USD 93.2221

+0.51

EUR 104.1735

+0.7

Brent 71.86

-0.05

Природный газ 2.899

-0.01

5 мин
...

Почему даже самым лучшим молотком невозможно выкрутить винт

Как повысить эффективность труда операторов? Для решения этой проблемы предприятия всё чаще обращаются к динамическом имитационному моделированию. Однако за последнее время динамические модели совершенствовались гораздо более интенсивно, чем навыки операторов. С чем это связано?

Почему даже самым лучшим молотком невозможно выкрутить винт

Как повысить эффективность труда операторов? Для решения этой проблемы предприятия всё чаще обращаются к динамическом имитационному моделированию. Однако за последнее время динамические модели совершенствовались гораздо более интенсивно, чем навыки операторов. С чем это связано? В данной статье рассматривается роль, которую динамическое имитационное моделирование технологических процессов должно играть в программе обучения для выработки, совершенствования и поддержания на должном уровне знаний и навыков операторов Понимание того, что в работе над совершенствованием знаний и навыков операторов надо обращать внимание на динамическое имитационное моделирование технологических процессов (ТП), пришло в перерабатывающую промышленность давно, ещё несколько десятилетий назад. Популярности данной технологии также значительно способствовала эволюция аппаратного и программного обеспечения. Поэтому тренажеры для обучения операторов стали обычной составляющей современных проектов. Однако построить динамические модели ТП, которые бы отвечали минимальным требованиям, предъявляемым учебными программами, оказалось не простой задачей. Необходимо было усовершенствовать их таким образом, чтобы они отвечали необходимым характеристикам устойчивости, скорости, достоверности. В процессе эволюции появилась возможность извлечения синергетического эффекта из различных способов применения имитационных моделей ТП в рамках одного проекта. Сегодня инвестиции в обучение операторов приносят отдачу в виде валидации технологических схем и схем управления, сокращения сроков разработки систем упреждающего многовариантного регулирования, проверки конфигураций распределенных систем управления, пробных прогонов пуска и останова и т. п. Именно эта синергия обычно понимается под «жизненным циклом имитационного моделирования». С чего начать выработку опыта? Сегодня вряд ли кто-либо не согласится с тем, что наличие тренажерной системы на базе динамического имитационного моделирования ТП - краеугольный камень компетентно составленного управленческого плана. Однако каким образом внедрение тренажера для операторов позволяет достичь поставленных целей обучения? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо представлять себе задачи обучения. Однако зачастую достаточно сложно определить минимальный уровень подготовленности оператора, необходимый для безопасной эксплуатации предприятия, когда это предприятие еще даже не существует. Ситуацию усугубляет еще и то, что любая сложность определения минимального необходимого уровня подготовки часто усугубляется отсутствием конкретных ответственных лиц. Кто отвечает за определение этих минимальных требований? Специалисты, которым предстоит непосредственно работать с будущими активами заказчика (эксплуатационники, ИТ-специалисты)? Проектная группа заказчика? Владелец лицензии на технологический процесс? Генеральный подрядчик? Поставщики тренажерных систем и/или систем имитационного моделирования? Дополним эту и без того путаную картину еще одним вопросом: как и когда необходимо интегрировать в проект концепцию жизненного цикла имитационного моделирования?
Прямой ответ на эти вопросы дать нелегко, однако в большинстве случае отправной точкой для построения системы управления профессиональной квалификацией будут технические условия на проект.
Составление технических условий
Тренажер с множеством функциональных возможностей вовсе не гарантирует, что у предприятия будут опытные операторы. Выработка и совершенствование операторских навыков становятся возможными только при наличии осмысленного плана обучения в сочетании с наиболее подходящим инструментарием.
