Скальный лист и композитная форма монтажного стыка – продукты зарекомендовавшие себя на рынке нефтегазовой отрасли.
О том, как привычные технологии были усовершенствованы и модифицированы, с учетом сохранения высокого качества, рассказали на VII международной конференции КОМПОЗИТЫ СНГ, которая проходит 26-27 сентября в Сочи.
Основная тема конференции – применение композитных материалов в транспортном потоке. Композиты применяются в сфере транспортных трубопроводов уже более 20 лет. Их используют при текущих ремонтах и для усиления участков стенки трубопроводов, ослабленных под воздействием коррозии. Изоляционные материалы должны отвечать не только потребностям заказчика в техническом и коммерческом плане, но и быть безопасными для окружающей среды.
При выборе материалов для ремонтных работ заказчики зачастую обращаются к производителям с потребностью, например, увеличить прочностные характеристики, сохранив прежнюю толщину изделия, или поставить материал определенного размера.
- В процессе применения скального листа «ГРИНКОД» заказчики не раз обращались к производителям с запросом по созданию аналога, но для труб меньшего диаметра, - рассказал в своем выступлении Владимир Сулым, заместитель генерального директора «Стеклонит Менеджмент». - Летом этого года, в результате научных исследований, нами был разработан усовершенствованный скальный лист. Новый материал производится из стойкого к климатическим воздействиям и агрессивным средам прочного полимера. Дополнительно мы усилили его сеткой высокой прочности с одной стороны и слоем нетканого полотна – с другой. Такое сочетание обеспечивает высокую прочность, стойкость на пробой и прокол, при этом лист обладает достаточной гибкостью и может применяться для защиты трубопровода от самого маленького диаметра - 114 мм, до самого большого - 1420 мм.
Скальный лист применяется нефтегазовыми компаниями для дополнительной защиты в скальных и мерзлых грунтах. Материал представляет собой композит, изготовленный на основе современного высокопрочного материала из стекловолокна и нетканого синтетического полотна, пропитанный экологически безопасными термопластичными смолами.
Продолжая тему защиты изоляции трубопроводов в агрессивных средах, в данном случае – в водоемах, на конференции был представлен еще один продукт – композитная форма монтажного стыка ФЗПУ-АРМАТОН.
Самым уязвимым местом морских магистральных трубопроводов является подводный стык. Именно поэтому его изоляции уделяется максимум внимания. ФЗПУ – изделие, выполненное из специального композитного материала, состоящего из соединенных между собой термическим, химическим или другим способом тканых и гидроизоляционных материалов. Материал применяется в качестве формы (опалубки) для заполнения полиуретановой пеной зоны сварного стыка обетонированных труб при прокладке подводных трубопроводов, при этом обеспечивает удобство и безопасность работ.
По словам специалистов «Тверьстеклопластик», композитная форма монтажного стыка ФЗПУ-АРМАТОН включены в Российский морской регистр судоходства. Теперь, форма производится из более гибкого материала - специально подобранной композиции полиолефинов. Полимерная лента вначале термически скрепляется с прочной армирующей сеткой, а затем проходит стадию радиационной модификации пучком ускоренных электронов в специальной радиационной камере. Подобная технология является уникальной. В результате процесса происходит упрочнение материала на 15-30%. Таким образом повышаются физико-механические свойства материала и его гарантийный срок.
Ремонт стратегических объектов, таких как трубопроводы, требует постоянного совершенствования качества используемых материалов. Именно композитная отрасль способна обеспечить подобное соотношение необходимых технических характеристик и высокого качества.