Москва, 22 мар - ИА Neftegaz.RU. Минфин предложил перенаправить 112 млрд руб., выделенные на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, на строительство терминала Утренний для 2го завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) НОВАТЭКа Арктик СПГ-2.
Средства пойдут на покрытие дефицита финансирования строительства терминала Утренний.
Как выяснил РБК, эти предложения Минфин направил в правительство в начале марта 2019 г.,
Проект входит в федеральные программы Северный морской путь и Морские порты России, которые позволят увеличить грузопоток по Северному морскому пути (СМП) до 80 млн т и мощность морских портов России до 1,3 млрд т к 2024 г.
В РЖД информацию никак не прокомментировали.
Курирующий транспорт вице-премьер М. Акимов заявил, что пока нет решений о перераспределении средств нет, а есть только идеи и пока преждевременно их обсуждать.
Арктик СПГ-2 - 2й завод по производству СПГ НОВАТКа, предусматривает строительство 3х очередей мощностью 6,6 млн т/год каждая на основаниях гравитационного типа (ОГТ).
По состоянию на 31 декабря 2018 г., доказанные и вероятные запасы Утреннего месторождения, являющегося ресурсной базой проекта, по стандартам PRMS составили 1,138 трлн м3 природного газа и 57 млн т жидких углеводородов.
По российской классификации запасы месторождения составили 1,978 трлн м3 природного газа и 105 млн т жидких углеводородов.
Ожидаемый срок запуска 1й линии - 2022-2023 гг., с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 гг.
5 марта 2019 г. НОВАТЭК подписал со своим партнером по Ямал СПГ - Total - договор купли-продажи доли участия в проекте Арктик СПГ-2.
На данный момент обсуждается участие в проекте Saudi Aramco.
Благодаря реализации проекта НОВАТЭК обещает перевозить по Северному морскому пути (СМП) 46,7 млн т, то есть более 50% от цели в 80 млн т, которая предусмотрена майскими указами президента РФ.
Терминал Утренний будет расположен на п-ве Гыдан
Также необходимо реконструировать судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря.
При этом ранее сообщалось, что терминал Утренний не будет таким масштабным, как Ямал СПГ.
Например, аэропорт Арктик СПГ-2 проекта будет лишь вспомогательным
Тем не менее на работы потребуется 103,8 млрд и 8,3 млрд руб. соответственно.
Чтобы вовремя запустить Арктик СПГ-2, нужно уже в 2019 г. начать обустраивать новый терминал и проектировать канал.
В феврале 2019 г. Л. Михельсон обратился к президенту РФ В. Путину с просьбой предусмотреть расходы на инфраструктуру при ближайшей корректировке федерального бюджета.
Напомним, что в декабре 2018 г. на совещании в пос. Сабетта премьер-министр РФ Д. Медведев поручил до весны 2019 г. проработать вопрос об определении источников финансирования строительства необходимой портовой инфраструктуры, включая терминал Утренний, и реконструкции судоходного подходного канала к Сабетте.
Ближайшая корректировка объемов финансирования развития СМП намечена на май 2019 г., это слишком поздно для НОВАТЭКа: работы должны начаться уже летом.
Терминал строится в Арктике, и если НОВАТЭК не успеет в короткий навигационный период, работы могут перенестись на год.
А это будет критично для проекта, т.к. Россия быстрыми темпами пытается занять свое место на перспективном рынке СПГ, пока он только формируется.
Н а данный момент Россия сильно уступает конкурентам на рынке СПГ, заняв по итогам 2017 г. лишь около 4% рынка.
В 2017 г. экспорт СПГ из России составил 11,7 млн т (16 млрд м3), что соответствует 6,5% в суммарном экспорте природного газа из России.
Строительство ВСМ от г. Москва до г. Казань длиной 800 км обсуждается с 2013 г.
Магистраль позволит сократить время поездки между городами с 11,5 до 3,5 часа.
С тех пор стоимость проекта РЖД выросла примерно с 1 трлн до 1,6 трлн руб.
При этом предполагается, что государство выделит на проект безвозвратный взнос в размере 700 млрд руб.
В январе вице-премьер М. Акимов одобрил строительство первого участка в 301 км от г. Железнодорожный в Московской области до г. Гороховец во Владимирской.
В комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. участок оценивается в 621,8 млрд руб.
Минфин не раз критиковал этот проект РЖД.
В декабре 2018 г. министр финансов А. Силуанов назвал его экономически нецелесообразным, т.к. между г. Москва и г. Казань уже налажено пассажирское авиасообщение.
В конце 2018 г. проект критиковал и министр экономического развития М. Орешкин.
По его словам, нельзя исключать, что правительство вовсе откажется от строительства трассы.
На данный момент разногласия в правительстве сохраняются.
По оценками Минфина, пассажиропоток в проекте РЖД как минимум завышен в 2 раза.
Строительство ВСМ может не только не окупиться, но и оказаться убыточным для РЖД.
Идея перенаправить деньги с ВСМ на Арктик СПГ-2 выглядит рациональной.
По мнению экспертов, запуск Арктик СПГ-2 имеет понятный экономический результат, кроме того, проект действительно даст четко измеримый мультипликативный эффект для промышленности и экономики, в то время как ВСМ Москва - Казань - эфемерный проект, который вряд ли окупится.
Автор: Д. Савосин