Кто же должен составлять технические условия? Это не столь важно - при условии, что занимающийся составлением технических условий специалист будет получать и учитывать мнения различных заинтересованных лиц. В построении тренажерной системы участвуют главным образом инженеры-технологи и инженеры по автоматизации, однако обеспечение должного уровня подготовки операторов предполагает привлечение значительно более широкого круга лиц, включая специалистов по эксплуатации, ИТ-специалистов, специалистов по техническому обслуживанию и даже представителей отдела кадров. Однако что должно оговариваться в этих технических условиях? Какие функциональные возможности следует предусмотреть, чтобы обеспечить достижение целей обучения? План обучения Что подразумевается под правильной работой оператора? Оценка подготовленности операторов, несомненно, - субъективная и непростая задача, однако структурированное и последовательное измерение результатов обучения может быть единственным способом выработки необходимых навыков. Оценку результатов ни в коем случае нельзя рассматривать как отдельно взятый числовой показатель - абсолютное число вряд ли сможет сказать вам, насколько хорошо обстоят дела. Однако, если посмотреть на динамику результатов во времени, можно увидеть, что ситуация изменилась, - следует надеяться, что к лучшему. Зачастую программа обучения вырабатывается уже после приобретения тренажера. Это моет привести к тому, что реально будет использоваться лишь небольшая часть функций купленного инструмента, или он окажется совершенно бесполезным. Тренажерная система - это инструмент, способный затрагивать интересы целого ряд отделов и сотрудников: специалистов по эксплуатации, автоматизации и управлению, технологов и ИТ-специалистов, а также специалистов по кадрам. Не все компании располагают ресурсами, желанием или «критической массой» для создания специального отдела подготовки кадров, в задачи которого будет входить разработка планов обучения, однако все это не делает учебную программу чем-то необязательным.
Концепция жизненного цикла имитационного моделирования
Концепция жизненного цикла имитационного моделирования становится модной составляющей большинства технических условий. Эта концепция предполагает наличие единой модели технологических процессов, которую можно использовать для решения всех задач по проектированию, модернизации или оптимизации производственного объекта. Публикуемые в последние годы сообщения о немалых выгодах, обеспечиваемых такой синергией, положительно повлияли на ее популяризацию. Тем не менее, принцип реализации этой концепции может быть совершенно иным для каждого отдельного проекта, и реальность может оказаться значительно более сложной, поскольку на нее будет влиять целый ряд факторов.
Одним из основных ограничений может быть объем модели, поскольку потребности всех участников проекта вряд ли будут совпадать. Некоторые из них могут быть заинтересованы в моделировании всего предприятия, тогда как другие в одних только компрессорах. Другая проблема - финансовая сторона, поскольку некоторые компании предпочитают строить собственные модели технологических процессов, а не брать существующие.
Преимущества от применения имитационного моделирования значительно выше, чем от отсутствия необходимости преодолевать эти препятствия. В качестве довода против двух упомянутых выше ограничений (объем модели и затраты) можно сказать, что в пределах одной среды имитационного моделирования использование одних и тех же расчетов свойств, эксплуатационных блоков и допущений моделирования позволит легко справиться с этими ограничениям и получить отличную отправную точку для внедрения концепции. Несложно, однако, представить, что этот выбор необходимо делать на ранних этапах реализации проекта, а не за две недели до ввода тренажерной системы в эксплуатацию. Чтобы не терять контроль над ситуацией и отдавать себе отчет в эффективности разработанного плана обучения, не забывайте измерять результаты. Как минимум желательно сравнивать уровень подготовки отдельных операторов с предопределенным набором оптимальных показателей. Помните, что ваша конечная цель - это выработка компетентности.
Также следует помнить: если вам действительно хочется охватить все потенциальные возможности, рассматривайте жизненный цикл имитационного моделирования как можно раньше, чтобы определить реалистичный объем реализации этой концепции в его рамках. Определять необходимый жизненный цикл имитационного моделирования на этапе ввода в эксплуатацию уже нецелесообразно.

Выработка опыта - непростая задача, однако, если с самого начала помнить о своей конечной цели, вы сможете избежать большого количества проблем.