начале сооружения трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Оператор проекта, компания «Транснефть», действительно привлекла к сотрудничеству многие российские заводы (Орел, Челябинск и т.д). Но ни одно новосибирское машиностроительное предприятие не получило заказа для ВСТО! Хотя сибиряки накопили давний опыт работы в нефтяном секторе. Например, головное предприятие бывшего Союза, «Элсиб» более тридцати лет специализируется на выпуске асинхронных высоковольтных 2-полюсных двигателей, предназначенных не только для энергетики, но и для предприятий нефтепереработки и нефтедобычи. За последние четыре года «Элсиб» наладил качественно новую линейку двигателей серии типа 4АЗМО. Они отличаются тем, что имеют воздуховоздушное охлаждение, не требуют подвода технической воды, а значит, могут применяться в самых суровых климатических условиях.

«Опытно-промышленную эксплуатацию и дальнейшее применение двигатели нашли на нефтегазодобывающих предприятиях Западной Сибири на приводе насосов систем поддержания пластового давления. В 2006 году мы ощутили увеличение спроса на них. Интерес к новому оборудованию связан с тем, что предприятия ожили, появилась возможность реконструкции оборудования», – рассказывает Евгений Григорьев, руководитель группы исследований и проектов НПО «Элсиб». Свою долю по поставкам двигателей для оператора трубопроводной системы «Транснефть» и «Транснефтепродукт» на «Элсибе» оценивают в 50 процентов. Как и остальные предприятия, завод надеялся на получение заказа от «Транснефти» для ВСТО. Но оказался не у дел. «Элсиб» в принципе не смог выставить предложение для проекта. Дело в том, что «Транснефть» долго тянула с параметрами оборудования, и в самом конце решила сделать упор на очень мощные машины – более 12 МВт. А у завода таких машин нет, впрочем, как и везде в России. Их надо разрабатывать, самые мощные в России сегодня – на 8000 кВт. Мы просто не смогли в сжатые сроки подготовить даже эскизный проект двигателя для составления технико-коммерческого предложения. Так что можно сказать, что новосибирские машины не рассматривались вообще. Но ситуация выглядела так, что все решено было заранее, и запрос на «Элсиб» являлся простой формальностью. Надо сказать, что завод «Привод“, наш конкурент из г. Лысьва, сделал предложение по синхронным двигателям, которые готов был разработать, но он не прошел вместе с Пролетарским заводом – разработчиком насосов (на самом деле в конкурсе участвовал агрегат в сборе – насос и двигатель). Так по этому поводу Пролетарский завод даже писал возмущенные открытые письма», – объясняет Е. Григорьев. В результате на ВСТО вскоре заработает немецкое и швейцарское оборудование. «Неудивительно, что усилились позиции иностранных предприятий. За рубежом сформированы серьезные транснациональные холдинги с огромными ресурсами, с которыми нам пока трудно тягаться без солидных инвестиций. Но, на взгляд сибиряков, решающую роль сыграла не ценовая, а политическая конкуренция и отсутствие нормальной стратегии развития „Транснефти“ с заявленными и реализуемыми целями. По крайней мере, так считают на „Элсибе“. Но объективно для доводки до „их“ качества нужны „их“ инвестиции. Деньги на машиностроение выделяются, но не в нужных объемах. „Несмотря то что в 2006 году госзаказ для местных заводов был увеличен на 50 процентов, из всего ассортимента выпускаемой продукции не более десятка видов конкурентоспособны на мировом (единицы) и внутреннем рынках. До сих пор продукция и технологии относятся к устаревшим технологическим укладам – третьему и четвертому, даже по оборонной продукции (развитые страны уже живут в пятом-шестом укладах)“, – отмечает В. Бажанов.

А ведь Россия еще даже не вступила в ВТО.

В 2003 году городские власти Новосибирска приняли комплексную целевую программу «Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года». Реализация программы возложена на научные организации СО РАН, отраслевые институты, промышленные предприятия и организации города под эгидой департамента промышленности, науки и технологий мэрии. Кроме местной программы, существует еще и межрегиональная программа «СибВПКнефтегаз». Насколько данные программы жизнеспособны? На этот вопрос руководители многих машиностроительных предприятий решительно отказалась отвечать, ссылаясь на последующую нелояльность со стороны властных структур. На условиях анонимности один источник признался, что «программы не более чем протоколы намерений на бумаге». Тот же источник сказал, что какие бы программы не принимались на местах, они мало способны повлиять на политику нефтяных компаний, которые заинтересованы более в сиюминутной выгоде, нежели создании альтернативного базиса в стране, развитии других отраслей, кроме нефтяной.